Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста.
консультация (младшая группа)

Мазитова Диля Радиковна

 Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста.      Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.      Режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx994.88 КБ

Предварительный просмотр:

    Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста.

     Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

     Режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья.

     Важные подходы, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.

 1.Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.

2.Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.

3.В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

4.Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».

     В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является- режим дня. Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.

Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы.

     Режимные моменты:

1. Прием детей

2. Утренняя гимнастика.

3. Подготовка к завтраку, завтрак

4. Подготовка к НОД.

5. Подготовка к прогулке, прогулка

6. Подготовка к обеду, обед.

7. Организация сна детей.

8. Организация подъема детей и закаливающих процедур.

9. Подготовка к полднику, полдник

10.Подготовка ко 2 прогулке, прогулка.

11.Уход домой.

     Организация утреннего приёма.

Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе. Необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему: подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.

     Необходимо обеспечить условия для разнообразной и интересной самостоятельной деятельности детей в группе или на участке. Главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

     Утренняя гимнастика

Воспитателем заранее продумывается, организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику. Воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми. После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться.

     Подготовка к приему пищи

Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми.

Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место.

     Использование художественного слова

В организации питания, начиная со средней группы, принимают участие дежурные воспитанники группы. Учитывается и уровень самостоятельности детей. Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий.

     Правила организации питания

1. Последовательность блюд должна быть постоянной.

2. Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.

3. Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.

Пять правил «не» 

• Не принуждать;

• Не навязывать;

• Не ублажать;

• Не торопить;

• Не отвлекать.

     Правила организации питания 

В процессе организации питания решаются задач гигиены и правил питания:

- мыть руки перед едой;

- класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать.

- рот и руки вытирать бумажной салфеткой;

- после окончания еды полоскать рот.

Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, ножом, вилкой, столовой и чайной ложками. Чайные чашки всегда подаются на блюдце. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице. Столовые приборы для каждого ребенка ставятся на красиво оформленные индивидуальные салфетки. В организации питания принимают участие дежурные воспитанники группы.

     Подготовка к прогулке

Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непрерывной образовательной деятельности

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате.

В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.

     Формы, методы, приемы.

Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброже лательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок. hello_html_1ef001c7.jpg

hello_html_m7e72e9a7.jpg

     Прогулка

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.

     Прогулка состоит из следующих частей:

• наблюдение,

• подвижные игры,

• труд на участке,

• самостоятельная игровая деятельность детей,

• индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,

• самостоятельная двигательная активность.

В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе. Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости. Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики пропускают девочек вперед. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.

hello_html_m22674ae8.jpg

     Подготовка к дневному сну

Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна быть закрыта. Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне необходимо закрыть. Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность. Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.

Дневной сон

Задачи.

 Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели .

 Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении.

 Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения .

 Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести

себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников .

     Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор, вопросы-предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?)

Планируемые результаты (достижения ребенка). Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при внезапном пробуждении.

hello_html_14c83f01.jpg

     Подъем после сна, закаливающие мероприятия 

Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится бодрящая гимнастика, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой. После сна дети закрепляют навыки самостоятельного одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности. Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 35»

Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/005c/0016a923-f5b0d817/hello_html_m74e3d9dd.jpg

Подготовила: воспитатель Мазитова Д.Р.

Оренбург 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"

В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены  методы работы для ра...

Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

развитие речи в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста

Представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи в режимных моментах...

Методические рекомендации для воспитателей по организации и проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Она является эффективным средством формирования...

"Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"

quot;Особенности организации и проведения режимных моментов с детьми младшего возраста"...

Методическая разработка "Логоритмические игры в режимные моменты в группах младшего дошкольного возраста"

Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм»  имеет широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произве...

Использование музыки в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста.

Для детей младшего дошкольного возраста характерна высокая интенсивность физического и психического процессов. Активный  помощник в реализации режимных моментов –  использование фоново...