Консультация для воспитателей "Предметно-пространственная среда для слабовидящих и слепых детей в ДОУ"
консультация по коррекционной педагогике

В данном материале можно ознакомиться с организаией предметно-пространственной среды для слабовидящих и слепых детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация развивающей предметно-пространственной среды

Специальные требования к предметной развивающей среде и предметно-пространственной организации среды слепых детей.

Требования к предметной развивающей среде.

Предметная развивающая среда должна создаваться и подбираться с учетом принципа коррекционно-компенсаторной направленности для удовлетворения слепым ребенком особых образовательных потребностей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, учитываться индивидуально–типологические особенности и особые образовательные потребности слепого дошкольника.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности слепого ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих, коррекционно-развивающих, коррекционно-компенсаторных задач в образовательной деятельности в пяти образовательных областях и в коррекционной деятельности специалиста.

Материалы и оборудование должны отвечать коррекционно–развивающим, компенсаторным требованиям, быть безопасными для органов осязания, остаточного зрения слепого ребенка.

Наиболее педагогически ценными являются материалы и оборудование, игрушки, обладающие следующими качествами:

- привлекательные для слепого ребенка, актуальные для его слухового, осязательного восприятия, приятные для тактильных ощущений, способствующие их развитию и обогащению, активизирующие остаточные зрительные функции;

- по форме, структуре, организации легко опознаваемые и осмысливаемые на основе осязательного восприятия у слепого ребенка;

- с фактурной выраженностью материалов, из которых они изготовлены;

- выполненные из разных материалов.

Подбор материалов и оборудования должен обеспечить слепому ребенку игры разных видов: дидактическую, предметную, сюжетную, подвижную.

Материалы для игр должны включать предметы, по своим физическим характеристикам доступные для осмысления, побуждающие слепого ребенка к активным действиям (целостность структуры, простота формы, без излишней детализации, без деталей и элементов, не несущих для объекта логическую нагрузку).

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены: материалами для лепки (пластилин, глина, тесто), для аппликации (фактурная плотная бумага, фактурные ткани, природные объекты), для конструирования, рельефного рисования (прибор «Школьник», прибор для вырезания (специальные ножницы с двумя парами колец для сопряженной деятельности ребенка и педагога).

Предметная среда должна быть наполнена тактильными книжками: книжки-игрушки (их варианты: книжка с игровым замыслом, книжка-панорама, книжка-фигура, книжка-ширма), дидактические книжки; тактильные рукодельные издания, изготовленные в строгом соблюдении методических рекомендаций, разработанных Российской государственной библиотекой для слепых, рельефно-графический иллюстративный материал (книги, панно, карточки, предметные картинки), барельефные изображения.

Оборудование общего назначения включает аудиоаппаратуру, магнитную доску для совместной деятельности по выкладыванию, доску для рисования маркером (для детей с остаточным зрением). Прибор «Ориентир», позволяющий в игровой форме изучать маршруты, пространственное расположение объектов на местности и внутри помещений.

Материалы – объекты исследования в реальном времени для сенсорного развития: объемные геометрические тела, деревянные наборы шаров и кубов разных величин, наборы геометрических фигур, вкладыши-формы, наборы образцов (эталонов) по модальностям ощущений, объекты для локализации, сличения, идентификации, соотнесения, сериации (по величине, форме, фактуре, материалу); природные объекты; искусственно созданные материалы для развития мелкой моторики рук (мозаика, объекты для нанизывания, плетения, шнуровки) с актуализацией тактильных впечатлений, в процессе действий с которыми дети могут расширить представления о свойствах предметов, материалов, обогатить ощущения и восприятие.

Мелкие предметы различной формы для сортировки, обучению счету, развития мелкой моторики.

Группа образно-символического материала должна быть представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими слепым детям мир вещей и событий: модели, звуко-наглядный ряд «Мир. Звуки и шумы», предметно-объектный ряд из разных материалов, веществ, наглядный ряд ароматов и запахов, рельефные картинки.

Группа нормативно-знакового материала должна включать разнообразные тифлографические пособия, предназначенные для подготовки слепого ребенка к изучению рельефно-точечной системы Брайля:

- Азбука для дошкольников в двух частях издательства «Логос ВОС», изготовленная на полимерной пленке и содержащая большое количество легко опознаваемых иллюстраций.

- Тактильные карточки, содержащие различные сочетания линий, отдельно расположенных точек, лабиринты для осязательного прослеживания. Этот материал необходим для подготовки пальцев к восприятию точки, проверки уровня развития осязания, развития навыка движения руки по строке, уточнения пространственных категорий (под, над, сверху, снизу, справа, слева).

- Колодка-шеститочие для изучения системы Брайля.

- Мозаика-шеститочие для выкладывания отдельных букв и слогов (представляет собой планку из 10 прямоугольников размером 5 на 4 см, каждый прямоугольник имеет 6 симметричных углублений, в которые вставляются гвоздики, имитирующие точки). Пособие не только позволяет в игровой форме изучить расположение точек, объяснить ребенку зеркальность отображения элементов букв, но также развивает мелкую моторику, усидчивость, воображение.

- Кубик-шеститочие с подвижными элементами. На каждой грани изображено определенное количество точек, перемещая грани, можно составлять различные комбинации точек. Имеет небольшие размеры, что способствует переходу от крупных элементов колодки-шеститочия к стандартному размеру брайлевской буквы.

- Прибор для письма по Брайлю 18-строчный.

- Грифели для письма по Брайлю разного размера и формы.

- Магнитная азбука для параллельного знакомства слепого ребенка с плоскопечатной буквой и ее рельефно-точечным аналогом: брайлевская буква нанесена на плоскопечатную (производится промышленным способом, можно приобрести в магазинах развивающих игрушек, имеет две ошибки, которые необходимо исправить вручную, наклеив сверху правильный вариант написания букв).

Материалы и оборудование для двигательной активности должны включать предметы для развития моторики рук, в т. ч. мелкой моторики; предметы на колесиках, предвестник трости, детские трости, звучащие мячи для повышения мобильности в пространстве; инвентарь для занятий с детьми адаптированной физической культурой; оборудование для ходьбы с преодолением препятствий; массажные подушки, коврики, мячи, ребристые дорожки; объемные фактурные мягкие модули.

Материалы и оборудование сенсорной комнаты для развития (обогащения) ощущений должны включать: сухие бассейны (малого объема, большого объема); тактильные панели, тактильно-развивающие панели, текстурные тактильно-развивающие панели; тактильно игровые панно; тактильную панель акустическую; тактильные ячейки; кистевой тренажер; лабиринты ручные; тактильные дорожки; сенсорную тропу; сухой дождь; волшебный шатер; волшебную нить.

При проектировании предметной развивающей среды, предметно-пространственной организации среды для слепых детей необходимо исходить из их особых образовательных потребностей и индивидуально-типологических особенностей.

Предметно-пространственная организация среды слепых детей должна обеспечивать ребенку мобильность, уверенность и безбоязненное передвижение в пространстве, быть безбарьерной в самореализации.

Основные требования к предметно-пространственной организации сред как мест жизнедеятельности:

- предметное наполнение пространств должно быть целесообразным особым образовательным потребностям слепых детей;

- предметно-пространственная среда должна характеризоваться стабильностью: предметы окружения должны постоянно находиться на своих местах; двери помещений должны быть постоянно открыты или постоянно плотно закрываться;

- предметно-пространственная среда должна включать предметы (объекты)-ориентиры: коврики разной фактуры перед каждой дверью помещения; напольные покрытия разной фактуры для обозначения зон (принцип зональности); предметы (настенный календарь, эстамп), которые следует размещать на панелях (стенах) на уровне рук детей;

- предметы мебели личного пользования должны иметь тактильно-осязательные ориентиры; объекты-препятствия (детали лестничных пролетов) должны иметь тактильные ориентиры, выделены контрастным цветом; важна фактурная поверхность стен, фактурная и контрастная фону окантовка дверных наличников и полотен, дверных ручек;

- стенды и другие предметы, размещаемые на стенах и не предназначенные для использования детьми, должны располагаться выше 130 см от пола, чтобы слепой ребенок избежал столкновения с ними;

- вдоль стен по возможности (особенно в коридорах) не должна стоять мебель, чтобы слепой ребенок мог передвигаться самостоятельно, ориентируясь на стену тростью или рукой;

- двери необходимо установить таким образом, чтобы они открывались внутрь помещения либо были раздвижными;

- в спортивном зале и в коридорах необходимо проложить тактильные направляющие для облегчения ориентировки в пространстве;

- стол, кровать незрячего ребенка должны быть расположены с краю, так, чтобы он мог самостоятельно их находить;

- мебель должна быть с закругленными углами, в противном случае углы драпируются войлоком или другим материалом, способным смягчить удар при возможном столкновении;

- углы ковриков и другого напольного покрытия не должны загибаться и скатываться, это неизбежно приведет к падению и травмированию незрячего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье

Феоктистова В. А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье...

Методическая разработка " Развитие бытовых навыков у слепых детей"

В данной работе систематизирован материал по развитию у детей бытовых навыков по возрастным этапам. Может быть использован родителями и педагогами групп....

Развитие чувства ритма у слабовидящих и слепых детей.

В данной статье приводятся игры и пособия на развитие чувства ритма у слабовидящих и слепых детей....

Консультация на тему : « Маленькие книжки для слабовидящих детей»

Малышам с нарушением зрения необходимо предоставить лучшие из всех возможных игровых и развивающих книжек, способных привить им любовь к чтению и стремление к познанию . Детские книги с конгревным тис...

игры для слепых детей и детей с остаточным зрением

в картотеке представлены игры на развитие остаточного зрения, игры на развитие слухового восприятия  слепых детей, на развитие осязательного восприятия слепых детей, игры на развитие обоняния, иг...

Консультация для педагогов « Использование среды ДОУ для формирования у детей дошкольного возраста нравственно-патриотического воспитания»

Нравственно - патриотическое воспитание – важная часть становление будущей личности. Нельзя вырастить полноценную личность без формирования гражданских качеств.  Нравственно - патриотическо...

Консультация для родителей "Особенности семейного воспитания слабовидящих детей"

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи.Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного вос...