Индивидуальная программа сопровождения ребенка с нарушением зрения
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Ольга Витальевна Иванова

Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения тПМПК. В разработке ИОП участвовали специалисты ДОУ.

ИОП предназначена для проведения коррекционно-развивающей работы с воспитанником, имеющим трудности в освоении программы своей возрастной группы и индивидуальные образовательные потребности в связи с имеющимися нарушениями.

Цель ИОП: создать условия для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи ИОП: развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь); развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль и саморегуляция); расширение представлений об окружающем и обогащение словаря; развитие коммуникативных навыков; охрана и укрепление психологического здоровья: стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта пребывания ребенка в ДОУ..

Материал будет полезен педагогам, которые работают с детьми ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА)

__________________________________________________________________________

Индивидуально-ориентированная программа

комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка

(с нарушением зрения)

             

Составители:

Усова Л.Е.

Иванова О.В.

Санду О.И.

Федченко Л.Р.

Надым

2023

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Срок реализации ИОП

 Январь-май

Группа

Старшая группа комбинированной направленности

Режим пребывания

Группа полного дня

Группа здоровья

IV

Сопровождение тьютера

нуждается

Сведения об инвалидности

Инвалидность: ребенок-инвалид

Заключение и рекомендации тПМПК

тПМПК от  №  - статус ребенка с ОВЗ, обусловленный основным заболеванием, нарушением зрения, недоразвитием речи системного характера III уровня.

Нуждается в специальные условия образования по коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов:

- использование специальных учебных материалов и пособий в соответствии с программой, обеспечивающей полисенсорную основу восприятия

- соблюдение двигательного режима, учетов темпов деятельности.

Рекомендации: - занятия с педагогом-психологом в части коррекции и развитии познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер: индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции звукопроизношений, развитию лексико-грамматических категорий, фонематического слуха; с учителем-дефектологом (тифлопедагогом) по развитию когнитивной сферы, осязания, мелкой моторики, социально-бытовой ориентировки; соблюдение режима труда и отдыха; наблюдение «Д» офтальмолога, невролога, ортопеда.

Образовательная программа: адаптированная образовательная программа дошкольного образования слепых детей с учетом уровня речевого развития.

Педагоги и специалисты

Воспитатели

Учитель-дефектолог

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по физической культуре

Цель ИОП: создание образовательной среды для успешного освоения ребёнком адаптированной основной образовательной программы ДОУ и успешной адаптации в социуме.

Задачи ИОП: формировать общую культуру личности; обеспечивать развитие компенсации слепоты, профилактики появления и при необходимости коррекции вторичных нарушений, обусловленных трудностями чувственного отражения в условиях ограничения сенсорной сферы, с освоением ребенком умений и навыков пространственной ориентировки, развитием чувственной основы ориентации; создавать условия формирования у слепого ребенка предпосылок учебной деятельности с обеспечением готовности к освоению рельефно-точечного шрифта; развитие компенсаторных способов познавательной деятельности, личностных психологических образований.

Распределение обязанностей педагогов и специалистов в ходе реализации ИОП

Воспитатели

Реализуют программу по следующим образовательным областям:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Основные направления работы:

- Артикуляционная и пальчиковая гимнастика (упражнения, отработанные с учителем-логопедом, учителем –дефектологом.

 - Гимнастика с включением упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

- Индивидуальная по заданию учителя-дефектолога и учителя-логопеда (содержание определяется в соответствии с комплексно-тематическим планированием: упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, упражнения на закрепление звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматические дидактические игры и упражнения).

- Непосредственно образовательная деятельность (в соответствии с комплексно-тематическим планированием). Включение коррекционных задач во время проведения НОД по продуктивной и конструктивной деятельности (предметно-познавательное развитие, повышение перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания, формирование картины мира с развитием реальных полимодальных образов его объектно-предметного наполнения и освоением опыта установления связей)

 - Работа воспитателя в совместной деятельности в режимных моментах, при организации трудовой, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности детей, чтения художественной литературы (обогащение чувственного опыта c развитием способности к дифференциации ощущений, опыта восприятия объектно-предметного наполнения окружающей действительности)

 - Развитие социальных представлений, коммуникативно-языкового и моторно-поведенческого потенциала общения слепого ребенка (развитие невербальных средств общения, развитие вербальных средств общения, обеспечение коммуникативной адаптации, развитие навыков взаимодействия)

Учитель-дефектолог (тифлопедагог0

Реализуют программу по следующим направлениям:

- Коррекция и развитие ориентировочно-поисковых действий и умений.

- Формирование умений и навыков пространственной ориентировки

- Развитие восприятия пространства

- Развитие слухового пространственного восприятия

- Развитие и коррекция способов познавательной деятельности, формирование сенсорно-перцептивных умений и навыков

- Развитие первичных умений создавать концепцию пространства общения

- Подготовка к освоению рельефно-точечного шрифта, письму и чтению по системе Брайля.

Учитель- логопед

Реализуют программу по следующим направлениям: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

 - Развитие понимания обращенной речи и формирование коммуникативных функций языка.

 - Развитие речедвигательного аппарата. Формирование умений и навыков правильного звукопроизношения.

- Развитие коммуникативной функции речи, речевых конструкций, выполняющих компенсаторную функцию в условиях суженной сенсорной сферы. Формирование навыков диалогической речи.

- Развитие словаря, лексических средств выразительности речи, повышение познавательных возможностей.

- Развитие просодической стороны речи, ее компенсаторной роли в общении.

Педагог-психолог

Реализуют программу по следующим направлениям: ПОЗАВАТЕЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

- Коррекция и развитие дефицитарных функций, психических процессов: памяти, мышления, воображения.

- Развитие мотивационно-потребностной сферы, развитие чувств в сочетании с преодолением ребенком аутичных черт, повышением психоэмоционального тонуса.

-  Актуализация индивидуальных креативных образований личностного развития ребенка.

- Формирование концепции «Я».

Музыкальный руководитель

Реализуют программу по следующим направлениям: МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

 - Слушание музыки.

 - Пение.

 - Музыкально-ритмические движения и танцы.

 - Игра на элементарных музыкальных инструментах.

 - Формирование основ организации собственной творческой деятельности.

- Формирование моторно-поведенческого и речевого потенциала слепого ребенка.

Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.)

Инструктор по физической культуре

Реализуют программу по следующим направлениям: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Основная задача образовательной области по физической культуре - стимулирование позитивных сдвигов в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

В процессе физического воспитания, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные:

- повышение двигательного потенциала и мобильности;

- развитие умений и навыков пространственной ориентировки, формирование пространственных представлений, развитие основ пространственного мышления;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий.

- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, пространственной координации.

Расписание коррекционно-развивающих занятий со специалистами

на 2020-2023 учебный год.

День недели

Специалисты

Время

Понедельник

Дефектолог

Логопед

11.00-11.30

17.35-17.55

Вторник

Дефектолог

Логопед

09.00-09.30

10.25-10.55

Среда

Дефектолог

Логопед

Психолог

11.00-11.30

15.30-15.45

15.00-15.30

16.40-17.10

Четверг

Дефектолог

Логопед

09.00-09.30

10.25-20-55

Пятница

Дефектолог

15.00-15.30

В результате психолого-педагогического обследования у ребенка выявлены следующие особенности развития:

Психологическая характеристика Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя. Проявляет интерес к заданиям, но действует не всегда целенаправленно. Не всегда может найти и исправить ошибку. Помощь взрослого принимает (совместное выполнение, направляющая.) Перенос сформированного навыка на аналогичный материал затруднён.  Скорость обучения снижена. Мотивация к познавательной деятельности выражена хорошо.

Развитие мелкой моторики – ниже среднего уровня.

Внимание неустойчивое, концентрация снижена, переключение затруднено. Развитие произвольного внимания ниже среднего уровня.

Развитие слухоречевой кратковременной памяти – средний уровень; зрительной - из-за особенностей развития обследование – невозможно. Преобладающий вид памяти - слуховая

Представления о цвете -  сформированы до появления слепоты;

Представления о форме, величине недостаточно сформированы (путает прямоугольник, овал),

Ориентировка в пространстве и на листе бумаги затруднена. Представление о временных соотношениях (дольше, короче, быстрее, медленнее) недостаточно сформированы. Времена года называет. Части суток - день, ночь. Способность воспринимать и удерживать словесную инструкцию взрослого и следовать ей сформирована недостаточно.

Развитие восприятия – слухового средний уровень, пространственного – низкий уровень. Испытывает незначительные затруднения, обобщая предметы. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.

Развитие наглядно-действенного мышления соответствует возрастной норме; наглядно-образного мышления – ниже среднего уровня. Уровень тревожности в норме; излишней погруженности в себя не наблюдается; гиперактивность не проявляет; двигательная координация нарушена в связи с тотальной слепотой, упрямство не проявляет, устойчивость собственного мнения не выражена; адаптивные способности в пределах нормы.

Чаще проявляет положительные эмоции. В коллективе сверстников заинтересован в общении и взаимодействии с другими детьми в группе, активен. С педагогами взаимодействие устанавливает хорошо. Принимает правила поведения в группе, но не всегда им следует. Особенности детско-родительских отношений благоприятные.

Заключение. Уровень актуального развития ниже средневозрастной нормы. Эмоционально-волевая регуляция деятельности сформирована достаточно.

Характеристика речевого развития

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.  Артикуляционная моторика развита недостаточно. Язык с укороченной подъязычной связкой. Отсутствие верхних резцов. Необходима санация. Отмечается ограничение объёма мимических движений, недостаточная их точность.

Дыхание ротовое, наблюдается отдышка, выдох слабый. Голосовые функции просодическая сторона сформированы на элементарном уровне.

Звукопроизношение нарушено. Ротацизм горловой.

Фонематическое восприятие: формировано недостаточно. Допускает ошибки при воспроизведении слоговых рядов (па-ба – ба-ба). Повторять другие слоговые ряды с оппозиционными звуками отказался.  Первый гласный звук в слове не определяет.

Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Отказался называть детенышей животных, кроме зайца. На ощупь определил игрушки с животными, назвал белку, лягушку, медведя.

Состояние словаря сформировано недостаточно. Обращенную речь понимает. Обобщающие понятия сформированы частично: называет «овощи», «фрукты». Не знает геометрические фигуры прямоугольник, овал. Называет части головы (щёки, уши, глаза, брови, лоб). Называет действия (жмешь бумагу, стучишь, свистишь, звенишь). Знает антоним прилагательного большой – маленький.

Связная речь: пересказ рассказа на слух самостоятельно составить не смог. На вопросы отвечает односложно. Симптоматика заикания не выражена.

Логопедическое заключение: Недоразвитие речи системного характера III уровня речевого развития. Дизартрия

Индивидуальный образовательный маршрут дефектологического сопровождения

Цель: оказание комплексной помощи – организация специальной образовательной среды и социума для ребенка-инвалида; формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов; обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности

Ответственные: Учитель - дефектолог:

Период

Направление

Задачи

Содержание

(примерный перечень игр, упражнений, материалов)

Январь

4. «С чего начинается Родина? – Я житель Ямала».

(обследование).

Февраль.

1. «С чего начинается Родина? – Наша родина – Россия!»

2. «Русь – матушка!»

-знакомство с народной культурой и традициями России, народными промыслами

        

3. «Защитники Руси!». 23 февраля – День защитника Отечества.

4. «Русь – матушка!»

- народное устное и художественное творчество - народные игры – забавы, песенное творчество.

Ориентировка в пространстве

- Ориентировка в замкнутом (помещения группы, детского сада) и открытом (участки и территория детского сада, ближайшая улица) пространстве

- Ориентировка в пространстве с точкой отсчета «от себя» и «от предметов»

- Ориентировка в пространстве с помощью сохранных анализаторов.

- Ориентировка в пространстве в процессе передвижения.

- Ориентировка в микропространсве

------------------------

Развитие полисенсорного восприятия

- Развивать умение самостоятельно ориентироваться в помещениях детского сада, находить дорогу к кабинетам дефектолога, логопеда, в музыкальный и физкультурный залы и т.д.

- Самостоятельно ориентироваться на всей территории детского сада и ближайшей улице, находить дорогу до участков других групп, до спортивной площадки, до ворот детского сада.

- Обозначать в речи свой путь до различных помещений детского сада, до своего участка, до участков других групп, до ворот детского сада.

- Формировать умение выделять парно противоположные направления окружающего пространства (направо - налево, вперед - назад, вверх - вниз) с точкой отсчета «от себя».

- Стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими

предметами, а также между самими предметами.

- Обогащать пространственное воображение: учить мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- Учить определять направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения,

передвижения других детей и различных объектов, например, заводной игрушки.

-  Формировать умение ориентироваться в микропространстве (на поверхности листа тетради, альбома, книги, фланелеграфа, стола, доски).

- формировать представление о временах года, частей суток, днях неделях

---------------------------------------------------------------------

Форма:

 - Формировать умение дифференцировать и называть объёмные и плоские геометрические фигуры.

- Группировать по форме объёмные и плоские фигуры, соотносить объёмные фигуры и предметы с их плоскостным изображением (развёртка).

Величина:

- Сопоставление предметов разной величины, локализация одинаковых по величине объектов из множества в малом и большом пространстве.

- Классификация предметов разной величины по заданному параметру.

- Развитие внимания, памяти, комбинаторных и аналитических способностей с опорой на представление о величине.

- Знакомство с числами (цифрами)в пределах 5-ти.

Умение соотносить число с количеством.

Имитация вербальных (произносительных) движений.

 «Открой рот», «Покажи язык», и т.п. Игры и упражнения - Лови да бросай — слова называй», «Дай» «Где мяч?», «Иди сюда», «Похлопай», «Встань», «Подними»,

Имитация основных движений, действий с предметами. Массажные активизирующие движения кистей и пальцев рук;

Узнавание на ощупь различных фактур предметов;

Пальчиковая гимнастика;

Активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

Упражнения с волчками, мозаикой, Су-Джоком, сухом бассейне и т.д.

Пальчиковое рисование.

Упражнения – подражания.

Танцевальные движения

Упражнения на массажных ковриках.

Привлечение внимания к звучащему предмету («Что звучало»); определение направления звука («Откуда звук?»); различение звучания шумов, муз, инструментов, голосов

Д/И «Сравни и опиши расположение игрушек на

Упражнение «Расскажи, как расположены части твоего тела»; «Назови направления "от себя"»; «С какой стороны от тебя расположены игрушки?»; «Расскажи, как идти от кабинета тифлопедагога до группы» и т

----------------------------------------------

Куб, шар, эллипсоид, параллелепипед, конус, цилиндр, пирамида; круг, квадрат, эллипс, треугольник, ромб, прямоугольник, шестиугольник и др. Геометрические фигуры. Выкладывание контуры геометрических фигур из ниток, палочек, пластилина, рисовать с помощью трафаретов.

ДИ «Чем отличается», «Сравни предметы», контурные изображения («Предметы и их изображения»; «Предмет и его контур, силуэт»).

Набор деревянных цифр, плоскостных цифр. Счетный материал.

Март

1. «8 марта – Международный женский день»

2. Весна. День рождения весны.

3. «Весна в искусстве»

(в музыке, в живописи, в поэзии, в литературе).

4 «Весеннее настроение» (мир эмоций)

27 марта – международный день театра».

Апрель

1.   «Планета Земля. Космос». «2 апреля – Международный день детской книги». «12 апреля – День космонавтики».        

2. «Быть здоровыми хотим» 7 апреля – Всемирный день здоровья.

3. «Весна в городе, весна в жизни человека». (комнатные растения).        

4. Труд в жизни человека» (профессии)

Май

1. День Победы.

2. Весна шагает по планете!»

(середина весны, поздняя весна – признаки, изменения в природе и в жизни человека)

3. «Весна шагает по планете!».

«Полевые и садовые цветы, насекомые».

(середина весны, поздняя весна – признаки, изменения в природе и в жизни человека)».

4. «На пороге лета!»

Май 3-4 неделя -

диагностика

Тифлографика

- Развитие осязательно-двигательного анализатора.

- Восприятие рельефного изображения.

-  Воспроизведение рельефного изображения.

Социальная адаптация

- Предметные представления.

- Социально-бытовая ориентировка.

- Самопознание и коммуникативная деятельность.

- Захват и одновременное удержание двух предметов двумя руками,

- Закрепление умений и навыков по развитию осязательных ощущений и включение их в активную поисковую и практическую деятельность.

- Самостоятельное узнавание рельефных изображений, выполненных аппликационно и контурно.

- Продолжать формировать понимание о назначении окружающих предметов

- Рисование геометрических форм по внутренние и внешние трафареты.

- Формировать представления о том, что количество предметов не меняется независимо от их расположения, от их размера

- Обследование предметов с опорой на все сохранные анализаторы

- Характеристика предмета по основным признакам, его назначение, использование, хранение.

- Установление связи между назначением, строением и материалом, из которого сделаны предметы.

- Группировка предметов по разным признакам

- Использование бытовой техники и приборов, техника безопасности.

- Продолжать знакомство с профессиями людей (врач, продавец, повар и т.д.).

- Расширить сведения о видах транспорта (наземный, водный, воздушный), познакомить с группировкой по назначению (пассажирский, грузовой, специальный).  - Познакомить с правилами дорожного движения, дорожными знаками.

- Работа с различными видами застёжек и пряжек, развязывание и завязывание узелков, бантиков, застёгивание пуговиц. Уход за одеждой и обувью, самостоятельное определение вида одежды и обуви и их назначения.

- Учить понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность, дисциплинированность). Определять эмоциональное состояние собеседника по интонациям голоса, походке.

- Формировать умение выполнять простые инструкции.

- Обучать адекватно воспринимать   и   обследовать   живые   и   неживые   предметы окружающего пространства, используя тактильное и слуховое восприятие.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Формирование правильного звукопроизношения –

- Формирование длительного выдоха.

- Расширение словарного запаса по темам недели

- Закреплять знания о своем имени, фамилии, домашнем адресе, возрасте.

- Развитие умения запоминать на слух 5 - 7 несвязанных друг с другом предметов. Развитие слухоречевой памяти.

Оперирование предметами по заданию педагога (например, чашка и блюдце, мыло и мыльница).

Д/и «Найди в группе предметы

такой формы, как предъявленная фигура»; «Подбери для каждого предмета свой домик».

Аппликация по теме недели

Игра «Озорные карандаши»

Соотношение простейшие реальных предметов с их моделями

Трафареты. «Найди предмет с такой же поверхностью, как эта»; «Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т. д.)

Дыхательные и артикуляционные упражнения Определение направления звука; Дифференциация неречевых и речевых звуков;

называние слов на заданный звук («Найди игрушку с заданным звуком»); интонационное выделение звуков.

Использование в играх кукол БИ-БА-БО, настольного театра. пальчикового Игрушки. Трафареты». Д/и «Отгадай, что это», «Назови детеныша», «Один – много», «Большой – маленький»,

Работа со счетным материалом. «Найди в комнате много одинаковых предметов» Д/и «Принеси несколько предметов», «Покажи несколько предметов», «Блоки Дьенеша», «Цвет и форма», «Геометрическое лото», «Сравни и подбери», «Палочки Кюизенер», «Сравниваем противоположности», «Куда укатился мяч», «Куда спрятался мишка», «Режим дня»

Упражнения: Мимика: грусть, отвращение, заинтересованность, гордость. Жесты: отдай, не покажу, возьми.

Этюды: примерка платья, пошёл дождь, меня ругают, испугался, встретил друга. Подражание:

свинья, лисица, ворона.

На занятиях применяются: мультимедийные технологии: прослушивание аудиосказок, песен, звуков природы, звуков, издаваемых животными и птицами; логоритмические упражнения; подвижные музыкальные физминутки; электронные образовательные ресурсы.

традиционные и инновационные здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, логоритмика, су-Джок терапия; пескотерапия, музыкотерапия, сказкотерапиюя, мнемотехника, биоэнергопластика, цветотерапия, психогимнастик, релаксация

 Использование специальных методических пособий и дидактических материалов. Материалы и пособия для коррекционно-педагогической работы состоят из подлинных объектов, муляжей, игрушек, объемных и плоскостных геометрических фигур, рельефных и плоскостных изображений предметов и объектов на карточках, листах бумаги, картона, фанеры (как контурные, так и закрашенные силуэты различной текстуры). Материалы и пособия должны иметь матовую неотражающую поверхность, четкое композиционное построение, вычленение контуров, лаконичность рисунков, конкретные визуальные признаки предметов, объектов и явлений окружающего мира. Не допускается наслоение одного предмета на другой (кроме специальных заданий).. Материалы и пособия изготовлены из натурального, прочного, нетоксичного, безопасного материала, гигиеничны, эстетично оформлены, вызывать у ребенка желание играть и заниматься с ними. В изображении должна соблюдаться пропорциональность соотношений по величине в соответствии с соотношениями по величине реальных объектов (кроме специальных заданий).

Индивидуально-образовательный маршрут психологического сопровождения

Цель: сохранение и развитие психологического здоровья через реализацию индивидуально-дифференцированного подхода; формирование знаний и умений, способствующих социальной ориентации и адаптации, а также повышению уровня общего развития.

Ответственный: педагог-психолог

Дата

Направление коррекционно-развивающей работы

Задача

Содержание коррекционно-развивающей работы

Февраль - диагностика

Определить уровень развития ребёнка на середину 2020-2021 учебного года.

Оценить уровень развития мышления и воображения ребёнка, умения точно выполнить задание.

Оценить уровень развития тонкой моторики пальцев рук,

Диагностика осязательного восприятия, слуховой кратковременной памяти, и отсроченного воспроизведения.

1. «10 слов Лурия»

2.«4-ый лишний

3.Тактильные ладошки

4. «Что в мешочке?»

Определить уровень развития ребёнка на середину 2020-2021 учебного года.

Изучить самооценку ребёнка, выявить умения ориентироваться.

Изучение способности к обобщению.

Диагностика уровня развития внимания

Диагностика слухового восприятия

1. «Исключение лишнего»

2. «Нельзя сказать»

3. Методика «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу»

Развитие познавательной и когнитивной сферы

Развитие эмоционально-волевой сферы

Формировать отношение к величине, как к значимому признаку.

Развитие и гармонизация эмоциональной сферы.

Игра «Какое слово нужно исключить»

 Игра «Путешествие в страну чувств»

Развитие коммуникативной сферы, воображения, внимание, познавательной сферы, эмоционально-волевой сфера

Развить воображение, внимание, мышление

Развитие эмоционально-волевой сферы

Д/и. Эмоция «Удивление»

Игра «Мне нравится в себе»

Март

Развитие высших психических функций

Развитие эмоционально-волевой сферы

Выделение лишнего признака.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Геометрическая фигура круг.

Игра «Прими решение!»

Развитие познавательной сферы

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие произвольного внимания

Развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Игра «Гимнастика внимания»

Игра «Слово заблудилось»

Развитие коммуникативной сферы,

Развитие эмоционально-волевой сферы

Формирование у ребёнка целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях.

Научить контролировать свои движения и работать по инструкции

Стимулирование моторного и эмоционального самовыражения

Игра: «Горячо-холодно»

Игра «Пантомимические этюды»

Психогимнастика «Пчелка»

 

Развитие коммуникативной сферы, воображения, внимание, познавательной сферы, эмоционально-волевой сфера

Развивать вербальное и невербальное общение, распознавание эмоциональных проявлений по различным признакам.

Развивать умение понимать и выражать чувства

Игра «Узнай мои эмоции» «Игра «Мама и папа собираются па работу».»

Эмоция «Радость

Апрель

Развивать обобщающие понятия

Развитие коммуникативной сферы

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развивать умение понимать и выражать чувства

Игра «Ласковый мелок».

Игра «Скажи фразу»

Эмоция «Грусть»

Диагностическое обследования на конец 2020-2021 учебного года.

Оценить уровень развития мышления и воображения ребёнка, умения точно выполнить задание.

Оценить уровень развития тонкой моторики пальцев рук,

Диагностика осязательного восприятия, слуховой кратковременной памяти, и отсроченного воспроизведения.

1. «10 слов Лурия»

2.«4-ый лишний

3.Тактильные ладошки

4. «Что в мешочке?»

Диагностическое обследования на конец 2020-2021 учебного года.

Изучить самооценку ребёнка, выявить умения ориентироваться.

Изучение способности к обобщению.

Диагностика уровня развития внимания

Диагностика слухового восприятия

1. «Исключение лишнего»

2. «Нельзя сказать»

3. Методика «Воспроизведение ритмов по слуховому образцу»

                       Май

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие познавательной и коммуникативной сферы

Развивать внимательность и умения описывать то, что видел.

Развивать внимание, умение сосредоточиться на одном предмете, быстроту мышления

Развитие концентрации внимания.

Игра «Опиши друга»

Игра «Съедобное-несъедобное»

Игра-упражнение «Сравни предметы».

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие коммуникативной сферы

Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Развить умение мимику и жесты

Сказкотерапия

Игра «Разговор через стекло»

Эмоция «Радость»

Развитие эмоционально-волевой сферы

Развитие коммуникативной сферы

Развитие осязательной памяти

Развитие слуховой памяти.

Игротерапия

Игра «Запахи и звуки»

Игра «Загадки»

Индивидуальный образовательный маршрут логопедического соповождения

Речевое развитие. Ответственный: учитель-логопед

Цель Формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций

Диагностика

4. «С чего начинается Родина? – Я житель Ямала».

Февраль.

1. «С чего начинается Родина? – Наша родина – Россия!»

2. «Русь – матушка!»

-знакомство с народной культурой и традициями России, народными промыслами

        

3. «Защитники Руси!». 23 февраля – День защитника Отечества.

4. «Русь – матушка!»

- народное устное и художественное творчество - народные игры – забавы, песенное творчество.

Развитие общих речевых навыков

  1. Закреплять умения вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду.
  2. Совершенствовать четкость дикции детей, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
  3. Обратить внимание на развитие качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.

Развитие мелкой моторики

Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.

  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам II периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Штриховка в заданном направлении пройденных букв в тетради.
  5. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам
  6. Использование массажных упражнений для рук с карандашом, палочками

Коррекция звукопроизношения

  1. Закончить формирование правильного произношение свистящих звуков изолированно, слогах и в словах.
  2. Начать работу над подготовкой к постановке шипящих звуков
  1. Проведение артикуляционной гимнастики.
  2. Использование элементов биоэнергопластики
  3. Автоматизация свистящих звуков на практическом материале

Работа над слоговой структурой слова

  1. Усвоение 3-хсложных слов с 1 закрытым слогом, интонационно правильно оформляя их.
  2. Закрепление понятия слог, умения оперировать им, выполнять слоговой анализ и синтез слов из 1,2,3 слогов
  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.
  3. Обеспечение усвоение звукослоговой структуры слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад)

Развитие фонематического восприятия

  1. Закреплять умение анализировать обратные слоги типа: ап, от, ум, ин.
  2. Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
  3. Формировать умение различать согласные звуки: по тв. - мяг., гл.- зв.
  1. Знакомство с согласными звуками: (б), (г), (д), (х), (бь), (гь), (дь), (хь).
  2.  Выделение пройденных согласных из ряда звуков, в конце слов, анализировать обратные слоги, слова из 3-х звуков
  3. Подбор слов на пройденные согласные звуки.

Развитие словаря

  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении, словообразовании.
  3. Совершенствовать умение оперировать понятием слово
  1. Активизация словаря существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами, возвратных и невозвратных глаголов, притяжательных прилагательных, понимания слов антонимов
  2. Дифференциация простых предлогов (на –с в – из над – под)

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.
  4. Закреплять в речи употреблении простых предлогов: на, с, в, из, по.
  5. Учить использовать простые предлоги над, под, через составление предложений
  1. Согласование сущ. с прилагательными в роде, числе, падеже.
  2. Совершенствование умения образования сущ. ед. и.числа в И. п., косвенных падежах: с предлогами и без, по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде) 
  3. Согласование числительных два и пять, девять с существительными.
  4. Совершенствование умения образования и использование в речи относительных прилагательных (шерстяной, шёлковый, кожаный…), притяжательных (кошачий, медвежий)
  5. Образование (по образцу) однокоренных слова (кот – котик – котенька – котище

Развитие связной речи

  1. Составлять простые распространённые предложения    по картинке, на заданную тему.
  2. Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь
  3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.
  4. Познакомить с составлением рассказов из 2-3 предложений по картинке
  1. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно.
  2. Закреплять умение составлять вести диалог, по предложенным тематически ситуациям
  3. Совершенствование навыка составления рассказов по плану по схемам по мнемотаблицам

Март

1. «8 марта – Международный женский день»

2. Весна. День рождения весны.

3. «Весна в искусстве»

(в музыке, в живописи, в поэзии, в литературе).

4 «Весеннее настроение» (мир эмоций)

27 марта – международный день театра».

Апрель

1.   «Планета Земля. Космос». «2 апреля – Международный день детской книги». «12 апреля – День космонавтики».        

2. «Быть здоровыми хотим» 7 апреля – Всемирный день здоровья.

3. «Весна в городе, весна в жизни человека». (комнатные растения).        

4. Труд в жизни человека» (профессии)

Май

1. День Победы.

2. Весна шагает по планете!»

(середина весны, поздняя весна – признаки, изменения в природе и в жизни человека)

3. «Весна шагает по планете!».

«Полевые и садовые цветы, насекомые».

(середина весны, поздняя весна – признаки, изменения в природе и в жизни человека)».

4. «На пороге лета!»

Развитие общих речевых навыков

  1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.
  2. Формировать правильное речевое дыхание.
  3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работать над мягкой атакой голоса.
  5. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Дыхательная гимнастика.

Развитие мелкой моторики

  1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.
  2. Сопровождать стихотворные тексты пальчиковыми упражнениями.  Освоение различных движений пальцев рук
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам III периода обучения).
  2. Работа со прищепками, мелким конструктором
  3. Штриховка в заданном направлении пройденных букв в тетради.
  4. Печатание в тетради заданий из книги «Звукарик»
  5. Использование природного материала для массажных упражнений пальцев рук

Коррекция звукопроизношения

  1. Продолжить автоматизацию в словах, предложениях, рассказах и в речи шипящих звуков.
  2. Формировать правильную артикуляцию звуков [р] [рь] и начать его автоматизацию в слогах и словах.
  1. Проведение артикуляционной гимнастики.
  2. Использовать элементы биоэнергопластики
  3. Автоматизация шипящих звуков на практическом материале

Работа над слоговой структурой слова

Учить проговаривать слова 7-8 класса слоговой структуры (по Маркиной) интонационно правильно оформляя их.

  1. Плавно переключаться со слога на слог.
  2. Произносить слова со стечением согласных.
  3. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, слог в слове.
  4. Выделять гласные звуки в середине слова

Развитие фонематического восприятия

  1. Упражнять детей в выделении пройденного согласного из слов.
  2. Формировать умение анализировать слоги  : ма, ну, ки, трёхзвуковых слов типа  мак ,кот, кит.
  3. Разбирать слова на заданный в определённой позиции в слове (начало, конец, середина слова).
  1. Знакомство с согласными звуками: (в), (ф), (вь), (фь), (ш), (ж), с гласным (э). и  выделении этих  звуки из ряда звуков, в конце слов.
  2. Анализ и синтез слогов ма, на, ки
  3. Выделение согласного в начале слова, в конце слова, в середине
  4. Подбор слов на заданный со гласный звук.

Развитие словаря

  1. Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках лексических тем.
  2. Упражнять в словоизменении, словообразовании.

  1. Активизировать словарь по лексическим темам
  2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.
  3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.
  4. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

  1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)
  2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.
  3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.

  1. Согласование сущ. с прилагательными в роде, числе, падеже.
  2. Согласование числительных два, пять, девять с существительными.
  3. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточного времени, и причины (Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)
  4. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений

Развитие связной речи

  1. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи.
  2. Развивать навыки связной речи детей при составлении рассказов-описаний, рассказов по серии из 2-3 картинок и по картине, в творческих пересказах.

  1. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно.
  2. Закрепление умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах по заданному плану рассказов по серии из 2-3 картинок, по картине.
  3. Совершенствование навыка творческого пересказа сказок и небольших рассказов по плану

Индивидуально-образовательный маршрут педагогического сопровождения

Цель: создание благоприятных условий для успешной социализации ребенка-инвалида в ДОУ и обеспечение на доступное и качественное образование с учетом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Ответственные: воспитатели         

Период

Образовательная область

Задачи

Содержание

II период обучения

Январь:

С 26 по 28 Мониторинг динамики: развития

Февраль:

1. С чего начинается Родина? – Наша Родина Россия!».

2. «Русь – матушка!» - знакомство с народной культурой и традициями России

-народные промыслы.

3. «Защитники Руси! – 23 февраля -День защитника Отечества».

4. «Русь- матушка»

III период обучения

Март

1. «8 марта-Международный женский день».

2. «Весна».

«День рождение весны» (ранняя весна в природе).

3. «Весна в искусстве» (в музыке, в живо- писи, в поэзии, в литературе),«Перелётные птицы весной».

4. «Весеннее настроение» (мир эмоций).

Апрель

1. «Планета Земля. Космос».

2. «Быть здоровыми хотим». 12 апреля – День космонавтики.

3. «Весна в городе, весна в жизни человека».

(комнатные растения).

4. «Труд в жизни человека» (профессии).

Май

1. День Победы.

2. «Весна шагает по планете!».

«Полевые и садовые цветы, насекомые».

3. «В мире все так интересно!»

4. «На пороге лета!».

Май 3-4 неделя

Мониторинг

Социально – коммуникативное развитие

- Развитие умений рассказать о себе, о своем ближайшем окружении 

- Формирование знаний и умений придерживаться алгоритма трудовых операций для достижения результата

- Формирование знаний и умений придерживаться алгоритма трудовых операций для достижения результата

- Развитие опыта зрительных ориентировочно-поисковых

-Развивать умение востребованных необходимостью выполнения цепочки действий (на этапе подготовки к выполнению деятельности, на основном этапе (труд), на этапе оценки результата труда);

- Развивать зрительную дифференцировку 5 предметов в малом и большом пространстве с уменьшением расстояния между предметами, с увеличением горизонтального расстояния между ними, активизировать словарь за счет слов «между…», «ближе к…», «дальше от…», «до»

- Развивать наблюдательность, соотношение

- Продолжать воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности

- Продолжать развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).

Беседа «Труд людей в зимнее время»,

«Военные профессии», «Российская армия», «Бравые солдаты», «Военная техника», «Что за праздник-День защитника отечества», «Кто может служить в армии», «Что такое героизм».

Д/У «Покорми куклу Катю»

Театр игрушек на столе 

Кукольный театр «В гости к игрушкам»

Д/У «Мы разные»

Д/У «Найди предмет по описанию»

Разыгрывание игровой ситуации «Покажи как надо аккуратно складывать вещи»

Д\И Найди два одинаковых мяча»

Познавательное развитие

-Ориентирование в пространстве

-Изучение взаимного расположения предметов по тактильным ощущениям: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, над, под, рядом, между.

-Учить сравнивать величину предметов, путем наложения, приложения; закреплять умение измерять два предмета путем наложения, приложения в играх.

-Учить отбирать предметы по убывающей и возрастающей величине (2-4 элемента).

-Развивать название частей суток

-Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Блоками «Дьенеша» 

Работа со счетным материалом

Д/И «Вчера, сегодня, завтра»

Картинки с изображением мальчика в разном действии: бежит, рисует, сидит и т.д.

Д/И «Найди и покажи»

Работа со счетным материалом

Д/У «Разноцветные матрёшки»

Д/И «Больше-меньше»

Д/И «Города России»

Д/И «Кто больше слов придумает»

Д/И «Выложи из палочек»

Д/И «Угадай по описанию»

Д/И «Назови четыре предмета»

Д/И «Один – много».

Речевое развитие

-Формировать словарь, воспитывать звуковую культуру речи

- Развивать восприятие пространства (высоко – низко, далеко – близко), формировать умение заканчивать предложение  

-Развивать грамматические категории   - понимание форм ед. и мн. числа существительных

- Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя, повторяя за ним отдельные фразы, слова.

Сюжетные картинки по темам недели

Д/У «Мячик – далеко, а машинка… – близко»

Д/И «Чудесный мешочек»

Д/У «Покажи на картинках, где стоит дом и стоят дома, и т. д.»

Фотоальбом «Мы и город»

Иллюстрации, картины с изображением города в различное время суток. (С использованием тактильных книг).

Художественно – эстетическое развитие

- Развивать тактильное восприятие формы плоскостных фигур 

-Развивать воспринимать изображение на картине, развивать навыки конструирования

- Продолжать учить сооружать постройки из строительного материала по предложенным условиям, (высокие дома с перекрытиями), делать конструкцию прочной, выкладывать детали ровно, плотно прижимая, друг к другу, подбирать их по размеру

- Развивать творческие способности

Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования: создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству

Рисуем Дома нашего города

Блочный конструктор

Лего конструктор

Рисование поролоновой губкой

Рисование пальчиками

Рисование методом «Тычка»

Рисование способом приманивания

«Зимний лес», «Снеговик»,

Пластилинография

Физическое развитие

- Упражнять в умение сохранять равновесие

-Отрабатывать выполнение прыжка на двух ногах между предметов

- Развивать силу ног

- Упражнять в умении стоять на одной ноге

- Развивать координацию

- Развивать умение проползать между предметами, не задевая их

-Совершенствовать навыки перепрыгивания

«Ходьба по массажной дорожке со следками»

П/И «Подбрось мяч», «Прыжки между кубиков», «На одной ножке», «По извилистой дорожке», «Спрыгни в кружок», «Проползи – не задень»

Социально – коммуникативное развитие

-Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; продолжать учить четко дифференцировать основные направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа – направо, слева – налево, вверх – вниз, вперед – назад, рядом, напротив, за, перед, в, на, до и др.)

- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

- Развивать умение имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением)

- Продолжать развивать умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды и т. п.).

-Продолжать учить различать и правильно называть части своего тела, части тела других детей, кукол для соотнесения со своим телом

Иллюстрации с изображением 8 марта (тактильные)

Д/У «Скажи какую ты игру хочешь»

Д/У «Сложи картинку»

Д/И «Вот какая мама»

Театр игрушек на столе 

Д/У «Все мы делаем по порядку»

Познавательное развитие

-Развивать интерес к природе через исследовательскую деятельность

-Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам

-Продолжать развивать производить выбор по величине и по форме по слову

-Формировать элементарные представления о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира

Исследование «Когда прорастет лучок?».

Лото «В мире растений»

Д/И «Найди парную картинку»

Карточки с изображением больших и маленьких предметов по проходимым темам и геометрических фигур  

Д/У «Магический       квадрат»

Работа со счетным материалом

Д/У «Какая бывает погода?»

Д/И: «Доскажи словечко», «Наши мамы (какие) «, «Что лишние», «Подбери украшения», «Мамочка», «Как правильно накрыть на стол».

Речевое развитие

-Расширять и активизировать словарный запас

-Развитие навыков словообразования

-Развивать фонематический слух

-Учить подбирать родственные слова

-Развивать фонематический слух детей, речевое внимание

- Формировать сопровождающую речь

-Развивать мышление путем уточнения представлений об особенностях ранней весны, положительно- эмоциональное отношение к красоте весенней природы

Сюжетные картинки по темам недели

Д/И «Четвёртый лишний»

Д/и «Назови ласково»

Д/И «Доскажи словечко»

Д/И «Чудесный мешочек»

Д/И «Колокольчики»

Художественно – эстетическое развитие

-Продолжать знакомить с конструктивными деталями

-Развивать творческие способности.

-Учить украшать изделие точками, мазками, полосками, колечками

-Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности

- Развитие мелкой моторики

Блочный конструктор

«Салют победы»

Рисование поролоном с помощью трафарета

Рисование песком

Пластилинография

Блочный конструктор

Лего конструктор

«Весенняя капель», «Мимоза», «Космос», «Цветочная поляна», «Одуванчик», «Волшебный цветок»

Физическое развитие

-Упражнять в бросании мяча и ловле его двумя руками  

-Упражнять в ползании на ладонях и коленях между предметами, не задевая их

-Продолжать развивать умение в бросании мяча вверх и ловле его двумя руками

-Упражнять в ползании на четвереньках, с опорой на ладони и стопы, в прямом направлении

-Упражнять в ходьбе переменным шагом (перешагивая через шнуры попеременно правой и левой ногой)

П/И «Догони меня», «Беги ко мне»,

«Беги ко мне, что назову», «Найди свое место», «Ручеек»,

«Солнышко и дождик», «Через ручеек», «Беги ко мне», «Быстро возьми», «Найди свое место», «Поднимай ноги выше», «Перешагни через палку», «Пройди через ручеек»

Индивидуально-образовательный маршрут

Цель: Формировать музыкальную культуру. Развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на музыкальных инструментах.

Ответственный – музыкальный руководитель

Месяц

Задачи

Содержание

Январь

Диагностическое обследование

1. Продолжать знакомство с песенным жанром, формировать умение давать характеристику понятию «Песня, Танец, Марш»

2. Коррекция эмоциональных состояний

- Упр. «Домик»

- Релаксация «Волшебство леса»

Февраль

1.Развивать чувство ритма

2.Синхронизация речи и движения.

3.Развитие выразительности жестов.

4.Регуляция мышечного тонуса.

- Упр. «Эхо»

- Упр. «Медведь»

- Этюд «Снежинки»

- Упр. «Шарик»

Март

1.Развитие устойчивости и переключения внимания.

3.Развивать умение изменять характер движения.

3. Коррекция эмоциональных состояний

- Упр. «Зеваки»

- Упр. «Ветер-ветерок»

- Упр. «Звуки живой природы»

Апрель

1.Преодоление двигательного автоматизма.

2.Регуляция мышечного тонуса, образные движения.

3.Развитие интонационной выразительности речи.

4. Различие высоких и низких звуков.

- Упр. «Пожалуйста»

- Упр. «Аквариум»

- «Ритмизация текста»

- Упр. «Птички и птенчики»

Май

1.Пр учить передавать в пении характер песни.

2. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений.

3. Развитие диатонического слуха.

диагностическое обследование

- Упр. «Часики»

- Упр. Бабочка»

Пропевание известных песен.

Индивидуальный образовательный маршрут

Цель: Создание условий, способствующих позитивной социализации, социально – личностному развитию, коррекции физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитации двигательных функций организма (практические занятия).

Ответственный: инструктор по физическому воспитанию

Месяц

Задачи

Содержание

Февраль

 1. Передвижения: ходьба, бег, подскоки .(учить ходить на звуковой сигнал.

2. Общеразвивающие упражнения: без предметов;

с предметами

 Метание правой и левой рукой. Гимнастические палки, обручи, озвученные мячи, мячи разные по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, мешочки с песком, гантели 0,5 кг и др.)».

Март

1. Продолжать учить влезать на гимнастическую стенку, не пропуская реек.

2. Упражнять в сохранении устойчивого равновесия   при ходьбе по скамейке, в прыжках с продвижением вперёд

 Влезание на гимнастическую стенку одноимённым способом.

Ходьба по гимнастической скамейке, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

Апрель

 1. Ведение мяча в прямом направлении.

2. Упражнение на равновесие.

3.Прыжки.

 Выполнять удары мячом о пол в ходьбе (баскетбольный вариант)

Ходьба на месте с мешочком на голове

Энергичное отталкивание в прыжках на двух ногах.

Май

1.Бросать мяч вниз о пол и вверх, ловить его двумя ру ками «ходить перекатом с пятки на носок.

- Учить ходьбе с высоким подниманием колена.

- Учить ходить перекатом с пятки на носок. Задача. Учить ходьбе с высоким подниманием колена

Воздушный шарик», «Найди пар», «Не замочи ног»

«Цирковая лошадь». «Лошадки»

Диагностическая карта обследования с нарушением зрения


Ф.И.ребенка_________________________________________________________________

Дата рождения________________________Возраст_________________________________

Дата поступления в ДОУ_______________________________________________________

Поступил из Д/с________________________________________________________________

Год обучения в данной группе__________________________________________________

Диагноз врача_______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Острота зрения на момент обследования_________________________________________

Исследование уровня развития мелкой моторики

и координации движения руки и глаза.

1.Навык держания карандаша_________________________________________________

2.Прослеживание и зрительно-моторная координация___________________________

____________________________________________________________________________

3.Регуляция силы нажима____________________________________________________

4.Прекращение движений в нужной точке_____________________________________

5.Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения_______________________________________________________________

6.Рисование простых узоров__________________________________________________

8. Работа с трафаретами____________________________________________________

9.Определение степени дифференцированности тонких движений пальцев, «дорожки» _________________________________

«лепка» ___________________________________

10.Координация движений глаз-рука при работе с ножницами «Вырезание круга» ___________________

Заключение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование восприятия пространства и пространственной ориентировки.

1.Дифференцировка понятий «Право-лево» _____________________________________

2.Определение пространственного расположения игрушек и предметов с точкой отсчета от себя: справа-слева, вверху-внизу, впереди-сзади______________________

_____________________________________________________________________________

3.Навыки микроориентировки на листе бумаги, на поверхности стола___________

________________________________________________________________________

4.Ориентировка в понятиях далеко-близко, дальше-ближе_____________________

________________________________________________________________________

5.Демонстрация действий с предметами (в,на,под,около,над,между,)_____________

6.Узнавание, называние и воспроизведение движений________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование внимания.

1.Найти различия в объектах при сравнении_________________________________

2.Сравнивать две картинки, установить сходство и различие___________________

3.Указать недостающие или лишние детали на объекте_______________________

4.Обнаружить скрытую фигуру_____________________________________________

Заключение________________________________________________________________

Исследование зрительного восприятия

1.Узнавание и называние предметов:

  1. Реальные предметы
  2. Модели
  3. Графические изображения
  4. Контурное изображение
  5. Силуэтное изображение предметов
  6. Перечеркнутые фигуры
  7. Наложенные предметы
  8. Зашумленные изображения

2.Дифференциация цвета:

  1. Называние цветов спектра «Назови цвет, который я покажу»

Красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой, белый, черный, ___________________________________________________________________

  1. Узнавание цвета «Найди у себя тот цвет, который я назову»

__________________________________________________________________

  1. Построение сериационного ряда в ритмически заданной последовательности

__________________________________________________________________

  1. Классификация предметов по цвету_______________________________________
  2. Выкладывание сериационного ряда по цветовой насыщенности
  3. ___________________________________________________________________
  4. Знание о теплых и холодных цветах «Подумай и правильно разложи цветные кружки под картинками с изображением зимы и лета»
  5. _________________________________________________________________
  6. Получение новых цветов, оттенков разными способами___________________
  7. Выполнение конструктивных заданий с опорой на представление о цвете
  8. ____________________________________________________________________

3.Дифференциация формы:

  1. Соотнесение геометрических фигур по форме (объемных и плоскостных)

Круг- Шар

Квадрат-Куб

Треугольник-Цилиндр

Прямоугольник-Брус

Овал-Ромб

  1. Зрительное соотнесение «Посмотри на фигуры, которая у меня, и покажи такую же» _______________________________________________________________
  2. Зрительно-осязателньый перенос «Посмотри на фигуру, которая у меня, и найди такую же в «Волшебном мешочке» _____________________________________
  3. Осязательно-зрительный перенос «Ощупай фигуру и найди такую же из предложенных» ______________________________________________________
  4. Осязательно-осязательный перенос «Закрой глаза, ощупай фигуру и найди такую же в «Волшебном мешочке» ___________________________________________
  5. Зрительное соотнесение плоскостных и объемных фигур___________________
  6. Узнавание и называние плоскостных и объемных геометрических форм
  7. ___________________________________________________________________
  8. Соотнесение предметного изображения с геометрическим эталоном
  9. ___________________________________________________________________
  10. Нахождение заданной формы в окружающей обстановке___________________
  11. Восприятие и воспроизведение сложной формы (конец года):

1.Анализ и конструирование образца из геометрических форм «Выложи из геометрических фигур такой же предмет»

_____________________________________________________________________

2.Составление целого из частей (4-8частей) _________________________________________

4.Дифференциация величины

  1. Глазомерная оценка предметов и предметных изображений «Найди указанный по величине предмет» __________________________________________________
  2. Узнавание величины «Найди у себя тот предмет по величине, который я назову»

Большой-маленький

Длинный-короткий

Толстый-тонкий

Широкий-узкий

  1. Называние величины «Назови величину предмета»
  2. Выстраивание предметного ряда по величине от самого маленького и наоборот

___________________________________________________________________

  1. Сравнение предметов, предметных изображений по величине_______________
  1. Измерение объектов условными мерками________________________________
  1. Классификация предметов по величине____________________________________

Заключение_____________________________

Исследование мышления.

1.Обобщение понятий (фрукты, овощи и т.д.)

2.Исключение понятий (4 лишний)

3.Понимание сюжетной картинки, ее называние:

  1. Перечисление объектов______________________________________________
  2. Называние фона___________________________________________________
  3. Перечисление действий_____________________________________________
  4. Установление системы причинно-следственных связей___________________

4.Найти закономерность (недостающую фигуру в квадрате) _______________

5.Отгадывание загадок__________________________________________________

Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование памяти.

1.Зрительная память.

-запомнить изображения, расположение предметов__________________________________

-найти изменения предметов в ряду_______________________________________________

2.исследование слуховой памяти.

-запомнить слова

-запомнить цифры.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-бытовая ориентировка:

1. Назови Фамилию, Имя, Отчество

2.В каком городе ты живешь?

3.Назови настроение (радость, горе, страх, стыд, злость)

4.Назови предметы гигиены

5.Из чего сделаны предметы? (глина, пластмасса, стекло, металл)

6.Раздели кухонную посуду (кухонная, чайная, столовая)

7.Раздели транспорт на группы (воздушный, наземный, водный)

8.Назови птиц (домашних, перелетных, зимующих)

9.Назови детенышей домашних животных

10 Какие ты знаешь деревья?

11.Кому, что нужно для работы?

12.Назови зимние (весенние, летние) месяцы

Заключение:

Общее заключение:

Рекомендации:

Дата обследования_____________________Учитель-дефектолог_________________

Мониторинг развития

Педагоги

Направления работы

Начало года

Середина года

Конец года

Педагог-психолог

Слуховое восприятие

Зрительное восприятие

Зрительная память

Вербальная память

Мышление

Эмоционально-волевая сфера

Учитель-логопед

Лексический строй речи

Грамматический строй речи

Фонетико-фонематическая система языка, навыки звукового анализа и синтеза

Развитие связной речи и речевого общения

Обучение элементам грамоты

Учитель-дефектолог

Развитие математических представлений

Формирование целостной картины.

Формирование психомоторной сферы

Воспитатели

Познавательное развитие

Социально-коммуникативное

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальный

руководитель

Слушание музыки

Музыкальные движения

Пение

Игра на детских музыкальных инструментах

Театрализованная деятельность

Инструктор по

физической культуре

Общеразвивающие упражнения

Упражнения в основных движениях

Подвижные игры и игровые упражнения

Ритмические движения

«+» - сформировано

«+» - частично сформировано                                      

«-» - не сформировано

Ф.И. ребёнка

Учитель-дефектолог: Иванова О.В.______________________

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Программный материал

Середина года

Конец года

Знает порядковый счёт 1-5, 5-1

Знает порядковый счёт 1-10, 10-1

Умеет считать от заданного числа, до заданного числа

Составляет числовой ряд, называет соседей числа

Соотносит число, количество и цифру (1-5)

Соотносит число, количество и цифру (1-9)

Знает состав числа до 5

Знает состав числа до 10

Присчитывает и отсчитывает по 1 до 5 с опорой на сч. материал

Присчитывает и отсчитывает по 1 до 10 с опорой на сч. материал

Присчитывает и отсчитывает по 1 до 5 без опоры

Присчитывает и отсчитывает по 1 до 10 без опоры

Решает задачи на предметном материале

Решает задачи по представлению

Самостоятельно составляет задачи

Называет геометр. фигуры: круг, треугольник, квадрат

Называет геометр. фигуры: овал, прямоугольник

Сравнивает множества: «больше, меньше, равно, столько же»

Сравнивает величины: «длинный, короткий» (самый длинный…)

Сравнивает величины: «узкий, широкий» (самый узкий…)

Сравнивает величины: «высокий, низкий» (самый высокий…)

Умеет пользоваться знаками и обозначениями: =,+, -- , 0,1,2,3,4,5 (по системе Брайля)

Умеет пользоваться зн. и обозн.: =,+, -- , 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,<, >5 (по системе Брайля)

Ориентируется на листе в клеточку (по системе Брайля)

ИТОГ:

Четыре балла – знания сформированы и автоматизированы, т.е. задание ребёнок выполняет самостоятельно без ошибок, на любом предлагаемом материале.

Три балла – задание ребёнок выполняет с неточностями (негрубые ошибки). Если указать на ошибку ребёнок в состоянии исправить её самостоятельно.

Два балла – задание ребёнок выполняет после дополнительного объяснения или показа образца действия. Если указать на ошибку ребёнок самостоятельно её не исправит.

Один балл – ребёнок берётся за выполнения задания, но результата не достигает даже с действенной помощью педагога.

Набранное количество баллов программного материала ФЭМП распределяется по уровням следующим образом:

1-ый уровень – 24 – 48 баллов;

2-ой уровень – 49 – 60 баллов;

3-ий уровень – 61 – 71 баллов;

4-ый уровень – 72 – 96 баллов

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Программный материал

Начало года

Середина года

Конец года

Называет своё имя, фамилию, возраст

Показывает (называет) основные части тела, лица

В полном объёме усвоил словарный материал в рамках программы

Усвоил менее 50% словарного материала

Активный словарный запас больше пассивного

Пассивный словарный запас больше активного

Владеет родовыми понятиями

Знает признаки двух времён года (зима – лето)

Знает признаки четырёх времён года

Ориентируется в пространстве

Знает особенности деятельности людей (по программе)

Усвоил грамматические формы (по программе)

Употребляет в речи предложные конструкции

Ориентируется в комнате

Использует накопленный практический опыт взаимодействия с людьми

Адекватно ведёт себя в знакомом месте

Знает и называет цвета (по программе)

Знает и называет оттенки цветов

Передаёт содержание рассказа по вопросам

Строит высказывание из 3-4 предложений

Составляет рассказ

ИТОГ:

Четыре балла – знания сформированы и автоматизированы, т.е. задание ребёнок выполняет самостоятельно без ошибок, на любом предлагаемом материале.

Три балла – задание ребёнок выполняет с неточностями (негрубые ошибки). Если указать на ошибку ребёнок в состоянии исправить её самостоятельно.

Два балла – задание ребёнок выполняет после дополнительного объяснения или показа образца действия. Если указать на ошибку ребёнок самостоятельно её не исправит.

Один балл – ребёнок берётся за выполнения задания, но результата не достигает даже с действенной помощью педагога.

Набранное количество баллов программного материала ОСОМ распределяется по уровням следующим образом:

1-ый уровень – 21 – 42 баллов;

2-ой уровень – 43 – 53 баллов;

3-ий уровень – 54 – 62 баллов;

4-ый уровень – 63 – 84 баллов.

РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ МОТОРИКИ И ПОДГОТОВКА РУКИ К ПИСЬМУ (способ выполнения: самостоятельно, по подражанию действиям взрослого, совмещенные действия – «рука в руке»)

Программный материал

Начало года

Середина года

Конец года

Выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию

Соотносит свои движения с речевым сопровождением

Выполняет захват предметов двумя пальцами

Выполняет содружественные движения обеих рук

Проводит плавные непрерывные линии (используя грифель)

Проводит линии по точкам

Обводит шаблоны

Владеет штриховкой (прямой, косой)

Ориентируется на листе бумаги (стола. любой плоскости)

Находит строчку, клетку (в тетради по Брайлю)

Выполняет графический диктант по образцу

Выполняет графический диктант по словесной инструкции

ИТОГ:

Четыре балла – знания сформированы и автоматизированы, т.е. задание ребёнок выполняет самостоятельно без ошибок, на любом предлагаемом материале.

Три балла – задание ребёнок выполняет с неточностями (негрубые ошибки). Если указать на ошибку ребёнок в состоянии исправить её самостоятельно.

Два балла – задание ребёнок выполняет после дополнительного объяснения или показа образца действия. Если указать на ошибку ребёнок самостоятельно её не исправит.

Один балл – ребёнок берётся за выполнения задания, но результата не достигает даже с действенной помощью педагога.

Набранное количество баллов программного материала развитие ручной моторики и подготовки к письму навыков распределяется по уровням следующим образом:

1-ый уровень – 12 – 24 баллов;

2-ой уровень – 25 – 30 баллов;

3-ий уровень – 31 – 35 баллов;

4-ый уровень – 36 – 48 баллов.

ОБЩАЯ МОТОРИКА (способ выполнения: самостоятельно, по подражанию действиям взрослого, совмещенные действия – «рука в руке») 

Обследование с 5 лет:

Начало года

Середина года

Конец года

Прыжки на одной ноге, продвигаясь вперед

Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 5 раз подряд)

Перебрасывание мяча из одной руки в другую

Подними и опусти кисти рук

Сожми и разожми пальцы рук

Покажи правую (левую) руку

Покажи правую (левую) ногу

Итог

Обследование с 6 лет:

Прыжки на двух ногах с поворотом кругом

Перебрасывание мяча друг другу двумя руками снизу

Подбрасывание мяча вверх и ловля его одной рукой (не менее 5 раз подряд)

Покажи правой рукой левую ногу

Покажи левой рукой правый глаз

Дотронься левой рукой до левого уха

Итог

Четыре балла – полностью справляется с предложенными заданиями.

Три балла – качество выполнения заданий незначительно снижено.

Два балла – качество выполнения заданий низкое.

Один балл – отказывается от выполнения заданий

Набранное количество баллов программного материала развитие общей моторики

1-ый уровень – 7 – 12 баллов;

2-ой уровень – 13 – 18 баллов;

3-ий уровень – 19 – 23 баллов;

4-ый уровень – 24 – 28 баллов.

1-ый уровень (отказ от занятий) – чёрный цвет.

2-ой уровень (низкий) – красный цвет.

3-ий уровень (средний) – синий цвет.

4-ый уровень (высокий) – зелёный цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа сопровождения ребенка раннего дошкольного возраста с особыми образовательными возможностями.

Данная примерная индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ, необходима специалисту психологу, дефектологу, логопеду для качественного сопровождения ребенка-дошкольника с трудностями в обуче...

Индивидуальная программа для ребенка с нарушением зрения

Индивидуальная программа для воспитанника старшей группы Алеши П. на 2014год(сентябрь-декабрь)Линии развития. Задачи...

«Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»

Тема: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ»Тема моего доклада: «Разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка с ОВЗ». (сл. 1)- Базовыми ориентирами для разработ...

Совмещенный индивидуальный маршрут и индивидуальная программа для ребенка с нарушениями в развитии на год.

Шаблон индивидуального маршрута и индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, позволяет планомерно планировать и осуществлять работу по сопровождению детей с особенностями в развитии....

Программа компенсаторно-коррекционного и психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением зрения

В документе представлена примерная программа сопровождения ребенка раннего возраста с нарушением зрения....

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с нарушением слуха...

Индивидуально-ориентированная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка (с нарушением зрения)

Целевое назначение такой индивидуальной образовательной программы - создание условий для индивидуального обучения ребенка....