"Математика, которую можно потрогать своими руками"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Мухина Елена Геннадьевна

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР важная роль пренадлежит математическому развитию. Данная статья познакомит читателей с тем, как эффективно   развивать математические способности   детей с ЗПР с использованием игровых пособий Марии Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_montessori.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика, которую можно потрогать своими руками.

                              «Человеческий разум является математическим:

                                он стремится к точности, к измерению, к сравнению.

                                Без математического воспитания и образования

                                невозможно ни понять прогресс нашей эпохи,

                                ни принять в нём участие».

                                                                                          Мария Монтессори.

      Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых – просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир.

так как  способствует формированию различных сторон восприятия и мышления, а следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

     Даже здоровым детям сложно ориентироваться в современном мире знаний, а как быть детям с  ограниченными возможностями здоровья? Ведь таких детей трудно привлечь к занятиям, их внимание рассеяно,
мышление развито недостаточно, им сложно выполнять действия по
инструкции, они неусидчивы,  не целенаправлены в работе. Они быстро пересыщаются и устают даже от интересных и любимых занятий.

     В работе со своими детьми по данному направлению я применяю элементы Монтессори - терапии, лечебной педагогики, основанной на принципах Марии Монтессори. Она,  опытным путем выяснила, что дети лучше всего воспринимают информацию, когда одновременно слушают, видят и чувствуют. Чтобы помочь детям, она придумала автодидактические пособия, благодаря которым дети постигают мир математики с помощью органов чувств, одновременно тренируя мелкую моторику рук, координацию и другие навыки.

Я подобрала,  и адаптировала эти пособия для детей своей группы и активно использую их в работе со своими детьми.

     В математической  зоне собраны материалы, позволяющие обучить ребенка основам математики. Обучение математике проходит естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» математикой. Эта зона  представляет собой набор разнообразнейших интересных материалов, с помощью которых мои дети учатся складывать и вычитать, знакомятся с геометрическими фигурами.  На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту и другие пособия.

    Мои дети начинают заниматься математикой издалека. Самые маленькие, трехлетки, начинают с так называемого сенсорного материала. Упражнения с башней или пирамидкой, с различными вкладышами.

    Большую  помощь в математическом развитии  оказывает  осязание. Особый интерес у моих детей вызывают шершавые и гладкие доски для ощупывания, ящик с тканью и другие. Здесь мои дети усваивают понятия длиннее — короче, больше — меньше, учатся  сортировке и классификации предметов по цвету, форме, размеру. Поработав с сенсорным материалом, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

     В работе по математическому развитию со своими детьми я применяю разнообразные игровые пособия: «Цифры из шершавой бумаги», «Числовые штанги с табличками чисел», «Объедини множество» и многие другие.

Все  Монтессори – материалы имеют две цели: прямую и косвенную. Прямая цель опирается на актуальную возможность ребенка, т.е. способность к самостоятельному действию. Косвенная же цель, (неосознанная ребенком) работает на зону его ближайшего развития.

Предлагаю несколько игр из богатейшего материала Марии Монтессори.

 «Цифры из шершавой бумаги».

Цели:

Прямая -  освоить изображение и написание цифровых знаков.

Косвенная -  развитие зрительной и тактильной памяти; механическое письмо; развитие мелкой моторики.

Материал: карточки с наклеенными на них цифрами из шершавой бумаги.

Как работать с материалом:

Педагог может сначала ввести цифры 1-2-3. Ребенок может сам выбрать какую-либо цифру. Тогда педагог берет другую цифру, по форме сильно отличную от первой. При этом ребенок лучше усваивает цифры. Он кладет табличку перед ребенком и медленно ведет по цифре 1 указательным и средним пальцами, повторяя процесс ее написания. Он предлагает ребенку проделать то же самое и повторить название цифры. Точно так же он поступает с цифрами 2 и 3. На второй и третьей ступенях педагог обращает внимание на то, чтобы ребенок снова провел рукой по цифре и повторил ее название.

       С помощью карточек с цифрами малыш укрепляет мышцы руки, которые в итоге контролируют передвижение пальцев. Различие поверхностей  побуждает ребенка вести рукой в направлении написания цифры.  Через частое повторное проведение рукой по цифре запоминается форма и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Детям, которые хотят написать цифры, предоставляется такая возможность.

«Фигуры из гвоздиков».

Цели:

Прямая - моделирование плоских фигур по точкам. Подход к математическим понятиям «точка», «отрезок», «вершина». Знакомство с построением геометрических фигур.  

Косвенная - развитие мелкой моторики рук, координации движений, пространственного и ассоциативного мышления.

Материал:
Пенопластовая коробка, кнопки с выпуклыми шляпками и набор тонких цветных резинок.  

      Ребенок выбирает карточку с геометрической фигурой, считает, сколько у фигуры вершин, и накалывает соответствующее число кнопок на пенопласт. Затем он натягивает на кнопки резинку таким образом, чтобы получились очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.

    Работа с этим материалом является переходной от сенсомоторного к математическому развитию ребенка. В то же время он дает прекрасную возможность проживания таких сложнейших математических понятий, как «точка», «отрезок», «вершина». Малыш проживает их на зрительном, тактильном чувстве, через мелкую моторику руки. Математические понятия усваиваются фактически на подсознательном уровне.

 «Объедини множество».

Цель:

Прямая - развитие первоначальных представлений о множестве, умение группировать геометрические фигуры и распределять их заданными множествами.

Косвенная – развитие мелкой моторики рук, координации движений, зрительного внимания.

Материал:

Коробка с несколькими отделениями. В одном из них лежат шнурки разного цвета, в остальных - мелкие геометрические фигурки: квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники. Маленький коврик или салфетка.

     Ребенок приносит коробку на свой рабочий стол и расстилает салфетку. Он берет один за другим шнурки и выкладывает на салфетке замкнутые фигуры. В центре каждой их фигур он группирует одинаковые геометрические формы: множество треугольников, множество кругов или квадратов. Усложняя себе задачу, ребенок может сначала выложить на салфетку несколько различных фигур, а затем объединить их в множества с помощью шнурков.

      Эти упражнения не вызывают затруднений у детей, которые прежде, на сенсорном уровне, занимались сортировкой и распределением предметов. Существует немало упражнений и занятий этого плана для маленьких детей. Теперь же ребенок возвращается к ним, но в новом качестве, начиная изучение математики через теорию множеств.

      Благодаря тому, что мои дети имеют возможность потрогать математику своими руками, они не только развивают свой интеллект, но и растут до потолка своих возможностей, все выше и выше поднимая эту планку. Становятся более независимыми, самостоятельными и адаптированными.

Литература:

1. Хилтунен Е. А.  Дети Монтессори  - М.: Издательство «Астрель» 2008.

2. Афанасьева Т. А.  Сумнительный К.Е., Я люблю Монтессори - М.: Издат. дом    «Карапуз»,  2004.

3.Монтессори. Помоги мне сделать это самому  – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000 г. 

4.Щербакова Е., Голицина В. К. вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 36.

5.Слепович Е. С. Игровая Деятельность детей с задержкой психического            развития - М. : Педагогика, 1990.

6.   Дети с ЗПР / Под ред. Власовой Т.А. – М. : Просвещение, 1984.

7. Тренинг Монтессори [Электронный ресурс] -  режим доступа      http://www.mariamontessori.ru, свободный

8. Монтессори Рress  [Электронный ресурс] - режим доступа : http://montessori-press.ru, свободный

9. Краски жизни  [Электронный ресурс] - режим доступа : http://www.kraskizhizni.com, свободный