Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данный материал знакомит со значением, структурой и содержанием музыкальных игротренингов, содержит практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальные игротренинги
как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО
Музыкальный игротренинг - форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей, которая представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.
Этапы проведения музыкально-игрового тренинга:
Организационный этап включает коммуникативно-тактильные и музыкально-речевые упражнения.
Основной этап включает моторно-двигательные и имитационно- моделирующие упражнения.
На заключительном этапе проводятся коммуникативно-релаксирующие упражнения. Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:
- Коммуникативно-тактильные - способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений.
- Музыкально-речевые - обеспечивают совершенствование речевых функций;
- Моторно-двигательные - развивают моторику и координацию;
- Имитационно-моделирующие - способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами;
- Коммуникативно-релаксирующие - способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения;
Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.
Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно- развивающую смысловую нагрузку.
Организация и проведение музыкально-игрового тренинга условно разделяется на 5 модулей:
1. Диагностический модуль. На этом этапе происходит стартовая диагностика воспитанников для выявления детей с эмоционально-волевыми акцентами.
Диагностический инструментарий: диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации); метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе); наблюдение; проективные методики; педагогическая и психологическая диагностика (стартовая, промежуточная, конечная).
- Модуль формирования групп.
Данный этап предполагает по результатам диагностики, а также учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы. Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что музыкально-игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе.
- Модуль конструирования.
Здесь предполагается конструирование педагогом самого музыкально-игрового тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже 1 раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Таким образом, если мы планируем создать программу музыкально-игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов.
В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.
Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).
Проведение музыкально-игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа:
- Организационный (3-5 мин.);
- Основной (игровой) (10-15 мин.);
- Заключительный (5 мин.).
4. Модуль проведения.
Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного музыкально-игрового тренинга.
Важно отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой).
5. Диагностический модуль.
На этом этапе (в конце серии музыкально-игровых тренингов) происходит конечная диагностика воспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой. Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, музыкально-игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения (музыкальный руководитель - на тренинге, воспитатели - во время межличностного общения в группе, родители - дома).
Технологическая карта музыкально - игрового тренинга «Давайте улыбнемся» в группе детей старшего дошкольного возраста (интегрируемые образовательные области «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Развитие речи», «Социализация»)
Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга.
- Коммуникативно-тактильные упражнения:
«Черепаха»
Дети стоят парами, один ребенок подставляет спину – он «черепаха», другой выполняет массажные движения. Затем меняются местами.
Шла купаться черепаха – похлопывание по спине собранными пальцами сверху вниз.
И кусала всех от страха: - энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине
Кусь –кусь - кусь - кусь - медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.
Никого я не боюсь. У – У!» - быстро повернуться и испугать партнера.
Игры, на развитие навыков общения, развитие сплоченности коллектива.
«Цветные клавиши»
Дети делятся, на четыре группы, каждой из которых раздаются музыкальные инструменты. В центре находится дирижер, перед которым лежат на полу 4 разноцветные клавиши из картона. Каждой группе инструментов принадлежит своя цветная клавиша. Дирижер наступает на одну из клавиш - играет та группа инструментов, которой принадлежит эта клавиша. Дирижер может наступать на 2 клавиши, тогда играют 2 группы инструментов и т.д. Как только дирижер уйдет с клавиш и наступит на пол, дети должны положить инструменты на пол и перебежать по кругу к другой группе инструментов.
Игра повторяется с другими инструментами под любую ритмичную музыку.
Игра «Пугало»
Дети садятся в круг. Каждый участник выбирает себе небольшой цветной лоскуток. Один из детей встает в центр круга, разведя руки в стороны. Остальные подходят к нему и развешивают свои лоскутки у него на голове, руках, плечах. Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют песню:
Пугало вертится и скрипит.
Пугало вертится и скрипит.
Кружится, кружится, кружится.
Скоро все вниз полетит.
Пугало» вертится под пение детей до тех пор, пока все лоскутки не упадут.
2. Музыкально-речевые упражнения
«Осенняя сказка»
Вариант №1: речевая игра со «звучащими жестами».
Тихо бродит по дорожке хлопки согнутыми ладонями
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, потирание ладоней
Где дождинкой зазвенит. щелчки пальцами в воздухе
Раздается громкий стук: притопы всей стопой
Это дятел – тук, да тук!
Дятел делает дупло – притопы носком
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, потирание ладоней
По деревьям пошумел,
Громче завывает, притопы пяткой
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! щелчки пальцами в воздухе
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – все движения вместе
Осень яркая идет!
Речевая игра «Едем на лошадке» (автор Т. Тютюнникова)
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой - ладошки по коленям, ксилофон
Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!
Санки скрипят, - трещотка
Бубенчики звенят. - бубенцы
Едем, едем на лошадке
По лесной дорожке гладкой - ладошки по коленям, ксилофон
Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!
Санки скрипят, - трещотка
Бубенчики звенят. - бубенцы
Ветер шумит, маракасы или «шум дождя» Дятел стучит. - коробочка
Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон
По лесной дорожке гладкой
Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!
Санки скрипят, - трещотка
Бубенчики звенят. - - бубенцы
Ветер шумит, - маракасы или «шум дождя»
Дятел стучит. -коробочка
Холод, стужа, - треугольник
Снег пушистый кружит, кружит… бубен
Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон
По лесной дорожке гладкой
Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!
Санки скрипят, - трещотка
Бубенчики звенят. - бубенцы
Белка на ветке орешки грызет,
Рыжая лисичка зайчишку стережет. - мятый альбомный лист
Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон
По лесной дорожке гладкой
Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!
Санки скрипят, - трещотка
Бубенчики звенят. - - бубенцы
Ветер шумит, - маракасы или «шум дождя»
Дятел стучит. -коробочка
Холод, стужа, - треугольник
Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон
По лесной дорожке гладкой
Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!
Санки скрипят, - трещотка
Бубенчики звенят. - бубенцы
Белка на ветке орешки грызет,
Рыжая лисичка зайчишку стережет. - мятый альбомный лист
Ехали-ехали, Наконец приехали!
С горки ух! металлофон
В ямку бух! тарелочки
Снег пушистый кружит, кружит… бубен
3.Примеры танцевально-терапевтических игр
Игра «Глазки, губки, щечки» (или «мимическая гимнастика»)
Дети располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица – по команде ведущего. Ведущий сочетает объяснение с показом. Игра проводится обычно в начале занятия и может являться частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.
Цель - снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.
Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «диско»), темп средний.
«Танцуют глазки» - дети:
а) стреляют глазками слева-направо и наоборот;
б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом;
в) то зажмуриваются, то широко раскрываются («выпучивают») глаза;
«Танцуют губки» - дети:
а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поцелуйчик, затем расплываются в улыбке;
б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;
«Танцуют щечки» - дети:
а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладонями, выпуская воздух;
б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воздух туда-обратно.
«Огонь-лёд» Цель: снятие мышечных напряжений, развитие умения чередовать ритм «напряжение-расслабление». Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивно двигаться, задействуя все тело. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, при этом воспитатель просит детей напрячь все тело настолько, насколько получится. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Просит детей слушать свои ощущения, а потом в обсуждении попробовать описать, на что они были похожи.
- Игры, построенные на импровизации.
«Танец огня»
Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой огонь и их общая задача- станцевать танец костра. Движения могут быть у каждого свои или их может задавать один человек, а лучше всего каждый из танцующих по очереди. Это предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить её усложнить: весь круг становится просто путешественниками, отдыхающими у костра (дикарями или пиратами) и только один из танцующих остаётся в центре и танцует костёр. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костёр не обжёг их (при этом движения сидящих у костра должны оставаться синхронными.
«Танец природы»
Дети разбиваются на пары и тройки, затем под одну и ту же музыку каждая группа готовит свой танец на общую тему (например, танец восхода солнца, морской прибой, облака, звёзды, фонтан).
5. Коммуникативно-релаксирующие упражнения
Пример медитативной сказки «Волшебная страна»,
создающей позитивный образ семьи, детско-родительских взаимоотношений, самоактуализации (для детей старшего дошкольного возраста):
«Давным-давно, в одной далекой Волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.
Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили большие мудрецы, а он очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.
Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: "Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам".
Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной
куртки, поближе к своему сердцу. И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.
Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко Дворцу.
Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.
«Представьте, что вы идете по дворцу и находите для себя то, что вы хотите...»
Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так:
"Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам".
Комментарий к сказке
Сказка имеет три этапа:
- Жизнь Принца в родном доме в любви и доверии,
- Путешествие Принца,
- Свободная прогулка по ЗАМКУ.
Рассказ о жизни Принца в родном доме создает для ребенка образ позитивных детско-родительских отношений. Образ Золотого Шара как символа любви и энергии родного дома оказывает на человека сильное положительное воздействие. Идентифицируя себя с Принцем, ребенок чувствует себя любимым, (а это одно из основных условий для нормального его развития). Любимый, принимаемый без каких-либо условий ребенок дарит окружающцим радость и чутко чувствует окружающий его мир.
Таким образом, эта часть сказки создает у ребенка позитивный образ семьи. Даже если в реальности у ребенка другие взаимоотношения в семье, через сказку он узнает и почувствует альтернативные семейные отношения.
Путешествие Принца символизирует самостоятельное познания Мира. Закон жизни таков, что ребенок вырастает и начинает жить самостоятельно. Если он в самостоятельную жизнь приносит покой и любовь, ему многое удается. Небольшой рассказ о путешествии Принца важен для усиления в ребенке чувства автономности, уверенности и самостоятельности.
Свободная прогулка по Дворцу позволяет ребенку достать, освободить из внутренних тайников те силы или образы, которые необходимы ему сегодня.
Образ Дворца — это символ внутреннего мира человека. Свободная прогулка по своему внутреннему Дому стабилизирует состояние ребенка и дает ему большой позитивный энергетический заряд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/08/picture-695052-1552031256.jpg)
нетрадиционное музыкальное НОД с применением здоровьесберегающих технологий НОД "Путешествие на Северный полюс к Зимушке - Зиме"
конспект нетрадиционной музыкальной НОД с применением здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/31/picture-746405-1454224302.jpg)
Из опыта работы воспитателя Милюткиной Т.Ю. на тему: "Здоровьесберегающие технологиии в образовательном процессе ДОУ (нетрадиционные методы закаливания)"
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада – это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ».Здоровьесберегающие технологии - это целостная система...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/10/picture-889142-1489145564.jpg)
Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т. В. Хацкевич...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/11/picture-994206-1515695532.jpg)
Консультация для воспитателей. Аурикуломассаж как один из видов здоровьесберегающих технологий.
Материал рассчитан для педагогов и может применяться для детей всех возрастных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/04/picture-991383-1515078782.jpg)
Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.
Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.Давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрос...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/21/picture-1381484-1655791928_0.jpg)
консультация для воспитателей "Музыкальная терапия, как метод здоровьесберегающих технологий"
Данная консультация будет удобным и интересным методическим пособием о том как, можно использовать музыкальную терапию в режимных моментах детского сада...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-692021-1445274470.jpg)
Консультация для воспитателей "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"
В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Музыка - это особый ключ к достиж...