Самоанализ коррекционного занятия по теме «Фруктово-овощная радуга».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Тарасова Елена Сергеевна

Полный самоанализ пригодится для аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_zanyatiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ коррекционного занятия по теме «Фруктово-овощная радуга».

     Коррекционное занятие по теме: «Развитие зрительного восприятия цвета» проводилось с ребёнком подготовительной группы Лукьяновой Лизой (DS: гипоплазия зрительного нерва, горизонтальный нистагм, несодружественное сходящееся косоглазие ,миопический астигматизм).

     Раздел «Развитие зрительного восприятия и цвета» обусловлен рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения, которые затрудняют ознакомление ребёнка с окружающим миром: снижение остроты зрения, узость восприятия, недостаточная дифференцированность. Воспитанник, присутствовавший   на занятии, не всегда точно и правильно распознаёт цвет и цветовые оттенки.

     Учитывая это, при подготовке коррекционного занятия я наметила цель, задачи, структуру занятия, определила форму проведения, методы и приёмы, необходимые для получения положительного результата.

     Цель: учить осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

   Коррекционные задачи:

  • Учить узнавать и правильно называть цвет овощей и фруктов.
  • Учить находить овощи и фрукты заданного цвета (оттенка) и соотносить их с радугой.
  • Развивать зрительное внимание при составлении цветных картинок- половинок.
  • Совершенствовать навыки ориентировки на листе.
  •  Закреплять навыки равномерного движения руки под контролем зрения.
  • Расширять знания о предметах окружающей действительности, имеющей постоянный признак цвета или которые могут быть такого цвета

Цель и задачи соответствуют теме и содержанию занятия.

     Тема коррекционного занятия соответствует календарно-тематическому планированию и требованиям программы. Данное занятие органично связано с предыдущими занятиями, опирается на них. Место занятия в теме и общем курсе целесообразно и соответствует последовательности в освоении детьми основных тем и понятий.

     Занятие построено как форма коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса. При разработке данного занятия учитывались особенности психического развития ребёнка подготовительной группы детского сада.

     Структура занятия:

Ход занятия.

Организационный момент.

Основная часть.

Дидактическая игра «Подбери цветное изображение к силуэту».

Педагог предлагает послушать сказку об овощах:

— Жили-были овощи в огороде. Поскольку росли они на грядке, то и были по цвету, как земля, 

— Чёрные и серые. Настроение у них было грустно-печальное. Характер сердитый.
Поэтому они постоянно ссорились друг с другом.

Как-то раз прошел дождь, а потом выглянуло солнышко. От этого на небе появилась разноцветная радуга. Посмотрела она вниз, увидела грустные черно-серые овощи и решила их раскрасить. Взмахнула радуга волшебной палочкой и подарила каждому овощу свой цвет. Засиял огород, заискрился разноцветными овощами. Сразу овощи повеселели. Стали друг с другом дружить и окружающих радовать. Их все сразу заметили: и люди, и звери, и птицы. Люди стали ухаживать за овощами, а овощи — отдавать им самые полезные витамины.

Понравилась  сказка?Давай  к каждой полоске радуги подберем овощ по цвету.

Дидактическое упражнение «Подбери к силуэтному изображению цветное».

Ребенку дают полоски радуги. Он подбирает цветное изображение овощей и фруктов в соответствии с цветом полоски и своим силуэтным изображением.

  • К какому цвету радуги мы не смогли подобрать овощи? (Голубому, синему.)
  • Для каких овощей не нашлось цвета радуги? (Для бордовой свеклы, для коричневой картошки.)

 «Собери из частей целое».

  • Педагог дает ребёнку картинки – половинки и образцы овощей к ним. Предлагает собрать их

 Овощи так радовались цветной радуге, что рассыпались на части давай им поможем и из частей соберем целые картинки и выберем каждому овощу геометрическую фигурку на которую похож ваш овощ.

 Зрительная гимнастика. «Огород».

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Смотрим вправо-огород,

Там морковочка растёт.

Слева- белая капуста,

А направо- везде пусто.

Вот где можно погулять,

  • Огород не затоптать

Дидактическая игра «Разложи по порядку».

  • Люди собрали радуге в подарок целый мешочек овощей и фруктов, но радуга не могла отличить фрукты от овощей и поэтому нужно помочь радуге достать овощи и фрукты из мешка и разложить овощи в корзинку, а фрукты на блюдо и будем мы это делать с закрытыми глазами. Корзинка будет у нас стоять с левой стороны, а блюдо с правой стороны. Надо назвать какой овощ или фрукт вы вытянули из мешка и в какую сторону вы его собираетесь положить.
  • Радуга оказывается не знает вкуса овощей и фруктов. Давай ей поможем. Педагог предлагает детям попробовать на вкус кусочки овощей и фруктов.

 Пальчиковая гимнастика.

Вырос у нас чесночок,       Показывают: указательный палец

Перец, томат, кабачок,        средний палец

Тыква, капуста, картошка,        безымянный палец

Лук и немножко горошка.        мизинец

Овощи мы собрали,        мизинец

Ими друзей угощали,        безымянный

Квасили, ели, солили,        средний

С дачи домой увозили.        указательный

Прощай же на год,        большой палец левой руки

Наш друг — огород!        большой палец правой руки

«Обвести по точечному контуру и заштриховать»

Давай нарисуем подарок радуге, обведем контурное изображение фруктов и овощей по точкам и заштрихуем его.

Итог занятия.

Похвалить ребёнка за удачное занятие, поощрить фруктами из корзины радуги.

Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции.

     На данном занятии для достижения поставленных цели и задач реализованы основные дидактические принципы обучения:

  • Принципы систематичности, доступности и последовательности:

- опора на полученные ранее знания и умения детей;

- все этапы занятия взаимосвязаны, задания даются в порядке возрастающей сложности;

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Была проведена предварительная работа:

1.Рассматривание овощей и фруктов в уголке природы, соотнесение их с изображением на картинке.

2.Рассказ об овощах по алгоритму.

3.Чтение отрывков из книги К. Нефедовой «Овощи. Какие они?».

Формированию положительного эмоционального настроя способствовали следующие методы:

- словесный (чтение сказки «Об овощах», образец речи педагога, вопросы, словесные инструкции к заданиям, диалог педагога с воспитанником, обсуждения, описание);

- наглядный (рассматривание цветных и силуэтных картинок овощей и фруктов, радуги из полос для развития зрительного восприятия и зрительной памяти);

- практический (работа с картинками- половинками овощей, состоящих из 6 частей, контурными и силуэтными изображениями овощей и фруктов, точечными контурными изображениями яблок).

      Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко.  

     Результатом применения данных методов на занятии является:

- качественное выполнение практических заданий;

- эффективность и оптимальность использования времени;

- развитие мотивации к виду деятельности.  

     В ходе занятия использованы разнообразные обучающие, развивающие и коррекционные приёмы, задания подобраны с опорой на различные анализаторы: слуховой, зрительный, тактильный.  

    Выбранные методы и приёмы обучения соответствовали возрасту ребёнка и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости); способствовали созданию на занятии положительной психологической атмосферы, ситуации успеха. Рациональное сочетание применяемых мною различных методов и приёмов, организация индивидуальной, стимулировали активацию сенсорно-перцептивных, селективных, мнемических и мыслительных операций.

      Занятие в достаточном объёме обеспечено оборудованием и наглядными пособиями.

     Структурно занятие состояло из 3 этапов, каждому из которых соответствовали краткие инструкции. Все этапы занятия были взаимосвязаны, взаимообусловлены, последовательны, подчинены заданной теме и цели занятия.

     Началось занятие с организационного момента. Сказка, прочитанная в начале занятия, помогла настроить ребёнка на рабочую атмосферу.

 Объявив цель и тему занятия, тем самым подготовила ребёнка к активной работе на занятии. Содержание материала  на данном этапе соответствовало необходимому объёму знаний по теме занятия. Объём материала распределён рационально.

     В заключительной части организовала беседу с воспитанником, подвела итоги занятия, похвалила ребёнка за удачное занятие, поощрила фруктами из корзины радуги.

 Ребёнок на занятии был открытым, активным, заинтересованным, внимательным, ориентирован на общение с педагогом: отвечал на вопросы, удерживал словесную инструкцию, внимательно выполнял задания. Занятие было достаточно интересным: ребёнок включился в работу и с удовольствием её выполнил. Психологическая атмосфера была доброжелательная.

     Для создания на занятии спокойной рабочей атмосферы я старалась выдерживать спокойный тон, следить за грамотностью речи, была заинтересована в успехе ребёнка. Темп занятия был умеренным, последовательно-чётким, логично структурированным,
удалось избежать перегрузки и переутомления ребёнка.

     В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи. Оказывала помощь при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы.

     Логичность построения коррекционного занятия, смена разных видов деятельности позволили провести его, не выходя за рамки, определённые СанПиНом для продолжительности коррекционной деятельности – 25 минут. Все требования к организации занятия были выполнены.

     Цель занятия полностью реализована. План занятия выполнен в полном объёме. Занятие было результативным.

     

Тифлопедагог: Тарасова Е.С.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия и самоанализ к занятию на тему"Птицы"

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе на тему " Птицы"...

Самоанализ открытого занятия на тему «Взаимодействие с родителями в условиях реализации ФГОС» «В гостях у бабушки Матрёны»

Это занятие комплексное  сочетает в себе  образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно ...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Самоанализ интегрированного занятия на тему «Поездка в Москву»

Цель: Расширение представлений детей о Главных государственных праздниках. Углубление знаний о цифре 6.Задачи:• Продолжать знакомить с цифрой 6.• Упражнять в умении решать задачи в пределах ...

«Электроника для юных гениев» Тема «Фруктово-овощное электричество» Сценарный план-конспект к занятию .

Научить детей делать электрическую батарейку из овощей и фруктов, развивать основные мыслительные операции и научно- исследовательское мышление ребёнка....