Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Использование игр и игровых приемов с дошкольниками в различных видах деятельности»
    методическая разработка

    Макарова Ольга Сергеевна

    Основой для овладения слоговым составом слов родного языка является развитие ритмических способностей. Коррекционная работа логопеда по преодолению таких нарушений состоит в развитии слухоречевого восприятия и речедвигательных навыков. У детей с нарушениями слоговой структуры слов часто наблюдаются нарушения координации движений, неритмичная ходьба, общая моторная неловкость. Для одной категории детей характерна повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой незавершенной амплитудой. Другим детям свойственна моторная напряженность, неловкость, пассивность движений. В обоих случаях наблюдается выраженная зависимость перечисленных особенностей от эмоциональных переживаний какой-либо ситуации, а также самого речевого нарушения. Следовательно, именно ритмические движения целесообразно использовать для восприятия и воспроизведения ритмического рисунка слов и их слоговой структуры. Наиболее эффективно сочетание ритмической речи с ритмичными движениями. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. На своих занятиях часто использую игры-инсценировки, например, шутливый диалог двух рыбок из произведения Е. Череповецкого «Стихи про рыб»:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igra.docx125.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Пушкинского муниципального района

    детский сад №15 «Аистёнок»

    http://900igr.net/datas/doshkolnoe-obrazovanie/Deti-doshkolnogo-vozrasta/0005-005-Veduschej-dejatelnostju-doshkolnogo-vozrasta-javljaetsja-igra.jpg

    Консультация для педагогов

    «Использование игр и игровых приемов с дошкольниками в различных видах деятельности»

    Подготовила

    старший воспитатель: Зиновьева Е.А.

    Основой для овладения слоговым составом слов родного языка является развитие ритмических способностей. Коррекционная работа логопеда по преодолению таких нарушений состоит в развитии слухоречевого восприятия и речедвигательных навыков. У детей с нарушениями слоговой структуры слов часто наблюдаются нарушения координации движений, неритмичная ходьба, общая моторная неловкость. Для одной категории детей характерна повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой незавершенной амплитудой. Другим детям свойственна моторная напряженность, неловкость, пассивность движений. В обоих случаях наблюдается выраженная зависимость перечисленных особенностей от эмоциональных переживаний какой-либо ситуации, а также самого речевого нарушения. Следовательно, именно ритмические движения целесообразно использовать для восприятия и воспроизведения ритмического рисунка слов и их слоговой структуры. Наиболее эффективно сочетание ритмической речи с ритмичными движениями. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. На своих занятиях часто использую игры-инсценировки, например, шутливый диалог двух рыбок из произведения Е. Череповецкого «Стихи про рыб»:

    В тихой речке у причала первый участник

    Рыбка рыбку повстречала.

    -Здравствуй! второй участник

    -Здравствуй! третий участник

    -Как дела? второй участник

    -На рыбалке я была. третий участник

    Я удила рыбака

    Дядю Петю - чудака.

    - Где же твой рыбак? второй участник

    Попался?

    - Нет, ушёл, хитрец! третий участник

    Сорвался!

    Во время произнесения своих реплик каждый участник ритмично перекладывает из руки в руку мячик. Можно использовать притоптывание ногой или хлопанье в ладоши. Приведённый пример игры эффективно применять на занятии по автоматизации и дифференциации звуков Р и Л.

    Детям нравится предложенная мною игра, в основу которой положено стихотворение Г. Бойко “Рыбак и червяк”. Дети становятся в круг, берутся за руки. В центре круга стоит ребёнок с бубном в руках – он “рыбак”.

    - Ты давно, рыбак, рыбак, рыбачишь на Днепре?

    /дети сходятся к центру, совершая ритмичные шаги/

    - Я пришёл сюда на утренней заре.

    /“ рыбак“ ударяет в бубен в ритме стихотворной строки/

    - Где же рыба? – я спросил у рыбака.

    /дети отходят от центра, ритмично шагая/

    - Не ловил – учил я плавать червяка.

    /“ рыбак” снова ритмично стучит в бубен/

    Аналогичные игровые приёмы целесообразно применять с использованиеммузыкального сопровождения. Игра “Непослушный огуречик”. Дети стоят в кругу парами, лицом друг к другу и проговаривают стихотворение Ю. Яковлева: “Огуречикогуречик, не ходи на тот конечик”. При этом на каждую восьмую долю грозят друг другу пальцем. Затем поворачиваются друг к другу спиной и оказываются с новым соседом. Дети произносят: “Там мышка живёт, тебе хвостик отгрызёт”. При этом продолжают выполнять те же движения. Затем игра повторяется по тем же правилам, но дети грозят пальчиками на каждую четвертую долю.

    На прогулке возможно предложить детям игру “Строим магазин”. Дети делятся на две команды. Игроки из каждой команды поочерёдно приносят для своей постройки столько кубиков, сколько слогов в задуманном ими слове на заданную тему, например “Посуда”, “Продукты”, “Одежда”, “Электроприборы”. Таким образом, каждый ребёнок заинтересован в придумывании слов с максимальным количеством слогов.

    Аналогичная цель достигается в игре “Тропинка для животных”. На полу дети выкладывают дорожку из деталей напольного конструктора, количество элементов в котором соответствует количеству слогов в используемых словах. В этой игре параллельно с усвоением слоговой структуры слов закрепляется лексический материал по темам “Животные жарких стран”, “Домашние животные”. Например, в игре по теме “Животные леса” дети, задумавшие слова “ли-са”, “за-яц”, “бар-сук” приносят для выкладывания дорожки две детали конструктора. Дети, предложившие слова “волк”, “ лось”, “крот” – одну деталь, а подбор слов “ бу-рун-дук”, “ ко-су-ля” позволяет удлинить тропинку на три детали.

    Принцип наглядности, подчёркивающий разницу в слоговом строении слов, прослеживается в игре “Переезжаем на новую квартиру”. На полу в игровой зоне логопед выкладывает три обруча. Из непрозрачного пакета дети поочерёдно вынимают предметы игрушечной мебели, называют их и размещают внутри обруча, соответствующего количеству слогов используемого слова. Так игрушечные шкаф, стол, стул оказываются в первом обруче, ди-ван, крес-ло и пол-ка – во втором, а та-бу- рет и ку-шет-ка – в третьем.

    Упорядочивание темпа движений, синхронизация движений и речи, а также запоминание серии двигательных актов, совершенствование быстроты реакции на словесные инструкции и развитие двигательной координации успешно достигается на занятиях по физической культуре. Например, уточняя лексический материал по теме “Зимующие птицы” дети, услышав названия “си-ни-ца”, ”во-ро-бей”, “ ку-куш-ка” выполняют три подскока на обеих ногах, а названию “дя-тел” соответствуют два подскока. Поскольку дети с нарушениями речи часто страдают общей моторной недостаточностью, логопеду следует учитывать индивидуальные возможности своих воспитанников. Так, если ребёнок не может самостоятельно попрыгать, необходимо предложить ему опору: держаться за взрослого, своего товарища по игре или за спинку стула. Особенно важно применять эти приёмы, когда по правилам игры необходимо выполнять прыжки на одной ноге или совершать перепрыгивания через верёвочку, лежащую на полу.

    Совершенствованию речедвигательных возможностей способствует использование игр с мячом. Например, в игре “Смотри, не ошибись” каждый участник поочерёдно ловит мяч, брошенный логопедом и отбивает мяч о пол столько раз, сколько слогов в слове, названном педагогом. В усложнённом варианте этой игры логопед предъявляет каждому ребёнку картинку на закрепляемый звук, а тот проговаривает соответствующее слово по слогам и одновременно отбивает мяч о пол. В зависимости от возможностей детей выполняется бросок мяча о пол и ловля его двумя руками либо попеременное отбивание мяча правой и левой рукой.

    Аналогичный игровой приём используется при автоматизации исправляемых звуков в стихах, чистоговорках, потешках.

    На занятиях по лепке, рисованию, конструированию также возможно использование заданий, направленных на уточнение слоговой структуры слов. Например, логопед предлагает нарисовать на ветке столько орехов, сколько слогов в произнесённом слове. Или ребёнку следует вырезать из цветной бумаги и наклеить на ёлочку столько шариков, сколько раз логопед хлопнет в ладоши.

    В задании “ Весёлые гусеницы” дети лепят гусениц из такого количества шариков, которое соответствует количеству ударов в бубен, совершённых логопедом.

    По такому же принципу дети нанизывают бусины на леску, передвигают колёсики на счётах, выкладывают на столах геометрические фигуры.

    В игре “Африканские животные” предлагается послушать и воспроизвести количество услышанных звуков. Например, услышав один удар в барабан, дети показывают картинку, на которой изображён слон. Два предъявленных звука соответствуют слову “зеб-ра”, а три – слову “бе-ге-мот”.

    На прогулке возможно использование игры “На болоте”. Дети маршируют по кругу. Услышав один свисток логопеда, дети принимают позу цапли: стоят на одной ноге, руки разведены в стороны; услышав два свистка – позу лягушки: приседают на корточки с широко расставленными коленями; после трёх свистков продолжают маршировать по кругу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    использование дидактических игр для речевой активности дошкольников в различных видах деятельности

    Дидактические игры играют важную роль при постановке и автоматизации зву-ков, а также обогащают словарный запас у ребенка с недоразвитием речи. При проведении дидактических и пальчиковых игр развивают...

    ДОКЛАД на ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ на тему "Использование подвижных игр с дошкольниками в различных видах деятельности"

    Следует отметить, что здоровье ребенка дошкольного возраста – это динамичный процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Количество движений, которое производит ...

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста"

    Выступление на педагогическом совете на тему: Использование нестандартных методов и приемов при проведении режимных моментов в поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возрас...

    Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: "«Предметно-развивающая среда групп для развития двигательной активности детей»

    Важнейшими задачами современной дошкольной педагогической науки и практики являются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их...

    Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему:«Фольклор в развитии речи детей»

    Особое внимание в младшем возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Н.Ф. Виноградова В статье ...

    Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему:«Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

    laquo;Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находитпримеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое пок...

    Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

    Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в...