Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной деятельности с детьми по теме: "Прогулка в лес"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Занятие рассчитано ~ на 35 минут

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отрытый показ совместной коррекционно-развивающей деятельности

учителя-логопеда и педагога-психолога

«В гостях у Феи»

Старшая группа

Цель: путем взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога в совместной образовательной деятельности с детьми стимулировать речевое и познавательное развитие детей с нарушением речи и преодолеть тревожность и страхи животных.

 Задачи.

Коррекционно-образовательные.

  • Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде, повадках и образе жизни.
  • Уточнение и обогащение знаний о других обитателях леса: змеи, пауков.
  • Активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные».
  • Обогащение  словаря детей  прилагательными.
  • Закрепление практических навыков употребления предлогов: В, НА, ИЗ, С, ЗА, ПОД.
  • Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных.
  • Упражнение в элементах монологической речи: составление загадок - описания.
  • Совершенствование навыков звукового анализа слов: определение в слове мягкий или твердый согласный звук «Л» и его местоположение в слове.
  • Автоматизация правильного звукопроизношения в игровой деятельности.

Коррекционно-развивающие.  

  • Снятие страхов животных путем проигрывания ситуации взаимодействия  с предметом страха.
  • Снятие напряжения, повышение уверенности в себе.
  • Обучение элементам выразительности движений.
  • Обучение навыкам творческой  саморегуляции.
  • Развитие связной речи и навыков общения, общих речевых навыков (силы голоса).
  • Развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики.
  • Развитие зрительного восприятия.

Коррекционно-воспитательные. 

  • Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества,

бережного отношения к природе.

Оборудование:

- детский стол и стулья

- магнитный мольберт, магниты разных цветов

- цветные карандаши

- искусственные елки и деревья, муляжи пеньков

- картинки: гном, дупло, солнце, медвежьи следы

- зеленый коврик на каждого ребенка

- хвост лисы и уши зайца от детских костюмов

- игрушка Буратино

- домик Гнома из модулей

- 2 маски волка

- игрушечные пауки, змея

- 2 повязки на глаза

- платок

- карточки с загадками

- картинки диких животных

- призы-календари с изображением диких   
 животных

- песня Гнома, магнитофон

Ход занятия:

  1. Логопед: Ребята, давайте сегодня отправимся на прогулку в лес. Хотите?

А знаете, с нами хочет пойти Буратино (логопед берет игрушку Буратино). Возьмем его с собой?

Ну, все готовы? Тогда вставайте, отправляемся.

Влево, вправо повернись

И в лесу вдруг очутись.

(дети поворачиваются в одну сторону, потом в другую вокруг себя)

Вот мы и в лесу (подходим к елкам). Ребята, посмотрите, к нам идет Фея леса (психолог).

Фея: Здравствуйте, ребята. Я рада, что вы пожаловали ко мне в лес.  Давайте познакомимся.

Игра «Эхо». Каждый по очереди громко называет свое имя, остальные повторяют тихо и протяжно как эхо.

  

  1. Фея: Давайте я вас проведу по своим владениям. Пойдемте по тропинке, будьте внимательны, и вы увидите в лесу много интересного.

Логопед: Смотрите, а по этой тропинке тоже кто-то шел. Чьи это следы? Буратино, ты знаешь? (Нет) А вы, ребята?
(Это шел медведь. Это медвежьи следы).

Фея (психолог): А кто может показать походку медведя, а теперь злого медведя, а теперь  доброго. Молодцы! У вас здорово получается.
Логопед: Пойдемте дальше. Ой, а кто это там прячется? Чьи это уши торчат из кустов?

Буратино: «Может это медведь?» Нет, что ты! Кто это, ребята?
(Это прячется заяц. Это заячьи уши).

Фея: Давайте покажем зайца (трусливого, веселого).
Логопед: А вот там, на дереве, чей домик? Кто там живет?

Буратино: «Я знаю, там живет какая-то птица. Они всегда на дереве строят домики».

Правильно, ребята?
(Нет. Там живет белка. Это беличье дупло.  А птицы строят гнезда).
Логопед: А чей хвост торчит из-за дерева? Это кто?

Буратино: «Ну не знаю, я уже совсем запутался». Помогите ему, ребята.
(Это лиса. Это лисий хвост).

Фея: Покажите хитрую лису, как она хвостом заметает следы.
Логопед: Видишь, Фея, наши дети всех твоих обитателей знают.   (Да, молодцы).

  1. Фея (психолог): А я вам ребята приготовила загадки. Вы любите отгадывать загадки? Тогда садитесь скорее (дети садятся на стульчики, перед ними магнитная доска с карточками с 3-мя «окошками»).


Логопед: Сейчас ребята быстро отгадают твои загадки, Фея. Правда, ребята? 
Но загадки у Феи, ребята,  непростые (логопед берет у Феи загадки).


Надо не только отгадать слово, но и определить, какой есть в этом слове звук «Л»: твердый или мягкий, и где он в этом слове стоит: в начале, в середине или в конце.
А потом отметить на схеме этот звук нужным кружочком. Понятно?

Буратино: «Я так не умею!»

Логопед:  А ты садись и смотри, как будут делать ребята, и научишься.


Слушайте загадки.

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу,

Он хозяин, а не гость –

Важный и могучий …    (лось)  

          

Какой звук «л» в слове лось: твердый или мягкий (твердый). Каким кружочком мы отмечаем твердые согласные? (синим).  Где стоит в слове лось твердый звук «л»? (в начале). Правильно, иди, отметь на схеме.

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдете –                                              

На поляне, на опушке                                                        

Мы зеленые … (лягушки)  

                                                                                   

На ветке не птичка –

Зверек невеличка,

Мех теплый, как грелка,

Кто же это….? (белка)

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису)

Заяц зайцу говорит

- Нам бы волчий аппетит!

- В аппетите мало толку,

Нам бы зубы как у … (волка)

Молодцы, ребята, все загадки Феи отгадали.

Ну что, Буратино, научили тебя ребята? (Да, спасибо).

  1. Буратино: «Ой, волк! А я боюсь волков. Надо скорее прятаться».

Фея: Успокойся, Буратино. Да волк - это хищник. С ним лучше в лесу не встречаться. Давайте покажем, какой волк, когда он злой (дети показывают). Но теперь волков в лесу нет. Было так много желающих поохотиться на волков, что теперь их в лесу почти не осталось. Волков даже занесли в Красную книгу. Это такая книга, в которую записывают редких животных, т.е.  тех, которых осталось очень мало, и их надо беречь. Волков можно увидеть только в зоопарке. А вы знаете, что волк бывает не только злой? В сказках волк помогает герою, защищает  его, может вылечить – знает, где находится  живая и мертвая вода. Ребята, помните сказку  «Иван Царевич и Серый волк».  

Давайте поиграем в игру «Иван Царевич и Серый волк».  

   

 Подвижная игра «Иван Царевич и Серый волк».

Дети разбиваются на пары. На первом ребенке – маска волка, второму, стоящему за ним, завязывают глаза. Он держится руками за «волка». Задание - дойти вдвоем  до противоположной стены и обратно. Затем дети меняются ролями.

Фея: Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось прокатиться на волке и совсем не страшно!

Буратино: «Теперь я волков не боюсь, буду смело ходить в лесу».

  1. Логопед: Фея, а теперь ты отгадай загадки, которые тебе ребята загадают. Посмотрим, как ты справишься с заданием. Возьми себе в помощники Буратино. Садитесь на полянке (на коврики,  рядом мольберт).

Дети загадывают загадки-описания о диких животных, не называя их. 
Когда Фея отгадывает, на мольберт выставляется картинка.
Например: он маленький, серенький, колючий, у него короткие лапки, он не умеет быстро бегать, когда опасность, он сворачивается в клубок (ежик).

Он трусливый, всех боится. У него передние лапы короткие, а задние длинные. Он быстро прыгает. У него длинные уши, а хвост короткий. Он зимой - белый, а летом – серый.

Он большой, коричневый, косолапый, неуклюжий. У него короткие уши и хвост. У него очень большие толстые лапы. Он никого не боится. Умеет залезать на деревья, любит мед. Зимой он спит.

Она маленькая, ловкая, хорошо прыгает по деревьям. Летом она рыженькая, а зимой серенькая. У нее передние лапы короткие, а задние -  длинные. У нее длинный пушистый хвост, а на ушках кисточки.

Она рыжая, пушистая, хитрая, охотится за зайцами. У нее длинный хвост, которым она заметает следы.

Он серый, злой, голодный, зубастый.  У него быстрые лапы, он быстро бегает. Он – хищник.

Он высокий, коричневый. Он травоядный. У него длинные стройные ноги с копытами, большие рога.

Фея с Буратино отгадывают. 
Видите, ребята, и Фея отгадала ваши загадки.

 Фея: Спасибо, ребята, интересные загадки загадывали.

Буратино: «Да, ребята, и я научился загадывать такие загадки. Вот послушайте».

Она длинная, без ног. Быстро, бесшумно ползает, извиваясь. Любит греться на солнышке, сворачиваясь  колечками. У нее длинный раздвоенный язык, которым она все ощупывает.

Ребята, про кого Буратино загадал свою загадку? (Про змею).

Ну, конечно. Смотрите, вон она греется на солнышке (на пеньке змея).

  1. Буратино: «Ой, я боюсь змею».
    Фея (психолог):  Не надо, Буратино, бояться змей, садись, я расскажу про нее. Ребята, давайте посмотрим внимательно на змейку. У нее есть голова, длинное туловище, во рту язык и зубы. Зачем ей такой язык? Ответы детей. Она им все пробует, ведь рук у змеи нет. А зубы зачем? Она ими защищается, если кто-то нападает. Поэтому на змею нельзя наступать, она может укусить, она себя защищает. Под передними зубами может быть яд, если змея ядовитая. По лесу лучше ходить в резиновых сапогах и внимательно смотреть под ноги. Есть профессия – змеелов. Этот человек ловит змей и собирает у них яд, из него делают лекарства, так что змея приносит пользу людям.  (Дети рассматривают игрушечную змею).
    Так что, Буратино, запомни, в лесу нужно быть внимательным и все будет хорошо. 
    Буратино: «Как я много узнал про змею, совсем не страшно, а интересно. Спасибо, фея».

  1. Практическое употребление предлогов. 
    Логопед выполняет действия со змеей. 
    Дети отвечают,  где змея, используя предлоги  (добиваться полных ответов).

Ребята, а откуда приползла змея? 
(Змея приползла из леса).
Куда она заползла? (На пенек).
Когда она погреется, откуда сползет? (С пенька).
А теперь куда заползла? (За пенек).
Куда спряталась? (Под пенек).
А куда потом опять уползет? (В лес).

  1. Фея: Пойдемте, ребята, дальше (дети встают, чуть проходят дальше, к домику гнома).

Смотрите, мы пришли к домику Гнома. (Домик, построенный из больших кубов (модулей), наверху – портрет Гнома).

А где же он сам? (Он все время занят, он строит себе дом).

Послушайте песенку про него и потанцуйте.

Физминутка под музыку.

Ребята, давайте поможем достроить Гному дом. (Дети ставят пару кубов).

  1. Логопед: Смотрите, а на домике Гнома тоже кто-то живет.
    Буратино: «Да это же паук на паутине. Я их тоже боюсь!»

Фея: Не бойся, Буратино. Ребята, давайте рассмотрим паучка. У него есть туловище и лапки. Сосчитайте сколько. Правильно – восемь. Паук плетёт паутину, чтобы поймать  муху. Мухи – разносчики болезней. Так что паучок нам помогает бороться с мухами. А что он может сделать нам? Только поползать, пощекотать. Буратино можно по тебе паучок поползает? 
Буратино: «Ой, это даже интересно! Здорово, мне понравилось». 
Кто еще разрешит?  (Дети рассматривают игрушечных пауков). 

Буратино: «Теперь я еще и с паучком подружился, вот здорово».

 Фея:  Давайте походим по полянке, только очень осторожно, чтобы не на кого не наступить, ведь вы пришли в лес в гости, а в гостях ведут себя вежливо. (Дети ходят). Молодцы!

  1. Логопед: Ребята, а паук нам принес письмо – задание. (Логопед достает задание и объясняет).

Надо обвести по контуру цветным карандашом (медведя, волка, зайца, белку, лису).
Дети обводят за столом.

Ребята, а давайте наши работы подарим Буратино на память о нашей прогулке.

Буратино: «Ребята, спасибо, я сегодня столько нового узнал о животных».
Ты не будешь больше бояться змей, волков и пауков? (Нет).

Фея: Ребята, я вам тоже хочу подарить подарки, это фотографии наших животных.

Логопед: Ребята, ну нам пора прощаться с Феей и возвращаться в детский сад. Давайте скажем Фее спасибо за интересную прогулку и увлекательные рассказы. 
Фея: Ребята, а вы все молодцы. Очень много знаете о животных, бережно относитесь к лесу, и не будете никого бояться в лесу.  До свидания.

Влево, вправо повернись,
И в саду ты очутись.

    (дети поворачиваются вокруг себя)

Ну вот, ребята, мы  снова в нашем садике. Закончилась наша прогулка в лес. 
Понравилось вам? Еще когда-нибудь пойдем в лес? Молодцы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Взаимосвязь педагога-психолога и учителя-логопеда в совместной деятельности с детьми по теме "Прогулка в лес"

Данный материал - конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно педагогом-психологом и учителем-логопедом. Занятие расс...

Материал к совместному мероприятию с детьми на тему "Прогулка в весенний лес"

Практические задания для детей для использования в процессе проведения совместного мероприятия в рамках проекта "Весна" по теме "Прогулка в весенний лес"...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения

Консультация для воспитателей "Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения"...

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в организации педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время проблемы коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Это не удивительно: с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями общего и речевого развития....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...