Методическая разработка "Логоритмические игры в режимные моменты в группах младшего дошкольного возраста"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм»  имеет широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произведения или стиха. Ритм – понятие, затрагивающее множество сфер жизни и окружающего мира. Ритм обладает основным признаком – это определенный порядок предметов и явлений.

      

    Человек с рождения учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой. Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Логоритмика в детском саду и дома»

   

   Ритм – способность человека улавливать то, как чередуются сильные и слабые доли музыкального или иного метра. Основа «логоритмики» - метроритм - чередование слабых и сильных долей.

   Любое движение человек совершает в соответствии с ритмом. При этом слово «ритм»  имеет широкое значение. Сюда входят ритм сердца и дыхания. Но это может быть ритм музыкального произведения или стиха. Ритм – понятие, затрагивающее множество сфер жизни и окружающего мира. Ритм обладает основным признаком – это определенный порядок предметов и явлений.

       

    Человек с рождения учится в согласии с ритмом двигать ногами, головой или руками. Если ребенок не научится ощущать ритм музыки телесно, он не сможет воспринимать этот ритм в полной мере. Ведь ритм обладает эмоциональной и моторной природой. Воспитание ритмике основано на формировании ритмического музыкального чувства – способности человека активно воспринимать и отражать ритм музыкального произведения.

Эффективность работы  с детьми дошкольниками напрямую зависит от полного «включения» родителей ребёнка с учреждением дошкольного образования.

       

          В ДОУ компенсирующего вида, в речевых группах, логоритмика используется на любом занятии: музыкальном, логопедическом, физкультурном, коммуникативных играх с психологом. Воспитатель использует элементы логоритмики на прогулке, во время динамических пауз, малоподвижных игр, в режимных моментах. Речевой материал на таких занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию.

 Логоритмическая деятельность в ДОУ включает в себя следующие элементы:

артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

фонопедические упражнения по методу В. В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Что можно делать родителям с ребёнком:

Игры, упражнения выполняются по методу подражания, в форме кратковременных, непринуждённых, занимательных занятий.

Пример:

МИШКА КОСОЛАПЫЙ (Условие: говорим ритмично, в соответствии с текстом.)

Мишка косолапый по лесу идет,

(Переваливаемся с ноги на ногу, имитируя косолапую ходьбу мишки)

Шишки собирает, песенки поет.

(Приседаем - собираем шишки)

Шишка отскочила прямо мишке в лоб.

(Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою - топ! (Топаем ногой)

Примеры с музыкой. Музыку используем из интернета. «Зайка скачет», «птичка летает» и т.д.

Помогаем познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.

Малыши могут прыгать как зайка, махать крыльями как птичка, шагать как утка и т. д.

Обязательным является звукоподражание. Взрослый спрашивает: «Как кричит гусь, когда летит?» Ребёнок машет ручками и отвечает: «ГА-ГА!»

Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомим с их названиями. Условие: говорим ритмично, в соответствии с текстом.

Например, пальчиковая гимнастика:

«Солим капусту»

Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,

Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Как вариант - авторская программа Методика Екатерины Железновой. Занятия логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет. Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения.

Пример:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т. д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

Кто как поет?

Кошка песенку поет:

Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:

Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:

Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок — круг).

Рыбка в речке не поет:

Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т. д.

Грибы

Дети встают, идут по лесу искать грибы.

Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Взрослый считает, создавая ритм.

Топ-топ — пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению,

А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках,

Мухомор — красный (разминаем указательный палец,

Очень он опасный.

А второй лисичка (трогаем следующий палец,

Рыжая косичка.

Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей)

Третий гриб — волнушка.

А четвертый гриб — сморчок (теребим безымянный пальчик,

Бородатый старичок.

Ну, а пятый гриб, каков?

Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Пение

Родители используют не сложный репертуар (плюсовки). Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь всю песню, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения. Можно ритмично хлопать при пении.

Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т. д.

Пример: Двигательные упражнения

Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает взрослый:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают,

Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх)

Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)

Все равно тебя найду

Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно,

Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного,

И яичко уронила (наклоны вниз — подъем вверх,

Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

   Занимайтесь с ребенком  дома, по дороге в детский сад и обратно, используйте элементы логоритмики не навязчиво, легко и с настроением. Главным принципом достижения эффективности в работе логоритмикой является -  индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для воспитателей "Развитие связной речи в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста"

В предложенном консультации-практикуме раскрыта актуальность данной темы, затем представлены особенности возрастной речи детей младшего дошкольного возраста. Были предложены  методы работы для ра...

Циклограмма образовательной деятельности в ходе режимных моментов в группе старшего дошкольного возраста

При планировании образовательной деятельности в ходе режимных моментов целесообразно использовать циклограмму как форму планирования. Она помогает педагогу установить «разумный баланс» меж...

Художественное слово, как фактор речевого развития в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуаци...

развитие речи в режимных моментах с детьми младшего дошкольного возраста

Представляю опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи в режимных моментах...

Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста.

Рекомендации для педагогов по организации и проведению режимных моментов для детей младшего дошкольного возраста.      Решение программных образовательных задач решается...

Использование музыки в режимных моментах у детей младшего дошкольного возраста.

Для детей младшего дошкольного возраста характерна высокая интенсивность физического и психического процессов. Активный  помощник в реализации режимных моментов –  использование фоново...