Взаимодействие в работе учителя дефектолога и воспитателя коррекционно-развивающей группы
консультация по коррекционной педагогике

Третьякова Елена Сергеевна

Приемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя коррекционной группы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя

 в коррекционно-развивающей группе»

      Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя.

      При определяющей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению  нарушений развития, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога.

Среди них:

- развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении;

- развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей  моторики у детей;

- уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;

- закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической речи;

- закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза;

- подготовка детей к письму, формирование графических умений;

-  устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии;

 - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога;

- сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи;

- формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения;

- обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений.

      Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

     Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня.

Обязательными его компонентами являются:

·        Артикуляционная гимнастика

Она может быть проведена в форме игры-сказки «Прогулка Язычка», в сопровождении стихов и загадок, картинок-символов и театра пальчиков и языка.

·        Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры.

·        Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры.

·        Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;

2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

3. рисование по шаблону;

4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку;

5. волшебные палочки (раскладывание картинок по образцу и по памяти);

6. разрезные картинки;

7. мозаика;

8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»;

9. игры со шнурами и камешками;

 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.

 11. пальчиковый театр, теневой театр;

 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц.

У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи).

 Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей).

 Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность.

Весь игровой комплекс должен занимать 60 минут.

( по материалам интернет ресурсов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с глухими детьми. Старшая группа. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя.

Комплексное заняти в старшей группе глухих и слабослышащих дошкольников по развитию речи (проводит учитель-дефектолог) и изобразительной деятельности (проводит воспитатель). Интеграция развития речи и...

План взаимодействия работы учителя-дефектолога с воспитателями

План взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями на 2014-2015 учебный год...

Взаимодействие учителя- дефектолога и воспитателя в коррекционной группе.

На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздейст...

Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"

способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...

Альбом взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР, УО, РАС)

Дидактические игры и упражнения коррекционной направленности  по лексическим темам для детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР, УО, РАС) для работы воспитателей с детьми во время коррекционного часа по разделам: -...