Главные вкладки

    Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"
    консультация по развитию речи (младшая группа) на тему

    Юрченко Ольга Ивановна

    В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены  методы работы для развития связной  речи  у детей для педагогов ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_razvitie_rechi_vo_2_ml._gr.docx29.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад общеразвивающего вида № 35

    Развитие связной речи в режимных моментах у детей  младшего дошкольного возраста

                                                    Работу выполнила

                                                                              воспитатель МБДОУ ДСОВ №35

                                                                   Юрченко Ольга Ивановна.

                                                                        Дата проведения:10.03.2015г.

                                                          ст. Челбасская

    2015 год

    Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста

             В настоящее время Россия переживает трудный период своей истории. Всесторонний кризис в стране не мог не отразиться на состоянии родного языка. Когда-то великий и могучий, русский язык сегодня утрачивает свою духовность, перестает быть средством нравственного воспитания, способом человеческого общения, инструментом познания окружающей действительности. Оскудение и засорение русского языка  лишает народ корней, исторического оптимизма, приводит к невосполнимым утратам русской духовности и культуры.

             Известно, что владение богатством русского литературного языка является показателем интеллекта и общей культуры человека. Дошкольный возраст характеризуется как сензитивный период усвоения речи. В связи с этим одной из важнейших задач дошкольных учреждений России на современном этапе является формирование у детей общепризнанных норм русского литературного языка.

              Первые осмысленные слова, произносимые ребёнком, появляются к концу первого года.По своему значению эти первые слова ребёнка выражают преимущественно потребности, аффективные состояния, его желания.

    Обозначающая функция речи выдаётся позднее (приблизительно к полутора годам). Её появление знаменует значительный сдвиг в развитии ребёнка. Ребёнок начинает интересоваться названиями предметов, требуя ответа на вопросы "что это? ". Результатом этой активности является начинающийся быстрый  рост словаря, особенно имён существительных. В этот момент ребёнок делает величайшее открытие в своей жизни: он открывает, что каждая вещь имеет своё название.

                Своеобразные словообразования и словоизменения, в большом количестве встречающиеся у ребёнка 2 – 5 лет.

     В первый период появления предложений (2 – 2,5 года) речь ребёнка представляет собой простое рядоположение главных предложений; придаточные предложения отсутствуют: ребёнок овладел лишь формой паратаксиса (форма главного предложения).Опираясь на свой опыт, могу сказать, что главные предложения не связаны или очень слабо связаны такими союзами, как "и", "и вот", "и ещё". Затем, примерно с 2,5 лет, начинает появляться форма придаточного предложения – гипотаксис. Это значит, что в речи ребёнка устанавливаются отношения подчинения (между главным и придаточным предложениями) и соподчинения (между различными придаточными предложениями). Архитектоника речи усложняется, выделяются отдельные, относительно самостоятельные части речи, которые связываются между собой различными отношениями – пространственными, временными. Работая воспитателем в детском саду, я хорошо знаю,что около 3 лет появляются первые "почему", выражающие причинные отношения.

           Работая с младшими дошкольниками,я убеждена,что успешная реализация программных задач в дошкольных учреждениях зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной, продуманной развивающей среды.

           Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов, непосредственно работающих с детьми в течение дня.

            Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить попросить. Их сообщения и объяснения на треть состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

           Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. В этом возрасте особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно.

           С этой целью  я использую картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

           Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

           Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, я,так или иначе, подвожу его к овладению связной речью.

           Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

    Что делает мама? (Читает)

    Что делает собака? (Лает)

    Что делают дети? (Поют)

    Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения – подлежащее и сказуемое). Можно использовать картинки из альбома О. И. Соловьевой.

    Что девочка делает? – Девочка рисует.

    Что делают ребята? – Ребята слушают радио.

    Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

    Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа  «закончи предложение»:

    -Учитель учит кого? (Учеников)

    -Почтальон разносит что? (Письма, газеты)

    -Часовщик чинит что? (Часы)

    -Врач лечит кого? (Больных)

        Рассматривая картинки или игрушку вне занятиях- «по между прочим»(в это время дети чувствуют себя раскованней), дети распространяют предложение( с помощью воспитателя).

    -Это кто? – Кошка.

    -Какая кошка? Кошка. – говорит воспитатель, понижая голос…

    -...пушистая, – договаривают дети.

    -Что делает пушистая кошка?

    -Пушистая кошка. лежит на коврике.

    -Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

        Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается).

    В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов.

             Для детей младшего дошкольного возраста не ставится задача обучения рассказыванию, однако,я считаю, уже на этом этапе должна проводиться подготовительная работа.

              Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

    Мама купила в магазине морковь, лук.

    У бабушки в деревне живут кошка, собака, корова и теленок.

    Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» – «Мебель»).

    Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

    В детский сад привезли новую мебель: столы, стулья, шкафы.

    В овощном магазине продают вкусные фрукты: лимоны, яблоки, апельсины.

    Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его.

            Из опыта работы,могу сказать,что сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична.

             Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи.

            Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем – употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

            Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме, даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).

           Составление предложений на занятиях в младших группах, как мною было замеченно, вызывает значительные трудности. На занятии эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринужденность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос предложением и ограничиваются отдельными словами. Вместе с тем те же дети, рассказывая мнео своем доме, о братьях, о любимых игрушках, не только правильно строят предложения, но и объединяют их в высказывания.

            Поэтому необходимо развивать речь детей не только на занятиях, но и обращать максимальное внимание на речь детей в течи всего дня(во всех режимных моментах).

           Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи.

            Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой.

    С существующими различиями отмечают определенную схожесть и взаимосвязь диалогической и монологической форм речи. Прежде всего, их объединяет общая система языка. Монологическая речь, возникающая у ребенка на основе диалогической, впоследствии органично включается в разговор, беседу.

    Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных  «высказываний» как коммуникативные единицы (от отдельного предложения до целого текста), законченные по содержанию и интонации и характеризующиеся определенной грамматической или композиционной структурой. К характеристикам любого вида развернутых высказываний относятся: связность, последовательность и логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей.

            В речи ребенка к концу четвертого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они...»), переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств.

            В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

             Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением.

             Я ,работая над развитием связной речи,детям предлагаю несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

    1.- Мальчик делает лодочку.

       -Мальчик делает лодочку девочке.

       -Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

     2.- Девочка рисует клоуна.

        -Девочка рисует клоуна карандашами.

        -Девочка рисует клоуна цветными карандашами.

             Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации.

    -Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).

    -Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).

    -Юра взял топор, он будет (рубить).

    -Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).

    Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением.

    -Кого ведут в детский сад?

    -Кого учит учитель?

    -Что рисует художник?

             Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

             Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.

    «Закончи предложение»:.

    -Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя (ей было страшно).

    -Тане подарили куклу, потому что…

    - Мы пошли гулять на улицу, когда…

    - Дети пошли в школу, чтобы…

    -Надя не послушалась маму, поэтому…

    - Пошел дождь, но мы…

    «Ответь на вопросы».

    -Почему птицы осенью улетают на юг?

    - Когда можно переходить улицу?

    -Для чего нужен пылесос?

            Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.Поэтому,я считаю, что в обязательном порядке,. «наводящие» вопросы необходимо задавать после каждого прочитанного произведения или сказки.Это даст хороший результат в развитии ,не только в связной речи,но и памяти,внимания,умения не слушать ,а слышать, что благотворно скажеться на развитии личности ребенка.

           Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной действительности.

          Для того, чтобы ребенок мог выразить мысль в виде предложения, маленького рассказа, его надо учить наблюдать, выделять главное в предметах и явлениях, устанавливать между ними временные и причинно-следственные отношения. Однако задача уяснить причинно-временные зависимости и выразить их в своей речи для младшего дошкольника представляет значительные трудности. Это обязывает воспитателя при каждом удобном случае (в быту, во время наблюдений, на занятиях: при рассматривании предметов, картин, бесед по прочитанному произведению) уточнять с детьми время действия, его причины, подсказывать им соответствующие ситуации слова и фразы. Вопросы «Зачем?», «Почему?», «Когда?» «Как?»,которые задает воспитатель требуют от ребенка развернутого высказывания. Иногда оно обретает форму сложносочиненного или сложноподчиненного предложения. При этом малыши часто опускают союзы, нарушают согласование, но образец педагога подсказывает им, как лучше построить фразу. Дети не только воспринимают на слух новую синтаксическую конструкцию, но и повторяют ее, обогащая таким образом свою речь.

              Я, общаясь с группой детей (или с подгруппой), учу их слышать и активно включаться в разговор. При этом предусматриваю ситуации, в которых ребенку предоставляется возможность что-то объяснить своему сверстнику(содержание иллюстрации, правила игры, устройство несложной игрушки и т. п.).В таких случаях малыш, как правило, бывает вынужден использовать в речи развернутые высказывания и, нередко его объяснение приобретает форму короткого рассказа.Из опыта работы,поняла,что этот способ являеться одним из самых эффективных.

             Мне хотелось бы продемонстрировать это на практике. Представьте, уважаемые коллеги, себя детьми..Наша совместная практическая деятельность будет похожа, на хорошо известную вам  игру «Испорченный телефон».Это для того, чтобы проследить цепочку переданной информации от одного ребенка(педагога) к другому. И, так, необходимо разделиться на две подгруппы. Капитаны команд получат информацию, которую вы не будете знать. Его задача довести информацию как можно понятней и подробней. По окончанию, результат оценят жюри.

    Задания:

    1.Дается устное описание весенней картины. Капитан передает информацию. Далее коллективная работа(набросок картины) сравнивается с оригиналом.

    2.Другому капитану  выдается весь материал для новой игры, правила зачитываются. Капитан объясняет правила и все нюансы игры своей команде. Если по ходу игры не возникают дополнительные вопросы- результат положительный.

           Для результативности, капитаны в выполнении заданий не участвуют.

           По окончанию практической части жюри, в лице организатора семинара, подводит итог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

    Статья содержит теоретические аспекты изучения развития детей старшего дошкольного возраста, в том числе:общую характеристику детей старшего дошкольного возраста; особенности развития связной речи в с...

    Образовательная деятельность в ходе режимных моментов для детей старшего дошкольного возраста

    Я распланировала через какие виды деятельности может проходить образовательная деяельность в ходе режимных моментов...

    Картотека художественного слова в ходе руководства режимными процессами для детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребенка

    Ипользования художественного слова в режимных моментах обеспечивает более эффективное развитие речевых и социально-коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы, основных психических процессов и...

    Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста

    Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

    развитие речи в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста

    Представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи в режимных моментах...

    Методическая разработка "Логоритмические игры в режимные моменты в группах младшего дошкольного возраста"

    Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм»  имеет широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произве...