Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.
статья по коррекционной педагогике

Микрюкова Ольга Николаевна

Данный материал это практический опыт коррекционной работы музыкального руководителя Микрюковой Ольги Николаевны при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста с ОНР. Материал может быть полезен музыкальным руководителям, работающим с детьми с нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx644.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача в нашем дошкольном учреждении осуществляется педагогами совместно с родителями.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.

Речевые нарушения у детей оказывают существенное влияние и на их общее развитие: логопаты отличаются быстрой утомляемостью, неадекватным поведением, расстройством координации движений, невнятной речью, слабым немодулированным голосом, поверхностным дыханием. Поэтому художественно-эстетическое развитие происходит в тесной взаимосвязи всех специалистов коррекционного учреждения и строится на основе формирования познавательных процессов, психических функций, эмоционально-волевой сферы.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребёнка, побуждает его к самовыражению, учит сопереживать. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.  

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от педагога терпения и бережного отношения.

Процесс обучения пению в дошкольном возрасте помогает:

  • Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить музыкальный слух;
  • Научиться петь, т.е. пользоваться своим музыкальным инструментом – голосом;
  • Приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности.

Кроме того, сам процесс формирования и развития певческого голоса оказывает на детей всестороннее воздействие:

  • Способствует развитию музыкальных способностей: мелодического и метроритмического слуха, ладового чувства, музыкальной памяти;
  • Активизирует работу левого  (логического) и правого (образного) полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания;
  • Развивает и укрепляет дыхательную систему, что особенно важно в детском возрасте;
  • Естественным образом тренирует мышцы гортани, голосовые связки;
  • Улучшает тембр голоса, что содействует выразительности речи и пения;
  • Расширяет диапазон голоса, а значит, речевые и певческие возможности;
  • Приводит к тому, что и речевой голос ребенка становится более устойчивым и выносливым, т.е. не срывается,  не дрожит и выдерживает длительную речевую нагрузку;
  • Создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.

Пение с музыкальными движениями, помимо эстетических и образовательных задач, способствует укреплению здоровья: влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшением обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки), укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу. Пение – это основное средство музыкального воспитания. Оно является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности.

Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях (подготовительная к школе группа), в непосредственной образовательной деятельности (вторая младшая, средняя и старшая группа) при развитии певческих навыков в реализации образовательной области «Музыка»: таких как: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевание, пальчиковые игры.

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, распевки, игровой самомассаж), используемые на занятиях музыкой при подготовке к пению, в процессе работы над песней помогают развивать музыкальные способности детей, обеспечивают каждому ребенку укрепление физического здоровья. 

Музыкально-оздоровительная работа в МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21» - это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Дыхательная гимнастика.

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с детьми-логопатами уделяется большое внимание.  

Основные задачи дыхательных упражнений:

  • Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
  • Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
  • Тренировать силу вдоха и выдоха.
  • Развивать продолжительный вдох.

Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

I:\DCIM\103_PANA\P1030346.JPG                I:\DCIM\103_PANA\P1030413.JPG

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучали детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т.д., используя дирижерский жест. I:\DCIM\103_PANA\P1030355.JPG

Объясняли и показывали, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Первоначально детям предлагались песни с небольшими музыкальными фразами, постепенно протяжённость музыкальных фраз увеличивалась. Затем перешли к упражнениям на развитие дыхания, связанного с певческим и речевым звуком. Пропевали мелодии песен на одном гласном звуке, цепочкой гласных звуков в последовательности А, О, У, И, Э. I:\DCIM\103_PANA\P1030417.JPG

Пели слоговые дорожки, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей М, Д, Т, П. Как вариант распевания, использовали пропевание с детьми своего имени, начиная с верхнего звука и заканчивая нижним, сопровождая пение движением руки сверху вниз (Оль-га-Ни-ко-ла-ев-на). Это очень удобно, потому что песенка начинается с сильной доли, при этом идет работа и над дыханием, и над дикцией, и над волевыми чертами характера при самостоятельном исполнении собственного варианта песенки. Такие игровые упражнения детям нравятся, они в простой мере закрепляют навыки правильного дыхания.

В результате использования дыхательной гимнастики повышаются показатели развития певческих способностей детей.

От речи к пению.

Сам процесс обучения пению включает в себя формирование и развитие певческих навыков и певческого голоса. Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. И уникальность его заключается в том, что у него не одна функция, а несколько.

Во-первых, голос является частью той энергии, жизненной силы, которая дарована каждому: ребенок голосом при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности. Именно голос является одним из проявлений жизненной  силы, энергии и здоровья детей.

        Следующая функция: голос – это инструмент общения человека с окружающим миром. Можно сказать, что голос – это «озвученная душа». А звучать он может в зависимости от настроения абсолютно по-разному: задорно, робко, раздраженно, грозно, восторженно, величаво и т.д.

И, наконец, голос человека при благоприятных условиях может стать музыкальным инструментом. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом.

Развитие певческого голоса детей  начинается с речевого этапа.  Такой подход опирается и на теоретические положения Б.В.Асафьева (1965) о внутреннем органичном родстве музыки и речи. Например, интонация скорбной речи человека, как и печальная, грустная музыка – медленная, тихая, прерывается часто паузами и возгласами. Интонация праздничной, радостной речи человека характеризуется оживленным темпом, непрерывностью, наличием небольших пауз и акцентов. Мы видим, что у музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека точно так же, как и музыкальная интонация, т.е. используя одни и те же средства выразительности.  Поэтому с помощью речи, намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм и т.д.

Прежде чем обучать певческим навыкам, даем детям возможность сначала прислушаться к своему голосу, почувствовать его возможности. На этом этапе очень важно, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а просто был увлечен и занят интересной для него деятельностью. Многолетний опыт работы показал, что методика вхождения ребенка в мир любого искусства должна проходить через «волшебный мост» игры. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку.

Основной девиз нашей работы – «Учить, играя!» Сначала просто игра звуками своего голоса, интонациями речи, затем исследование возможностей речевого и певческого голоса, после чего исполнение песен. На речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала учится высоко и выразительно говорить.

Весь материал речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, а так же умений измерять силу и высоту голоса, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолировано, в словах, фразах, воспроизведению речевого и певческого материала в заданном темпе и ритме, а так же способствует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.

Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу.
Основными видами деятельности на речевом этапе являются:

  • артикуляционная гимнастика;
  • игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание;
  • развивающие игры с голосом;
  • речевые зарядки;
  • речевые игры и упражнения;

Их общая цель – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению:
-«разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата;
-обострить интонационный слух;
-подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков;
-сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем, способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • формировать артикуляцию различных звуков;
  • закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);
  • увеличить объем слуховой памяти и внимания;
  • учить выделять сильные доли в цепочке слогов;
  • развивать музыкальную память, запоминания текста песен;
  • совершенствовать дикцию;
  • развивать чувство ритма;
  • совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого. В процессе выполнения артикуляционных упражнений следим за точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

Проводим артикуляционную гимнастику эмоционально, в игровой форме. В результате этой работы повысились показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшилась музыкальная память, внимание.

Распевание

Цель распевания - подготовка голосовых связок к пению и упражнение в чистом интонировании определенных интервалов. В практике моей работы песни-распевки имеют здоровьесберегающую направленность.

Задачи: предупреждать заболевания верхних дыхательных путей, укреплять хрупкие голосовые связки детей, подготовить их к пению.

Валеологические песни-распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок и приятная мелодия поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению

В работе над развитием певческих навыков большую помощь оказывает «Музыкальный букварь» и «Музыка в детском саду» Н.Ветлугиной, «Учите детей петь» Т.М. Орловой, «Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайловой и «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения» О.Н. Арсеневской.

Все эти песенки-упражнения дети осваивают на слух, сравнивают отдельные звуки по высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, попевки помогают детям понять движение звуков и т.д. Так же используются упражнения, направленные на правильное певческое формирование гласных и правильное произношение согласных звуков – “Потешки”.

Таким образом, вокальные упражнения позволяют добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста, подготовке голосового аппарат к исполнению песни, развивают музыкальный слух, а так же поднимают настроение.

Пальчиковые игры.

Важное место при развитии певческих навыков у детей с ОНР занимают пальчиковые игры и сказки, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благотворно воздействуя на все  внутренние органы.

I:\DCIM\103_PANA\P1030353.JPG        I:\DCIM\103_PANA\P1030327.JPG

Пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку как песенки-попевки. Сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия побирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанируем таким играм не только на фортепиано, но и на металлофоне, ксилофоне, включаем звучание шумовых инструментов. Тексты для этих игр выбираем простые – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление.

Заключение

Анализ исследованной литературы и педагогической практики позволяет сделать выводы о важности использования здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей дошкольного возраста с общим надоразвитием речи. 

Использование игровых технологий в практической деятельности представлено в приложении. Предложенные игры и упражнения являются частью непосредсвенно образовательной деятельности по обучению детей пению. Они используются в 1 части занятия для «разогрева» всех мышц и подготовки голоса к исполнению песенных произведений.

Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста требует проведение занятий в игровой форме. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию выполняются с интересом и имеют больший эффект, когда содержат сюжет, образ, игру, нежели скучное «вдох – выдох» или однообразное проговаривание каких-либо звуков и исполнение распевок. При этом существенно повышается продуктивность занятий с детьми, начинающими вокальную сольную деятельность.

Практика показывает, что регулярные музыкальные занятия с использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков в реализации ОО «Музыка» способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и взрослыми. (А это очень важные факторы при подготовке ребенка к школе).

ПАМЯТКА

У детей 3—4 лет, как правило, диапазон пения ре—ля первой октавы, дыхание еще неравномерное, короткое, не у всех развита артикуляция, дикция, некоторые затрудняются в произнесении отдельных звуков.

В 4—5 лет диапазон пения расширяется: ре—си первой октавы, дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяженные фразы (два такта в среднем темпе), лучше произносят слова.

В этом возрастном периоде подбираются песни и хороводы о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на тексте, посильном для ребят. Они помогают формированию дикции, артикуляции, певческого дыхания, ансамбля. Для развития координации слуха и голоса, певческого дыхания важно выбирать песни, имеющие не только равномерные, но и протяжные звуки. Дети к 5 годам уже используют разные типы дыхания (ключичное, грудное, нижнереберное, а также смешанное). Мелодии поются более сложные, в медленном и среднем темпе, динамика тихая и умеренно громкая.

В 5—6(7) лет диапазон еще шире: ре первой октавы—до второй октавы. Дети лучше владеют певческим дыханием—могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. В эти годы проявляются музыкально одаренные дети, они заметно опережают своих сверстников. Обнаруживается это в следующем: чистота интонации, звонкий голос, художественно выразительное пение, артистичность, интерес к музыке.

В возрасте от 5 до 6 (7) лет используется более разнообразный песенный репертуар, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, так как голосовые связки еще не сформированы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Система  музыкальной  работы  предполагает  использование  на  каждом музыкальном  занятии  следующих  здоровьесберегающих  технологий: Валеологически...

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Педагогический проект по обобщению инновационного педагогического опыта.Цель: обеспечение положительной динамики в развитии певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью здоровьесб...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений начиная с дошкольного возраста.Каждый че...

Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»

Обобщение опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста»Представленные материалы могут быть использованы музыкальными рук...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Новизна данной темы заключается в использовании здоровьесберегающих технологий в игровой форме на традиционных музыкальных занятиях во время певческой деятельности.Цель: использование здоровьесберегаю...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

 Каждый человек, родившись, получает от природы драгоценный и великий дар  особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен ст...

Значение и использование здоровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста

Значение и использование здоровьесберегающих  технологий в развитии певческих навыков  у детей дошкольного возраста...