Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей "Музыкальные игротренинги как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мамбетова Севиля Ремзиевна

Данный материал знакомит со значением, структурой и содержанием музыкальных игротренингов, содержит практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_igrotreningi.docx27.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Музыкальные игротренинги

как нетрадиционная здоровьесберегающая технология в ДОО

Музыкальный игротренинг - форма организации совместной деятельности музыкального руководителя и детей, которая представляет собой комплекс музыкальных игровых упражнений, логически связанных и выстроенных в определенном порядке, направленных на решение широкого спектра задач.

Этапы проведения музыкально-игрового тренинга:

Организационный этап включает коммуникативно-тактильные и музыкально-речевые упражнения.

Основной этап включает моторно-двигательные и имитационно- моделирующие упражнения.

На заключительном этапе проводятся коммуникативно-релаксирующие упражнения.                               Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга включает:

  • Коммуникативно-тактильные - способствуют развитию сенсорного восприятия, коммуникативных умений.
  • Музыкально-речевые - обеспечивают совершенствование речевых функций;
  • Моторно-двигательные - развивают моторику и координацию;
  • Имитационно-моделирующие - способствуют воспроизведению реальных и условных ситуаций выразительными средствами;
  • Коммуникативно-релаксирующие - способствуют снятию тревожности, умственного и эмоционального напряжения;

Структура, содержание и продолжительность тренинга варьируются в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями, возможностями и способностями детей.

    Тренинговые игровые упражнения имеют комплексный характер и несут образовательно-   развивающую смысловую нагрузку.

  Организация и проведение музыкально-игрового тренинга условно разделяется на 5 модулей:

  1. Диагностический модуль.                                                                                                                              На этом этапе происходит стартовая диагностика воспитанников для выявления детей с эмоционально-волевыми акцентами.

Диагностический инструментарий:                                                                                       диагностические ситуации (смотрится реакция ребенка на смоделированные ситуации);                                                                                                                                                                   метод вербальных выборов (ответы на вопросы в индивидуальной беседе);  наблюдение;                                                                                                                                                       проективные методики;                                                                                                                                                                                 педагогическая и психологическая диагностика (стартовая, промежуточная, конечная).

  1. Модуль формирования групп.

Данный этап предполагает по результатам диагностики, а также учитывая запрос родителей и педагогов, формирование группы дошкольников. В группу входят дети, имеющие проблемы  межличностного общения в возрастной группе, обусловленные неразвитостью эмоционально-волевой сферы. Оптимальное количество 10-12 человек в одной группе. Групп может быть и несколько, все зависит от результатов диагностики. Но важно, что музыкально-игровой тренинг конструируется и проводится отдельно на каждой группе.

  1. Модуль конструирования.

Здесь предполагается конструирование педагогом самого музыкально-игрового тренинга. Оптимально для достижения положительной динамики проводить тренинг не реже 1   раза в неделю в течение 1-2 месяцев. Таким образом, если мы планируем создать программу музыкально-игрового тренинга, это предполагает конструирование и проведение 4-8 тренингов.

В процессе конструирования педагог определяет, для какой возрастной группы предназначены упражнения, количество участников, оценивает степень сформированности того или иного умения, учитывает психологические и поведенческие характеристики воспитанников.

Так же необходимо определить цель музыкально-игрового тренинга, его содержание и структуру (последовательность и объем упражнений).

        Проведение музыкально-игрового тренинга имеет 3 последовательных этапа:

  1. Организационный (3-5 мин.);
  2. Основной (игровой) (10-15 мин.);
  3. Заключительный (5 мин.).

     4. Модуль проведения.

Данный модуль предполагает проведение ранее сконструированного музыкально-игрового тренинга.

Важно отследить наблюдением динамику каждого, входящего в группу, ребенка и зафиксировать результат. Следующий тренинг конструируется уже в соответствии с наблюдаемыми показателями (положительной или отрицательной (такое тоже не исключено) динамикой).

5. Диагностический модуль.

На этом этапе (в конце серии музыкально-игровых тренингов) происходит конечная диагностика воспитанников, посредством которой выявляется динамика показателей в сравнении со стартовой диагностикой.         Диагностическим этапом каждого, отдельно взятого, музыкально-игрового тренинга будет промежуточная диагностика методом наблюдения (музыкальный руководитель - на тренинге, воспитатели -  во время межличностного общения в группе, родители - дома).

                        Технологическая карта музыкально - игрового тренинга                                            «Давайте улыбнемся» в группе детей старшего дошкольного возраста (интегрируемые образовательные области «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка», «Развитие речи», «Социализация»)

                    Комплекс упражнений музыкально-игрового тренинга.

  1. Коммуникативно-тактильные упражнения:

 «Черепаха» 

Дети стоят парами, один ребенок подставляет спину – он «черепаха», другой выполняет массажные движения. Затем меняются местами.

 Шла купаться черепаха – похлопывание по спине собранными пальцами сверху вниз.

 И кусала всех от страха: - энергичное пощипывание от поясницы вверх по спине

 Кусь –кусь - кусь - кусь - медленные вибрирующие движения слегка согнутыми пальцами.

 Никого я не боюсь. У – У!» -  быстро повернуться и испугать партнера.

Игры, на развитие навыков общения, развитие сплоченности коллектива.

«Цветные клавиши»

Дети делятся, на четыре группы, каждой из которых раздаются музыкальные инструменты. В центре находится дирижер, перед которым лежат на полу 4 разноцветные клавиши из картона. Каждой группе инструментов принадлежит своя цветная клавиша. Дирижер наступает на одну из клавиш - играет та группа инструментов, которой принадлежит эта клавиша. Дирижер может наступать на 2 клавиши, тогда играют 2 группы инструментов и т.д. Как только дирижер уйдет с клавиш и наступит на пол, дети должны положить инструменты на пол и перебежать по кругу к другой группе инструментов.

Игра повторяется с другими инструментами под любую ритмичную музыку.

Игра «Пугало»

Дети садятся в круг. Каждый участник выбирает себе небольшой цветной лоскуток. Один из детей встает в центр круга, разведя руки в стороны. Остальные подходят к нему и развешивают свои лоскутки у него на голове, руках, плечах.                                            Затем все, кроме «пугала», возвращаются на свои места и поют песню:

Пугало вертится и скрипит.

Пугало вертится и скрипит.

Кружится, кружится, кружится.

Скоро все вниз полетит.

Пугало» вертится под пение детей до тех пор, пока все лоскутки не упадут.

         

               2.  Музыкально-речевые упражнения

                                                  «Осенняя сказка»

Вариант №1: речевая игра со «звучащими жестами».

Тихо бродит по дорожке хлопки согнутыми ладонями

Осень в золотой одежке.

Где листочком зашуршит, потирание ладоней

Где дождинкой зазвенит. щелчки пальцами в воздухе

Раздается громкий стук: притопы всей стопой

Это дятел – тук, да тук!

Дятел делает дупло – притопы носком

Белке будет там тепло.

Ветерок вдруг налетел, потирание ладоней

По деревьям пошумел,

Громче завывает, притопы пяткой

Тучки собирает.

Дождик – динь, дождик – дон! щелчки пальцами в воздухе

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет – все движения вместе

Осень яркая идет!

Речевая игра «Едем на лошадке» (автор Т. Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой - ладошки по коленям, ксилофон

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Едем, едем на лошадке

По лесной дорожке гладкой -  ладошки по коленям, ксилофон

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Ветер шумит, маракасы или «шум дождя» Дятел стучит. - коробочка

Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - - бубенцы

Ветер шумит, - маракасы или «шум дождя»

Дятел стучит. -коробочка

Холод, стужа, - треугольник

Снег пушистый кружит, кружит… бубен

Едем, едем на лошадке  - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Белка на ветке орешки грызет,

Рыжая лисичка зайчишку стережет. - мятый альбомный лист

Едем, едем на лошадке - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - - бубенцы

Ветер шумит, - маракасы или «шум дождя»

Дятел стучит. -коробочка

Холод, стужа, - треугольник

Едем, едем на лошадке  - ладошки по коленям, ксилофон

По лесной дорожке гладкой

Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!

Санки скрипят, - трещотка

Бубенчики звенят. - бубенцы

Белка на ветке орешки грызет,

Рыжая лисичка зайчишку стережет. - мятый альбомный лист

Ехали-ехали, Наконец приехали!

С горки ух! металлофон

В ямку бух! тарелочки

Снег пушистый кружит, кружит… бубен

                              3.Примеры танцевально-терапевтических игр

Игра «Глазки, губки, щечки» (или «мимическая гимнастика»)

        Дети располагаются на стульях, стоящих полукругом. «Танцуют» разные части лица – по команде ведущего. Ведущий сочетает объяснение с показом. Игра проводится обычно в начале занятия и может являться частью ритмической гимнастики в танцевально-игровом тренинге.

        Цель - снять мышечные зажимы лица, разбудить эмоции, создать настрой на работу.

        Музыка: любая ритмичная (например, «полька» или «диско»), темп средний.

«Танцуют глазки» - дети:

а) стреляют глазками слева-направо и наоборот;

б) подмигивают поочередно то левым, то правым глазом;

в) то зажмуриваются, то широко раскрываются («выпучивают») глаза;

«Танцуют губки» - дети:

а) вытягивают губы трубочкой, изображая тройной поцелуйчик, затем расплываются в улыбке;

б) посылают с помощью ладони рук воздушные поцелуи то направо, то налево;

«Танцуют щечки» - дети:

а) надувают щеки воздухом, затем хлопают по ним ладонями, выпуская воздух;

б) надувают поочередно то одну, то другую щеки, гоняя воздух туда-обратно.

   «Огонь-лёд»                                                                                                                                                                Цель: снятие мышечных напряжений, развитие умения чередовать ритм «напряжение-расслабление».                                                                                                                                                                                              Дети выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде воспитателя «Огонь» дети начинают интенсивно двигаться, задействуя все тело. По команде «Лед» дети застывают в позе, в которой застигла их команда, при этом воспитатель просит детей напрячь все тело настолько, насколько получится. Воспитатель несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Просит детей слушать свои ощущения, а потом в обсуждении попробовать описать, на что они были похожи.                                                                                                                            

  1. Игры, построенные на импровизации.                            

«Танец огня»

Все играющие садятся по кругу. Они представляют собой огонь и их общая задача- станцевать танец костра. Движения могут быть у каждого свои или их может задавать один человек, а лучше всего каждый из танцующих по очереди. Это предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить её усложнить: весь круг становится просто путешественниками, отдыхающими у костра (дикарями или пиратами) и только один из танцующих остаётся в центре и танцует костёр. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костёр не обжёг их (при этом движения сидящих у костра должны оставаться синхронными.

«Танец природы»

Дети разбиваются на пары и тройки, затем под одну и ту же музыку каждая группа готовит свой танец на общую тему (например, танец восхода солнца, морской прибой, облака, звёзды, фонтан).

                               5.  Коммуникативно-релаксирующие  упражнения

                        Пример медитативной сказки «Волшебная страна»,

 создающей позитивный образ семьи, детско-родительских взаимоотношений, самоактуализации (для детей старшего дошкольного возраста):

«Давным-давно, в одной далекой Волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.

Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили большие мудрецы, а он очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.

Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: "Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам".

Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной

куртки, поближе к своему сердцу. И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара.

        Однажды он ехал через поле. Вокруг него летали бабочки, стрекозы. Жужжали пчелы — они собирали мед. Пели птицы — они радовались, что через их поле едет Прекрасный Принц. Пахло цветами и спелой земляникой. И вот на холме Принц увидел Красивый Дворец. Что-то внутри подсказало Принцу, что для него очень важно поехать именно туда. И он направил своего коня по дороге, ведущей ко Дворцу.

        Когда Принц вошел во Дворец, он был поражен его красотой. Все здесь было удобно и красиво. Как будто кто-то строил этот Дворец специально для него. Золотой Шар, который находился все время около сердца Принца, затрепетал. И Принц понял, что в этом Дворце он найдет что-то очень важное для себя. Он пошел по Дворцу своей легкой и уверенной походкой.

«Представьте, что вы идете по дворцу и находите для себя то, что вы хотите...»

Через 7—10 минут можно постепенно выводить детей из медитации, например, так:

"Все то, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами. А сейчас вы делаете глубокий вдох... и выдох. Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам".

Комментарий к сказке

        Сказка имеет три этапа:

  1. Жизнь Принца в родном доме в любви и доверии,
  2. Путешествие Принца,
  3. Свободная прогулка по ЗАМКУ.

 Рассказ о жизни Принца в родном доме создает для ребенка образ позитивных детско-родительских отношений. Образ Золотого Шара как символа любви и энергии родного дома оказывает на человека сильное положительное воздействие. Идентифицируя себя с Принцем, ребенок чувствует себя любимым, (а это одно из основных условий для нормального его развития). Любимый, принимаемый без каких-либо условий ребенок дарит окружающцим радость и чутко чувствует окружающий его мир.

        Таким образом, эта часть сказки создает у ребенка позитивный образ семьи. Даже если в реальности у ребенка другие взаимоотношения в семье, через сказку он узнает и почувствует альтернативные семейные отношения.

Путешествие Принца символизирует самостоятельное познания Мира. Закон жизни таков, что ребенок вырастает и начинает жить самостоятельно. Если он в самостоятельную жизнь приносит покой и любовь, ему многое удается. Небольшой рассказ о путешествии Принца важен для усиления в ребенке чувства автономности, уверенности и самостоятельности.

        Свободная прогулка по Дворцу позволяет ребенку достать, освободить из внутренних тайников те силы или образы, которые необходимы ему сегодня.

        Образ Дворца — это символ внутреннего мира человека. Свободная прогулка по своему внутреннему Дому стабилизирует состояние ребенка и дает ему большой позитивный энергетический заряд.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

нетрадиционное музыкальное НОД с применением здоровьесберегающих технологий НОД "Путешествие на Северный полюс к Зимушке - Зиме"

конспект нетрадиционной музыкальной НОД с применением здоровьесберегающих технологий для подготовительной группы...

Из опыта работы воспитателя Милюткиной Т.Ю. на тему: "Здоровьесберегающие технологиии в образовательном процессе ДОУ (нетрадиционные методы закаливания)"

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего доклада – это «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе  ДОУ».Здоровьесберегающие технологии - это целостная система...

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности»

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении» Т. В. Хацкевич...

Консультация для воспитателей. Аурикуломассаж как один из видов здоровьесберегающих технологий.

Материал рассчитан для педагогов и может применяться  для детей всех возрастных групп....

Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.

Музыкальные игры для дошкольников, как нетрадиционная здоровьесберегающая технология.Давно доказано положительное влияние музыки на ребёнка. Дети более чувствительны, открыты и эмоциональны, чем взрос...

консультация для воспитателей "Музыкальная терапия, как метод здоровьесберегающих технологий"

Данная консультация будет удобным и интересным методическим пособием о том как, можно использовать музыкальную терапию в режимных моментах детского сада...

Консультация для воспитателей "Развитие музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Музыка - это особый ключ к достиж...