Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мамбетова Севиля Ремзиевна

Данный материал знакомит со значением, структурой и содержанием музыкальных игротренингов, содержит практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igrotreningi.docx27.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Музыкальные игротренинги

как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО

Музыкальный игротренинг - форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей, которая представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.

Этапы проведения музыкально-игрового тренинга:

Организационный этап включает коммуникативно-тактильные и музыкально-речевые упражнения.

Основной этап включает моторно-двигательные и имитационно- моделирующие упражнения.

На заключительном этапе проводятся коммуникативно-релаксирующие упражнения.                               Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:

  • Коммуникативно-тактильные - способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений.
  • Музыкально-речевые - обеспечивают совершенствование речевых функций;
  • Моторно-двигательные - развивают моторику и координацию;
  • Имитационно-моделирующие - способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами;
  • Коммуникативно-релаксирующие - способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения;

Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.

    Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-   развивающую смысловую нагрузку.

  Организация и проведение музыкально-игрового тренинга условно разделяется на 5 модулей:

  1. Диагностический модуль.                                                                                                                              На этом этапе происходит стартовая диагностика воспитанников для выявления детей с эмоционально-волевыми акцентами.

Диагностический инструментарий:                                                                                       диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации);                                                                                                                                                                   метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе);  наблюдение;                                                                                                                                                       проективные методики;                                                                                                                                                                                 педагогическая и психологическая диагностика (стартовая, промежуточная, конечная).

  1. Модуль формирования групп.

Данный этап предполагает по результатам диагностики, а также учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы  межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы. Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что музыкально-игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе.

  1. Модуль конструирования.

Здесь предполагается конструирование педагогом самого музыкально-игрового тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже 1   раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Таким образом, если мы планируем создать программу музыкально-игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов.

В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.

Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).

        Проведение музыкально-игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа:

  1. Организационный (3-5 мин.);
  2. Основной (игровой) (10-15 мин.);
  3. Заключительный (5 мин.).

     4. Модуль проведения.

Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного музыкально-игрового тренинга.

Важно отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой).

5. Диагностический модуль.

На этом этапе (в конце серии музыкально-игровых тренингов) происходит конечная диагностика воспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой.         Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, музыкально-игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения (музыкальный руководитель - на тренинге, воспитатели -  во время межличностного общения в группе, родители - дома).

                        Технологическая карта музыкально - игрового тренинга                                            «Давайте улыбнемся» в группе детей старшего дошкольного возраста (интегрируемые образовательные области «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Развитие речи», «Социализация»)

                    Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга.

  1. Коммуникативно-тактильные упражнения:

 «Черепаха» 

Дети стоят парами, один ребенок подставляет спину – он «черепаха», другой выполняет массажные движения. Затем меняются местами.

 Шла купаться черепаха – похлопывание по спине собранными пальцами сверху вниз.

 И кусала всех от страха: - энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

 Кусь –кусь - кусь - кусь - медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.

 Никого я не боюсь. У – У!» -  быстро повернуться и испугать партнера.

Игры, на развитие навыков общения, развитие сплоченности коллектива.

«Цветные клавиши»

Дети делятся, на четыре группы, каждой из которых раздаются музыкальные инструменты. В центре находится дирижер, перед которым лежат на полу 4 разноцветные клавиши из картона. Каждой группе инструментов принадлежит своя цветная клавиша. Дирижер наступает на одну из клавиш - играет та группа инструментов, которой принадлежит эта клавиша. Дирижер может наступать на 2 клавиши, тогда играют 2 группы инструментов и т.д. Как только дирижер уйдет с клавиш и наступит на пол, дети должны положить инструменты на пол и перебежать по кругу к другой группе инструментов.

Игра повторяется с другими инструментами под любую ритмичную музыку.

Игра «Пугало»

Дети садятся в круг. Каждый участник выбирает себе небольшой цветной лоскуток. Один из детей встает в центр круга, разведя руки в стороны. Остальные подходят к нему и развешивают свои лоскутки у него на голове, руках, плечах.                                            Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют песню:

Пугало вертится и скрипит.

Пугало вертится и скрипит.

Кружится, кружится, кружится.

Скоро все вниз полетит.

Пугало» вертится под пение детей до тех пор, пока все лоскутки не упадут.

         

               2.  Музыкально-речевые упражнения

                                                  «Осенняя сказка»

Вариант №1: речевая игра со «звучащими жестами».

Тихо бродит по дорожке хлопки согнутыми ладонями

Осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит, потирание ладоней

Где дождинкой зазвенит. щелчки пальцами в воздухе

Раздается громкий стук: притопы всей стопой

Это дятел – тук, да тук!

Дятел делает дупло – притопы носком

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел, потирание ладоней

По деревьям пошумел,

Громче завывает, притопы пяткой

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон! щелчки пальцами в воздухе

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет – все движения вместе

Осень яркая идет!

Речевая игра «Едем на лошадке» (автор Т. Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой - ладошки по коленям, ксилофон

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой -  ладошки по коленям, ксилофон

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Ветер шумит, маракасы или «шум дождя» Дятел стучит. - коробочка

Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - - бубенцы

Ветер шумит, - маракасы или «шум дождя»

Дятел стучит. -коробочка

Холод, стужа, - треугольник

Снег пушистый кружит, кружит… бубен

Едем, едем на лошадке  - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Белка на ветке орешки грызет,

Рыжая лисичка зайчишку стережет. - мятый альбомный лист

Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - - бубенцы

Ветер шумит, - маракасы или «шум дождя»

Дятел стучит. -коробочка

Холод, стужа, - треугольник

Едем, едем на лошадке  - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Белка на ветке орешки грызет,

Рыжая лисичка зайчишку стережет. - мятый альбомный лист

Ехали-ехали, Наконец приехали!

С горки ух! металлофон

В ямку бух! тарелочки

Снег пушистый кружит, кружит… бубен

                              3.Примеры танцевально-терапевтических игр

Игра «Глазки, губки, щечки» (или «мимическая гимнастика»)

        Дети располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица – по команде ведущего. Ведущий сочетает объяснение с показом. Игра проводится обычно в начале занятия и может являться частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

        Цель - снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.

        Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «диско»), темп средний.

«Танцуют глазки» - дети:

а) стреляют глазками слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом;

в) то зажмуриваются, то широко раскрываются («выпучивают») глаза;

«Танцуют губки» - дети:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поцелуйчик, затем расплываются в улыбке;

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;

«Танцуют щечки» - дети:

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладонями, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воздух туда-обратно.

   «Огонь-лёд»                                                                                                                                                                Цель: снятие мышечных напряжений, развитие умения чередовать ритм «напряжение-расслабление».                                                                                                                                                                                              Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивно двигаться, задействуя все тело. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, при этом воспитатель просит детей напрячь все тело настолько, насколько получится. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Просит детей слушать свои ощущения, а потом в обсуждении попробовать описать, на что они были похожи.                                                                                                                            

  1. Игры, построенные на импровизации.                            

«Танец огня»

Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой огонь и их общая задача- станцевать танец костра. Движения могут быть у каждого свои или их может задавать один человек, а лучше всего каждый из танцующих по очереди. Это предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить её усложнить: весь круг становится просто путешественниками, отдыхающими у костра (дикарями или пиратами) и только один из танцующих остаётся в центре и танцует костёр. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костёр не обжёг их (при этом движения сидящих у костра должны оставаться синхронными.

«Танец природы»

Дети разбиваются на пары и тройки, затем под одну и ту же музыку каждая группа готовит свой танец на общую тему (например, танец восхода солнца, морской прибой, облака, звёзды, фонтан).

                               5.  Коммуникативно-релаксирующие  упражнения

                        Пример медитативной сказки «Волшебная страна»,

 создающей позитивный образ семьи, детско-родительских взаимоотношений, самоактуализации (для детей старшего дошкольного возраста):

«Давным-давно, в одной далекой Волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.

Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили большие мудрецы, а он очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: "Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам".

Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной

куртки, поближе к своему сердцу. И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.

        Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко Дворцу.

        Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

«Представьте, что вы идете по дворцу и находите для себя то, что вы хотите...»

Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так:

"Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам".

Комментарий к сказке

        Сказка имеет три этапа:

  1. Жизнь Принца в родном доме в любви и доверии,
  2. Путешествие Принца,
  3. Свободная прогулка по ЗАМКУ.

 Рассказ о жизни Принца в родном доме создает для ребенка образ позитивных детско-родительских отношений. Образ Золотого Шара как символа любви и энергии родного дома оказывает на человека сильное положительное воздействие. Идентифицируя себя с Принцем, ребенок чувствует себя любимым, (а это одно из основных условий для нормального его развития). Любимый, принимаемый без каких-либо условий ребенок дарит окружающцим радость и чутко чувствует окружающий его мир.

        Таким образом, эта часть сказки создает у ребенка позитивный образ семьи. Даже если в реальности у ребенка другие взаимоотношения в семье, через сказку он узнает и почувствует альтернативные семейные отношения.

Путешествие Принца символизирует самостоятельное познания Мира. Закон жизни таков, что ребенок вырастает и начинает жить самостоятельно. Если он в самостоятельную жизнь приносит покой и любовь, ему многое удается. Небольшой рассказ о путешествии Принца важен для усиления в ребенке чувства автономности, уверенности и самостоятельности.

        Свободная прогулка по Дворцу позволяет ребенку достать, освободить из внутренних тайников те силы или образы, которые необходимы ему сегодня.

        Образ Дворца — это символ внутреннего мира человека. Свободная прогулка по своему внутреннему Дому стабилизирует состояние ребенка и дает ему большой позитивный энергетический заряд.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционное музыкальное НОД с применением здоровьесберегающих технологий НОД "Путешествие на Северный полюс к Зимушке - Зиме"

конспект нетрадиционной музыкальной НОД с применением здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы...

Из опыта работы воспитателя Милюткиной Т.Ю. на тему: "Здоровьесберегающие технологиии в образовательном процессе ДОУ (нетрадиционные методы закаливания)"

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада – это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе  ДОУ».Здоровьесберегающие технологии - это целостная система...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т. В. Хацкевич...

Консультация для воспитателей. Аурикуломассаж как один из видов здоровьесберегающих технологий.

Материал рассчитан для педагогов и может применяться  для детей всех возрастных групп....

консультация для воспитателей "Музыкальная терапия, как метод здоровьесберегающих технологий"

Данная консультация будет удобным и интересным методическим пособием о том как, можно использовать музыкальную терапию в режимных моментах детского сада...

Консультация для воспитателей "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Музыка - это особый ключ к достиж...

Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО

Методическая разработка на тему Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО.Содержит:основные понятия - здоровьесберегающие технологии на музыкальных зан...