Организация оптимальной психологически безопасной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и проблемами развития в ДОУ.
презентация для интерактивной доски на тему
Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое внимание . Ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться только в образовательной среде с определенными параметрами,один из самых существенных-безопасность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_vystupleniyu.docx | 25.05 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 483.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 23 «Светлячок»
г. Новошахтинск
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ПСИОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ПРОБЛЕМАМИ РАЗВИТИЯ В ДОУ.
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их
духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое внимание . Ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться только в образовательной среде с определенными параметрами,один из самых существенных-безопасность.
Понятие "безопасность образовательного пространства" является интегративным и предоставляет собой совокупность психологической, дидактической, информационной и социальной безопасности, базирующейся на нормативно-правовых и экономических основах.
Определить основные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья возможно через организацию безопасной среды, в которой реализуется процесс специального( коррекционного) обучения, безопасности ресурсного(программно-дидактического, кадрового) обеспечения учебного процесса, безопасности взаимодействия воспитанника и педагога.
Наш детский сад имеет опыт работы с детьми с ОВЗ. Работа с детьми и их родителями направлена на оптимизацию психологически безопасной среды для воспитанников и родителей. Вся работа строится на общепедагогических подходах.
-Личностно-ориентированный подход к детям и их родителям, где в центре стоит учёт личностных особенностей ребёнка, семьи, обеспечение комфортных и безопасных условий.
-Гуманно-личностный подход-всестороннее уважение и любовь к ребёнку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я-концепции» каждого ребёнка, его представлений о себе(необходимо, чтобы он слышал слова одобрения и поддержки, поддерживал ситуацию успеха).
-Деятельностный подход-осуществляется подход ведущего вида деятельности ребёнка-игровой и ориентация на личностно-значимый для ребёнка вид игровой деятельности.
-Комплексный подход-работу с детьми с ОВЗ можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте всех специалистов, педагогов, руководства ДОУ и семьи.
Самое главное в работе нашего ДОУ-это индивидуальный подход к каждому ребёнку.Основными этапами индивидуального сопровождения выступают:
1.сбор информации о ребёнке(диагностика соматического, психического, социального развития ребёнка)
2. Анализ полученной информации( сколько детей нуждается в помощи, какие проблемы являются первоочередными)
3.Совместная выработка участниками ПМПк планов комплексной помощи для каждого конкретного ребёнка.
4. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития и социализации.
5. Организация непосредственной коррекционно-развивающей работы каждым участником сопровождения.
6. Анализ выполненной работы, с определением того, что пока не удалось достичь.
7.Составление рекомендаций для родителей, педагогов по дальнейшему сопровождению ребёнка.
Развитие ребенка с ОВЗ идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое сопровождение в общеобразовательных учреждениях ( ДОУ и СОШ) должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат.
Изучая приоритетные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить необходимость дальнейшего изучения ряда направлений, которые могут быть сведены к следующим:это доступность образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья;программное содержание обучения, которое должно обеспечивать максимальную социализацию воспитанников, обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения для детей с особенностями в развитии; роль семьи в социальном, эмоциональном, психологическом благополучии детей с ОВЗ.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
В заключении хотелось бы сказать, что доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя . От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А . Сухомлинский
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети , состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
ГРУППА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НЕ ОДНОРОДНА, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна: дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями интеллектуального развития; дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с комплексными (сложными) нарушениями развития; дети с нарушениями слуха; дети с нарушениями зрения; дети с нарушениями речи.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ: Сбор информации о ребёнке Анализ полученной информации. Совместная выработка участниками ПМПк планов комплексной помощи для каждого конкретного ребёнка. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития и социализации. Организация непосредственной коррекционно-развивающей работы каждым участником сопровождения. Анализ выполненной работы, с указанием того, что пока не удалось достичь. Составление рекомендаций.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ: системность и доступность; непрерывность ; вариативность; принцип создания ситуации успеха; принцип психологической комфортности; гуманность и реалистичность
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ РЕБЁНКА: -беседа с родителями; и зучение медицинской карты ребёнка; обследование физического развития; о бследование психического развития:характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов; обследование речи.
ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ РОДИТЕЛЕЙ И ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ ПО АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕСТВО СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ ПОМОГАЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В РАБОТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ ДОМА УМЕТЬ ПРИНИМАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ – ВО ВСЕХ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯХ!
-ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ; ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ; ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ; - РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНОМ, ЭМОЦИНАЛЬНОМ,ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Не так важно быть «нормальным», как научиться принимать нас такими, какие мы есть : мы хотим жить и любить в полную меру… Д.Вернер Мир «особого» ребенка интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? почему он так закрыт? Почему он так испуган? почему не говорит? Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Только вместе, сообща!..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Сообщение к педсовету....
Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы
Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"
Сертификат участника XI Всероссийской научно - практической конференции "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт,проблемы, инновации"...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий реализации коррекционно-образовательного процесса является грамотно оборудованная РППС в ДОУ....
«Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО
Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО"...
Использование конструктора Lego Duplo в организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его самостоятельной деятельности, возникае...