Психогимнастические упражнения (этюды)
картотека по коррекционной педагогике

Педагог-психолог Санду Оксана Ивановна

Психогимнастические упражнения (этюды), цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой:

развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnasticheskie_uprazhneniya_etyudy.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

Психогимнастические упражнения (этюды)

  • Новая кукла (этюд на выражение радости)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой. 

  • Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса)
    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

  • Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
    Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

  • Фокус (этюд на выражение удивления) 
    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

  • Соленый чай (этюд на выражение отвращения) 
    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

  • Новая девочка (этюд на выражение презрения)
    В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.

.

Про Таню (горе — радость)
Наша Таня громко плачет: 
Уронила в речку мячик (горе). 
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

  • Золушка (этюд на выражение печали)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

  • Один дома (этюд на выражение страха)

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

  • Под дождиком (этюд на выражение радости и грусти)

Дети начинают бегать под «дождиком», подставлять ладошки под его

«капли». Музыка начинает звучать тревожнее, в лесу — настоящий ливень!

Взрослый открывает зонт и зовет детей, предлагая спрятаться от дождя.

Педагог под зонтом с радостью встречает детей, имитирует движения — как

будто вытирает им носики, ручки, стряхивает капли дождя с одежды,

приглашая делать то же самое и детей.

Затем педагог предлагает детям самим побыть «дождиком». Он просит их

сделать капельки из синей бумаги (разорвать синюю бумагу на мелкие

кусочки, скатать их в маленькие шарики, а затем подбросить их вверх.

Педагог показывает, как можно бросать капельки на себя или на другого

ребенка.

  • Капельки (этюд на выражение радости и грусти)

Дети делают «капельки», подбрасывают их, стараясь «намочить» как можно больше окружающих.

Потом взрослый обращает внимание детей на то, что дождь закончился,

выглянуло солнце и можно погулять, побегать по полянке.

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.

  • «Ласковые ладошки»

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

  • «Секретики»

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

  • Игра «На полянке» 


         Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
          После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

  • Упражнение «Чудесный сон котенка»

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психогимнастические упражнения на развитие эмоциональной сферы дошкольника

Материал включает в себя сборник психогимнастических упражнений на развитие эмоциональной сферы детей. Подходит для детей всего дошкольного возраста....

Психогимнастические упражнения.

Психогимнастические упражнения способствуют групповой динамике, сплоченности группы, а также снимают напряжение, позволяют участникам раскрепоститься, дают возможность переключиться с одной темы...

«Психогимнастические упражнения на развитие позитивных эмоций по отношению к красоте природы»

Материал помогает детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. развивает навыки взаимодействия детей друг с другом;развивает внимание, восприятие, речь, воображение...

Буклет для педагогов "Психогимнастические упражнения для снятия эмоционального напряжения"

В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, а именно к этому разряду профессий относится  работа педагога — важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работ...

Психогимнастические упражнения на выражение основных эмоций

Этюды на выражение радости, удовольствия, удивления и др....

Комплекс психогимнастических упражнений для детей дошкольного возраста

Материал содержит упражнения для детей дошкольного возраста...

"Комплекс психогимнастических упражнений для детей 3-4 лет"

   В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко – психогимнастика как метод практической психопрофилактики и ...