«Коррекция речи в режимных моментах ДОУ»
консультация по коррекционной педагогике

Голикова Елена Владимировна

Развитие речи в режимных моментах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_rechi_v_rezhimnyh_momentah_dou.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

                           «Коррекция речи в режимных моментах ДОУ»

           Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звукослоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

–недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;

–слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;

–нарушения звукопроизношения;

–недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);

–бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;

–снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:

–развитие общей и мелкой моторки, координации движений;

–развитие мимики, самомассаж лица;

–развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;

–развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;

–развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;

–развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;

–обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;

–формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта;

–развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ, пересказ)

Особенности закрепление речевых умений в режимных моментах

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей.

Необходимо оречевление действий, которые выполняют дошкольники.

                                  Развитие речи в режимных моментах

Режимный момент

Работа по развитию речи

Утренний прием

создание активной речевой ситуации

До завтрака

  • автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда);
  • речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)

Гигиенические процедуры

  • развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук;
  • упражнения на отработку воздушной струи;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)

Перед приемом пищи

артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

НОД

развитие связной речи

Прогулка

  • развитие общей моторики и координации движений;
  • элементы логоритмики;
  • подвижные игры с речевым сопровождением:
  • речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде сущ. и прилагательных, подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов;
  • игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия («Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звукобуквенный анализ);
  • создание активных речевых ситуаций.

Сон

  • развитие речевого внимания;
  • ознакомление с художественным словом.

Подъем

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • самомассаж лица и кистей рук;
  • элементы логоритмики;
  • ознакомление с малыми формами художественного слова

Вечернее время

  • автоматизация звуков;
  • игры на звукоподражание и звукоразличение;
  • игра «Магазин» (звукослоговой анализ);
  • речевые игры на развитие лексико-грамматического строя речи;
  • игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу»);
  • разгадывание и придумывание загадок и др.

Взаимосвязь в работе всех специалистов, взаимодействующих с детьми дошкольного возраста, посещающими логопедические группы, позволяет значительно быстрее исправлять речевые недостатки:

–автоматизировать звуки;

–формировать необходимые лексико-грамматические конструкции;

–накапливать словарный запас;

–помогать развитию связной речи.

Использованная литература:

  1. Иванова О.Ф. Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя // Научно-методический журнал Логопед, 2009, №3
  2. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 96 с.
  3. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. – 24 с.

   

                                       Составила:

                                       Голикова Е.В.,

                                       учитель-логопед высшей кв.категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи в режимных моментах в первую половину дня во второй младшей группе. Лексическая тема «Семья».

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Семья ", распределённого в основных режимных моментах.Ориентирован на вторую младшую группу детского сада....

Консультация для родителей "Развитие речи в режимных моментах".

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательно...

Развитие речи в режимных моментах в первую половину дня во второй младшей группе. Лексическая тема «Семья»

План-конспект включает в себя подборку речевого материала по лексической теме " Семья ", распределённого в основных режимных моментах.Ориентирован на вторую младшую группу детского сада....

Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"

В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены  методы работы для ра...

Развитие речи в режимных моментах

развитие речи в режимных моментах...

Использование игр и упражнений по формированию и развитию просодических компонентов речи в режимных моментах

Одним из  симптомов данных речевых нарушений является несформированность просодической стороны речи.    Под просодикой следует понимать голосовые характеристики (сила, высота...

"Использование инновационных игровых приёмов активизации формирования грамматического строя речи в режимных моментах"

Грамматический строй речи - это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Существует множество методов и приёмов по активизации грамматического стр...