Использование конструктора Lego Duplo в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике

Трусова Татьяна Владимировна

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь, в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispolzovanie_lego_duplo_dlya_detey_s_ovz.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование конструктора Lego Duplo в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Трусова Т.В., Аншукова Н.В.

МБДОУ «Детский сад «Машенька», г.Тамбов, dsmashenka@yandex.ru

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникает способность к произвольности поведения и инициативности как основа творчества, развивается воображение, речь, в ее коммуникативной и обобщающей знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие качества формируются, прежде всего, в игре, специфической детской деятельности, приобретающей значение ведущей.

Отечественные психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития.

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре раскрывается перед ребенком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития детей. В этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, проблема развития мышления занимала одно из центральных мест. Это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Современный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания специалистов к проблемам детей, имеющих особые образовательные потребности. Эффективность обучения этих детей связана с изучением специфики их развития и поиском способов психолого-педагогической помощи в процессе интеллектуально-личностного развития .

Мыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста является сложным объектом изучения. Особенно важным в этом возрасте представляется развитие наглядно-образной формы этой деятельности,

Мышление детей с отклонениями развития интеллектуальной сферы характеризуется как несформированностью отдельных мыслительных операций, так и нарушением развития мыслительной деятельности в целом. Отмечается поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности. Соответственно педагоги дошкольных образовательных организаций встали перед проблемой поиска эффективных технологий коррекционной работы с детьми с разными стартовыми возможностями.

В МБДОУ «Детский сад «Машенька» г.Тамбова  реализуется парциальная  модульная программа развития интеллектуальных способностей в процесс познавательной деятельности и вовлечение в научно-техническое творчество «STEM-образование для детей дошкольного возраста», состоящая из 6 образовательных модулей. Одним из модулей данной программы является LEGO – конструирование.

Конструирование теснейшим образом связанно с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие речи, расширение словарного запаса .

LEGO DUPLO – это одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. С помощью конструктора  в работе с воспитанниками можно добиться овладения навыками начального технического конструирования, совершенствование остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства, координация «глаз-рука». Отсюда развить мыслительную деятельность воспитанников.

Эта технология интересна тем, что она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с LEGO DUPLO выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. LEGO-технология, претендует называться интерактивной педагогической технологией, так как стимулирует познавательную деятельность детей.

В результате использования LEGO-конструирования в обучении с детьми с задержкой психического развития дети получают базовые знания при подготовке к школе, у них формируются навыки планирования деятельности, навыки самоконтроля. После занятий по LEGO-конструированию у детей наблюдается совершенствование цветового восприятия, развитие концентрации внимания, гибкость мышления, мелкой моторики, закрепляются знания о формах и деталях предметов. Заметно улучшается ориентирование в помещении, на местности, на листе.  В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Манипулирование с LEGO-элементами также способствует сглаживанию, частичному преодолению имеющихся отклонений в психическом развитии у детей. Особенность конструирования предметов из LEGO детьми заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу педагога и с его помощью, так как у детей еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из LEGO деталей, различными способами.

 Отличительными особенностями кубиков DUPLO являются их размеры: они в 8 раз больше стандартных лего-деталей, и потому подходят даже для самостоятельной игры детей, так как удобны для пока еще не слишком послушных пальчиков.

С кубиками легко придумать много развивающих увлекательных игр для детей самого раннего возраста.

Детали DUPLO окрашены в яркие насыщенные цвета: синий, красный, желтый, белый, черный, зеленый, серый и другие.  Дети легко выучат их в игре. Кубики приятны на ощупь и легко скрепляются – даже новичок с удивлением и восторгом откроет в себе способности к созиданию. Учась строить, ребенок перестает разрушать, то есть переходит на новую ступень развития. Собранные модели надежны – они не разваливаются даже в условиях активной игры.

Кроме того, DUPLO – это мир, в котором присутствуют человечки, всевозможные животные, машины, мебель и т.д. Это строительные наборы, представленные кубиками разных цветов и конфигураций,  и  тематические комплекты – средневековые замки, зоопарки, семейные домики, пожарные станции и др.

В 2019 году МБДОУ Детский сад «Машенька» города Тамбова закупил наборы LEGO DUPLO и мы включили данные конструкторы в предметно-пространственную развивающую среду и в использование в коррекционно-развивающей работе с детьми с различными нарушениями речи.  Нами были организованы занятия по конструированию по образцу, по схеме, а затем, исходя из возможностей ребёнка, уже и по словесной инструкции. В результате по данным промежуточной диагностики все воспитанники с ОВЗ нашего детского сада имеют стабильную положительную динамику развития, которая выражается в появлении целенаправленности действий, самоконтроля, произвольности и распределённости внимания, а главное, интерес к деятельности по конструированию. В настоящее время мы планируем включение в процесс развития  детей с ОВЗ элементов робототехники при использовании наборов LEGO Еducation WeDo.

Таким образом, одним из условий целостного развития ребенка с особыми возможностями здоровья является включение в образовательный процесс LEGO-конструирования. В силу своей педагогической универсальности конструкторы LEGO служат важнейшим и эффективным средством развивающего обучения в образовательных учреждениях, и несут в себе коррекционную направленность. В процессе LEGO-конструирования педагог активизирует познавательную деятельность детей, корригирует и развивает сенсорно-тактильную и двигательную сферу, интерес к обучению. Игра с Дупло развивает мелкую моторику, фантазию, дает первые представления о физических законах, знакомит с цветами, формами, счетом, на практике позволяет познать причинно-следственные связи, стимулирует к творчеству, учит работать со схемами. Игры лего дупло способствуют психическому,  физическому, эмоциональному, познавательному, художественно- эстетическому, развитие ребенка.

Литература

  1. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2002. №1.
  2. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. Гаврилушкина О. П. Соколова Н. Д. М.: Просвещение, 2013.
  3. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р. П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2013
  4. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина–М.: Сфера, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами развития в ДОУ.

Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое...

Использование информационно-образовательных ресурсов при организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…»...

Совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниче...

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из условий реализации коррекционно-образовательного процесса является грамотно оборудованная РППС в ДОУ....