Использование театрализованных игр, упражнений, этюдов в различных видах деятельности. Использование этюдов и упражнений как приемов создания выразительных образов героев детьми
учебно-методический материал

Красавкина Ирина Юрьевна

Познакомить педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_na_sayt.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:


Практикум для педагогов ДОУ на тему:

«Использование театрализованных игр, упражнений, этюдов в различных видах деятельности.

Использование этюдов и упражнений как приемов создания выразительных образов героев детьми»

Цель: Познакомить педагогов детского сада с методами работы по театрально-творческой деятельности.

Задачи:

1. Дать практические рекомендации по использованию методов и приемов театрально-творческой деятельности в работе с дошкольниками различных возрастных групп.

2.  Научить педагогов использовать театрализованные игры, упражнения, этюды  в разных формах работы с детьми.

Ход практикума – Тезисы.

1. Занятия театрализованной деятельностью невозможны без искреннего интереса, увлеченности, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

2. Театрализованная игра в первую очередь направлена на развитие ребенка.

3. Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить инициативу, самостоятельность.

4. Воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Театрализованная деятельность детей может быть организована:

– в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;

– в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);

– как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Желательно, чтобы во всех формах театрализованной деятельности участвовали небольшие подгруппы детей, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Полезно, когда результаты работы: по ручному труду, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию, театрализованной деятельности, в итоге объединяются в единый «продукт» – концерт, спектакль или праздник; в таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединенного общей целью.

В совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Для восприятия и создания художественного образа требуется проявление таких способностей, как воображения, умение жить радостью и печалью героев театрализованных представлений.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и др.

В зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Так, например, в группе для детей 2 – 4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки-животные для театрализации знакомых сказок.

 В группе же для детей 5 – 7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и др.

Занятия по театрализованной деятельности одновременно выполняют - познавательную, воспитательную и развивающую функции.

При подготовке к театрализованной деятельности воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

– в  младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения  животных);

– в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

– в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

– в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Приведу несколько примеров.

1.В лесу.

Программное содержание:                                                                                                 учить детей различать регистровое звучание музыки; выразительное изображение птичек, зайчиков и  лисичек.                                                                                   Ход игры: дети изображают птичек, зайчиков, лисичек, в соответствии с музыкальными произведениями.

Так же, можно использовать знакомые и любимые сказки. Возьмём, например, сказку «Три медведя»

                                                                                                                                                                            2. «Три медведя».

Программное содержание: учить детей различать высоту звуков; побуждать детей к театрализации; эмоционально передать образы мишек.

Музыкально-дидактический материал: «Мишка» А.Раухвергера.

Ход игры: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем: мамы – медведицы; в низком регистре: папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется.

2-й вариант:  Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения.

3. «Пантомима».

Делимся на две группы.

Музыкальный руководитель  играет мелодию или дает прослушать по магнитофону (проигрывателю). Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Все внимательно слушают музыку.

    Затем ведущий дает время (5—7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.

    После того как  5—7 минут команда поразмышляет над заданием, ведущий еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке нужно  отразить характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (плачем, тоскливым выражением лица), обыграть это в сюжете.

    Когда  одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.

4. Оркестр детских шумовых инструментов.

Ну и в самом конце нашего сообщения, хотелось бы, чтобы вы перевоплотились в музыкантов  оркестра детских шумовых инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых приемов в создании выразительных образов в рисунках младших дошкольников

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.Игровая деятельность ребенка всегда есть об...

ДОКЛАД на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему "Использование подвижных игр с дошкольниками в различных видах деятельности"

Следует отметить, что здоровье ребенка дошкольного возраста – это динамичный процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ...

Проект "Наши меньшие друзья". (создание выразительного образа животного в рисунках детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных приемов рисования.

Дети любят рисовать своих питомцев, диких животных, животных жарких стран. Однако не всегда детям удается этот образ. Им трудно передать его движения, окраску, волосяной покров, придумать композицию. ...

Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Использование игр и игровых приемов с дошкольниками в различных видах деятельности»

Основой для овладения слоговым составом слов родного языка является развитие ритмических способностей. Коррекционная работа логопеда по преодолению таких нарушений состоит в развит...

Рекомендации для родителей воспитанников 6-7 лет «Использование приема графического моделирования с помощью кругов Эйлера в различных видах деятельности с дошкольниками»

Данный материал содержит рекомендации для родителей воспитанников 6-7 лет «Использование приема графического моделирования с помощью кругов Эйлера в различных видах деятельности с дошкольни...

Рекомендации для родителей воспитанников 6-7 лет «Использование приема графического моделирования с помощью кругов Эйлера в различных видах деятельности с дошкольниками»

Данный материал содержит рекомендации для родителей воспитанников 6-7 лет «Использование приема графического моделирования с помощью кругов Эйлера в различных видах деятельности с дошкольниками...