«Сценарий воспитательного мероприятия по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе с тяжёлыми нарушениями речи»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пенкина Елена Васильевна

Пояснительная записка: Данная работа – конспект педагогического мероприятия познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие».   Оно проведено в старшей группе «Сказка» с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет.    Присутствовало 14 детей, из них 5 девочек и 9 мальчиков. Социальное и психологическое развитие воспитанников соответствует возрасту.

    Представленный конспект, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместной образовательной   деятельностью воспитателя и детей);

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей);

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям детей);

-принцип психологической комфортности (положительный эмоциональный настрой в связи с использованием музыкального сопровождения, показом презентации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Ласточка»

г. Павлово.

«Сценарий воспитательного мероприятия

по познавательному развитию с использованием элементов  

ТРИЗ в старшей группе «Сказка»

с тяжёлыми нарушениями речи»

                                                                              Воспитатель: Пенкина Елена Васильевна  

                                                                                                1 квалификационная категория

 

2022 г.

Конспект комплексного занятия с использованием элементов   ТРИЗ  

«Советы веселому Колобку»

Пояснительная записка: Данная работа – конспект педагогического мероприятия познавательной направленности, образовательная область «Познавательное развитие».   Оно проведено в старшей группе «Сказка» с тяжёлыми нарушениями речи 5-6 лет.    Присутствовало 14 детей, из них 5 девочек и 9 мальчиков. Социальное и психологическое развитие воспитанников соответствует возрасту.

    Представленный конспект, построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

-принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместной образовательной   деятельностью воспитателя и детей);

- принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес детей);

- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям детей);

-принцип психологической комфортности (положительный эмоциональный настрой в связи с использованием музыкального сопровождения, показом презентации).

      Цель: создание условий для активного применения навыков, полученных ранее, развивать умение находить нестандартные подходы к решению поставленных задач.

Задачи:

 Образовательные: Закрепление знаний детей о сказках; о состояниях веществ, знание геометрических фигур; активизировать словарный запас детей; развитие связной речи дошкольников; способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизация знаний детей о явлениях природы, материале, учиться выделять отличительные признаки путем сравнения.

Развивающие: развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, находить оригинальные решения.

Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, умение сопереживать, желание помогать в беде.

Образовательная областьПознавательное развитие. 

Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями   ФГОС: «Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие»«Художественно-эстетическое развитие»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная.

Словарь: смола, доверчивый, непослушный, храбрый, размокнет, железный, деревянный, замаскироваться.

Оборудование: Книга, колобок (игрушка из папьмаше), зеркала по количеству детей, фломастеры, ½ листа бумаги на каждого ребенка, посуда, вода, лёд, лимон, сахар, ИКТ, запись музыки и песни.

Методы и приемы: Наглядный, решение проблемных ситуаций, практический, поисковый, словесный.

Ход занятия.

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Воспитатель: Знакомая музыка приглашает нас в сказку. И мы знаем, где ее искать. Домик сказки - это книга. Почитаем? (дети рассаживаются на стульчики полукругом перед воспитателем, воспитатель берет в руки книгу).

- Сегодня книга просто рвется из моих рук! Как будто какой-то сказочный герой просто мечтает выпрыгнуть из нее прямо к нам в группу…

- Ой! А вдруг это волк или Бармалей? Может быть мы расспросим у него кто он? (Стучит по обложке книги как в дверь) Тук-тук-тук!

- Кто- кто в книге сказочной живет?

- Кто- кто в гости в садик к нам придет?

Ответ из книги: Пять вопросов мне задайте. И скорее отгадайте!

 Воспитатель: Вот так сюрприз! Угадаем?

- Хорошо, что мы знаем пять волшебных вопросов. Чтобы не ошибиться, не спешите с ответом! Слушайте внимательно. Прибавляйте к тому, что вы представляете каждый ответ и вы точно отгадаете того сказочного героя, который спешит к нам в гости.

Дети: Сказочный герой, какого ты размера?

Ответ из книги: Я меньше зайчика, но больше мышки.

Воспитатель: Представили себе – меньше зайчика, но больше мышки...

Покажите руками какого размера.

Дети: Сказочный герой, какого ты цвета?

Ответ из книги: светло-коричневый, светло-желтый и немножко румяный.

Воспитатель: что мы теперь знаем?   (Дети отвечают: размер и цвет).

Дети: Сказочный герой, а какой ты формы?

Ответ из книги: У меня простая форма- форма шара.

Дети: А из какого ты материала?

Ответ из книги: Из муки, сметаны, сахара…

Воспитатель: Кто же догадается, что получится, если все эти продукты перемешать?

Дети: Тесто

Воспитатель: Сколько мы вопросов задали?

Дети: 4

- Задаем пятый. Очень внимательно слушаем ответ и угадываем!

Дети: Сказочный герой, что ты умеешь делать?

Ответ из книги: Я люблю кататься по дорожке и петь песни.

Воспитатель: Догадались, кто это?

Дети: Колобок!

Воспитатель: Проверим? Открывает книгу - оттуда выскакивает Колобок.

- Наши волшебные вопросы снова помогли нам правильно угадать кто перед нами. Мы рады видеть тебя, колобок! Правда, ребята? А почему мы радуемся? Какой Колобок? Какой у него характер?

(Дети: Веселый, озорной, немного непослушный, смелый, храбрый…)

Воспитатель: Как вы думаете, он добрый?

Дети: Да!

Воспитатель: А почему вы так решили?

Дети: Потому что он всегда улыбается! Потому что он никого не обижает!

Воспитатель: Вот почему оказывается мы рады встрече с Колобком! Всем приятно общаться с тем, кто веселый и не обижает других.

- А я бы сказала еще, что Колобок маленький и беззащитный. И нам его срочно необходимо предупредить об опасности. Что может с ним случиться?

Дети: Его может съесть Лиса.

Воспитатель: И что же делать?  Можно ли одному ходить в лес?

Дети: Просто не нужно гулять одном. Надо взять с собой маму, папу или бабушку с дедушкой.

Воспитатель: Правильно, или пойти с хорошими надежными друзьями.

- А мы друзья Колобка? Значит, мы пойдем гулять с ним вместе…

- Представьте себе как мы с ним гуляем – по дорожкам шагаем, по кочкам прыгаем, по полянке бегаем (дети повторяют движения). Но только мы вышли на прогулку начался дождь…

(Логоритмическое упражнение «Дождь» Е.А. Алябьевой.)

Вдруг закапал дождь (дети встают)

Кап-кап-кап (дети ритмично щелкают пальцами рук)

И по лужам ты идешь

Так-так-так (топаем ногами)

Ветер шелестит листвой

Ш-ш-ш (потираем ладонь о ладонь)

Спрятал кудри под листвой

Тш-тш-тш (потираем ладони о колени)

Дождь сильнее застучал

Кап – кап - кап (постучать указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал

Кап – кап - кап (хлопки).

 

Воспитатель: Ребята, а наш Колобок призадумался, когда идет дождь - это хорошо или плохо? Поможем Колобку найти ответ?

Игра «Хорошо - плохо» (О дожде в природе и жизни человека).

Дети отвечают: Когда идет дождь - все растет - это хорошо, но нельзя развести костер - это плохо; под шум дождя хорошо спится - это хорошо, но зато можно простудиться - это плохо; дождик смывает всю пыль - это хорошо, но нельзя выйти гулять потому, что грязно - это плохо; ручейки бегут – хорошо, а дороги скользкие – плохо, после дождя появляется радуга – это хорошо.

Воспитатель: А для Колобка дождь, это хорошо или плохо?

Дети: Плохо если он намокнет, он размокнет и испортится; Хорошо, если у него будет зонтик, его следы смоет дождь и Лиса его не найдет.

Воспитатель: Дождь прошел и Колобку пора возвращаться в сказку. Что же Колобку можно посоветовать, чтобы его не съела Лиса?

Дети: Не нужно хвастаться! Пусть он спрячется! Пусть он Лисе курочку принесет - она будет сытая!

Воспитатель: Может ему как – то измениться? Почему всем хочется его съесть?

Дети: Потому что он вкусный.

Воспитатель: Давайте изменим его вкус. А как?

Дети: Можно его посолить или сильно поперчить, или намазать горчицей.

Воспитатель: А можно сделать что-нибудь, чтобы его было неприятно трогать?

Дети: Можно измазать в грязи, можно ему иголки прилепить.

Воспитатель: А как их можно прилепить?

Дети: Можно воткнуть, а можно прилепить на мед или смолу, а еще его можно сделать сильно горячим или сильно холодным.

Воспитатель: Колобок не только вкусный он и приятно пахнет. Что же тут можно изменить?

Дети: Пусть он пахнет лекарствами, краской…

Воспитатель: А поможет Колобку, если он будет не из теста, а из чего-нибудь другого?

Дети: Да. Если его слепить из глины или снега, если его сделать из железа… 

Воспитатель: А это поможет ему спастись от Лисы?

(Дети могут не ответить)

Воспитатель: Если вдруг зима и кругом снег. Какого цвета нужно быть Колобку?

Дети: Белого, чтобы его не видно было.

Воспитатель: А летом? Осенью?

Воспитатель: Колобок может приобрести сложную форму похожую на разные предметы – камешек, шишку, орешек, грибок, самолет. Это может помочь ему? Пройдется Колобок по городу и станет совсем другой. Другого цвета, формы, размера. А настроение? Нам не нужен сердитый или злой Колобок. Пусть он будет таким же веселым и добрым! А как вы думаете? (Вопрос – ловушка на возможность высказывания собственное мнение).

Дети: Пусть он сердится на Лису. Она его будет бояться. Пусть он будет разный. Пусть он не будет сильно доверчивый.

Воспитатель: Бедный Колобок, получается, что для того, чтобы тебя не трогали нужно быть страшным и неприятным? Нет. Надо придумать еще что-нибудь. Может Колобку угостить Лису чем – нибудь? Колобок говорит, что у него есть рецепт блюда невиданного, заморского, из жарких стран привезенное. А он рецепт понять не может, на незнакомом языке написано. Может мы с вами разберемся? (Чтение схемы рецепта на ИКТ). Давайте пройдем к столу и посмотрим, что у нас есть.

На столе необходимы ингредиенты, посуда.

Приготовление лимонада по рецепту- схеме.

D:\WinUsers\user\Desktop\95cad6335b440df8fcd0113a86a2b9be--cooking-for-kids-summer-recipes.jpg

Воспитатель: Мы дали, на мой взгляд очень мудрые советы нашему другу – Колобку. Теперь давайте возьмем наши зеркала. И покажем какой Колобок может быть сердитым, веселым и т.д.

Ребята, у вас на столах лежат фломастеры и листочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Дорисуйте эти фигуры так, чтобы Колобок мог замаскироваться от Лисы, и она его не узнает.  (Дорисовывание предметов)

(Воспитатель проговаривает с каждым индивидуально, тихо, как ребенок хочет изменить Колобка.)

Воспитатель: Ой, вот и от нас укатился Колобок.

Дети: Наверное, он вернулся домой к дедушке и бабушке.

(Открываем книгу в том месте, где иллюстрация с Колобком и прощаемся с ним). Книга закрывается под музыку «В гостях у сказки».

В конце занятия проводится рефлексия.

Воспитатель: Ребята, я получила огромное удовольствие от нашего занятия. А вы? Хотелось бы увидеть это на ваших смайликах. Дети рисуют свое настроение и показывают воспитателю.  

Ребята, а почему у вас хорошее настроение?

Дети. Потому что мы помогли нашему другу Колобку. Подсказали, как можно спастись от лисы. (Звучит песня «Дружба»).

                                                                  Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи "Жили-были мамам Коза и козлята"

Занятие по познавательному развитию «Жили-были Коза и козлята…»            Цели. Образовательные: Продолжать учить детей узнавать животных по час...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

О приемах и методах работы с детьми по социально-коммуникативному развитию...

Сценарий досуга «День Матери» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Данный сценарий будет интересен учителям-логопедам и воспитателям ДОУ. Досуг был проведён в рамках группового помещения и содержит, в основном, речевой материал и фотоотчёт о  мероприятии.Цель: р...

СЦЕНАРИЙ НОД «За новыми знаниями в Космическую обсерваторию.» («Познавательное развитие», ФЦКМ) использование Смарт- доски старшей группе №2

Формировать у детей познавательный интерес к изучению космоса, Солнечной системы.       Задачи Расширение системы знаний ребёнка путём включения в неё нового знания, -фор...

Конспект воспитательного мероприятия по познавательному развитию «Удивительный песок»

Цель: Способствовать формированию познавательных интересов со свойствами окружающих предметов (песок) у детей раннего возраста посредством экспериментирования.Задачи:Образовательные:Способствоват...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на...