Коррекционно-развивающее занятие: квест – игра «Спешим на помощь Буратино!». «В поисках золотого ключика»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Кристева Наталья Павловна

На современном этапе модернизации российского образования крайне важной остается задача о коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Объясняется это тем, что тенденция ухудшения здоровья школьников приняла устойчивый характер.

 

Среди приоритетных направлений актуальным является создание психолого-педагогических условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности системы сопровождения образовательного процесса в коррекционном учреждении.

Эту комплексную помощь психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе осуществляют различные специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, школьные медицинские работники и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_0.docx471.47 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие: квест – игра

«Спешим на помощь Буратино!». «В поисках золотого ключика»

Цель: создание благоприятных условий для формирования и развития познавательных процессов: памяти, внимания, мыслительных операций у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Задачи:

- развивать сенсорные способности, закреплять обобщенные представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалах;

- уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира; закрепить лексическую тему «Транспорт»;

- закреплять понимание отношений между предметами (временные, пространственные, количественные);

- развивать конструктивные навыки, способствующие сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка;

- развивать элементарные математические представления и понятия, соответствующие возрасту; упражнять в прямом счете в пределах 5;

- закреплять навыки вычислительной деятельности, умение составлять и решать задачи;

- создавать условия для развития логического мышления, воображения, смекалки, зрительной памяти, внимания;

- развивать соответствующие возрасту навыки игровой деятельности (умения соблюдать правила игры в дидактических играх), а также элементы учебной деятельности;

- развивать тонкие движения рук и сенсомоторную координацию;

- создавать условия для снятия мышечного напряжения, нормализации тонуса мышц;

- развивать любознательность, познавательный интерес.

Ход занятия:

Введение сказочного персонажа

Дефектолог: Альберт, охранник мне сказал, что сегодня утром, когда на занятиях еще никого не было, к нам в сад приходил Буратино. Он был очень взволнован, оставил тебе вот такой шар и хотел о чем-то рассказать.

- Телефонный звонок. Нам кто-то звонит. (На экране появляется Буратино)

Дефектолог: Буратино, здравствуй! Ты оставил нам шар? что случилось?

Буратино: Н.П., Альберт, здравствуйте! Случилась беда! Карабас Барабас спрятал золотой ключик от потайной двери в этом шаре. Этот шар не простой, заколдованный, имеет пять разноцветных слоев, под каждым слоем задание. Карабас Барабас так и сказал: «Снимешь все слои, выполнишь все задания, получишь золотой ключик». Я сам не смогу справиться, Помогите мне, пожалуйста!

Дефектолог: Поможем, Альберт, Буратино?  (конечно, поможем).

Но прежде чем начать,  я хочу проверить, готов ли ты к трудностям. Я приготовила для тебя вопросы.

Задача: развивать память, сообразительность, внимание; умение думать.

Вопросы:

  1.  Сколько пальцев на руке?
  2. Колесо у машины круглое или треугольное?
  3.  Сколько огоньков у светофора?
  4. Сколько рабочих дней в неделе?
  5. В садике выходной в воскресенье или в понедельник?
  6. Сколько  у морской звезды лучей?

Молодец! Но  это была только разминка.

Начинаем, давай посмотрим, что таится под первым слоем.

1.Дефектолог: Снимай первый слой. Это какой цвет? Красный.

Работай аккуратно, пальцами, чтобы не повредить задание. Я тебе помогу. Скатай бумагу в комок и положи в корзину.

Картинка – условие задачи (транспорт в гараже)

Математическая задачка Карабас Барабас приготовил для нас математическую задачку, нам нужно выложить решение на математической доске фишками и цифрами. 

Задача: продолжать учить составлять и решать задачи на сложение в пределах 5 и закреплять знания о структуре задачи;

1.Две  машины стояли в гараже

Тут еще три в гараж приехали

 Сколько всего машин стало в гараже?

Что известно в задаче?
«Было 2 машины, приехали ещё три машины. (Одновременно выставляются фишки и цифры на математической доске).
То, что известно в задаче – это условие.

Что надо узнать в задаче? (Сколько стало машин?)
То, что надо узнать в задаче – это вопрос.
Вопрос всегда начинается со слова «сколько?”.

Теперь будем решать задачу.
Что сказано в условии? (было 2 машины, приехали ещё 3 машины).
Стало больше или меньше? Если стало больше, то какое действие надо выполнить? (сложение). ЖЕСТ прибавления

Какой знак надо поставить? (плюс) 2 + 3
Какой знак надо поставить, чтобы обозначить, что получится? (равно=).
Сколько стало машин? (…5 машин).
Читаем выражение: два плюс три равно пять ( 2 + 3 =5) .
Что такое 5? Это сколько машин стало в гараже. Вот это ответ на вопрос задачи.
Задача решена».

2. Дефектолог:  снимаем 2 слой? Какой это цвет? Оранжевый. 

Что прячется под вторым слоем?

Картинка – модели (цифр 1,3, 5) из цветных палочек.

Задача: 

А) развивать  конструктивные навыки, координацию движений, развивать воссоздающее воображение, фантазию;

 Б) уметь определять место цифры в числовом ряду, находить пропущенное число; соотносить количество движений с заданным числом.

           А) Задание: выложить из цветных палочек модели цифр 1, 3, 5;

    Физминутка

 Б) Задание: найди пропавшее число в числовом ряду, столько раз надо присесть (наклониться…)

А сейчас нам нужно размяться. Вставай, задвигай стул. Мы с тобой будем выполнять упражнения столько раз, сколько нам подскажет пропавшая цифра. Вот,  между 1 и 3, какая цифра потерялась (2) Сколько раз будем выполнять упражнение?  (2) Вспомнил нашу разминку?  Выполняем:

Два – тихонечко присесть.

На четыре - руки шире.

И нагнуться, потянуться

3.Дефектолог: снимаем 3 слой?  Цвет? Желтый.

Картинка – машина, которая развозит пиццу

Математическая игра «Пицца»

            Задача: закрепить понятия «часть-целое», количество, дифференциация понятий «больше- меньше», упражнять в умении определять пространственное расположение предметов на плоскости, отработать предлоги; работать согласно инструкции.

Что это за машина, которая на картинке?( Она развозит пиццу.)  Пицца у нас сегодня будет не простая, а математическая. А задание у нас приготовить пиццу по рецепту Карабаса Барабаса и разложить ингредиенты согласно инструкции:

На правый верхний кусок – 1 колбасу

На левый нижний кусок – 2 помидоры

На правый нижний кусок – 1 гриба

На левый верхний кусок – 1 перец

- Посчитай, пожалуйста, сколько всего ингредиентов на пицце? (5)

- На каком куске больше всего ингредиентов?

- какой кусочек пиццы ты взял бы себе? Бери. (выбирает)

- а я возьму (на один либо больше, либо меньше)

- сколько ингредиентов на твоем куске пиццы?

- а на моем?

- давай добавим на наши куски пиццы столько ингредиентов, чтобы получилось всего 5.

- на моем кусочке 1 грибочек уже есть, значит мне нужно добавить еще сколько ингредиентов , как ты думаешь? (еще 4) либо, давай будем добавлять по одному и считать, чтобы получилось 5. Сколько  всего добавил? (4)

            - добавляй!

- на твоем кусочке сколько ингредиентов? (2) сколько еще нужно добавить, чтобы получилось 5? (еще 3) либо, давай будем добавлять по одному и считать, чтобы получилось 5. Сколько  всего добавил? (3)

            - очень красивые куски пиццы получились!

А мы справились с заданием Карабаса Барабаса.

4. Дефектолог: снимаем 4 слой? Какой это цвет?  Зеленый

Картинка – Ледокол (Работа на интерактивном столе)

Что у нас нарисовано на картинке?  Это ледокол. Зачем  нужен ледокол? Правильно. Мы с тобой сейчас отправимся туда, где много льдов, где живут пингвины.

Игра: «Пингвин на Севере»

Задача: развивать устойчивость и переключение внимания, концентрацию внимания, развивать память.

 

Релаксация. Массаж лица и рук. (опыт работы М.Ю.Картушиной.)

Задача: - создавать условия для снятия мышечного напряжения;

Дефектолог: Мы с тобой побывали на Севере. Лицо, руки замерзли. Предлагаю погреться в теплом мягком кресле. Пойдем. (сажаю в кресло, самомассаж лица и рук по показу).

Ручки растираем   -                   Ребенок потирает ладони.

И разогреваем,       -                   Хлопает в ладоши.

И лицо теплом своим

Нежно умываем.    -                   Разогретыми ладошками проводит по лицу сверху вниз.

Пальчики сгребают

Все плохие мысли,   -               Проводит пальцами от середины лба к вискам.

Ушки растираем

Сверху вниз мы быстро.   -    Растирает пальцами ушные раковины по краю сверху вниз.

Их вперед сгибаем,              -    Сгибает руками ушные раковины вперед.

Тянем вниз за мочки,          -                     Оттягивает уши вниз за мочки.

А потом руками

Трогаем мы щечки.              -                       Легко похлопывает щеки ладошками.

Щечки разминаем, чтобы надувались -    разминаем щеки круговыми движениями.

Губки разминаем, чтобы улыбались.

5. Дефектолог: снимаем последний 5 слой? Какой цвет последний? Фиолетовый.

Картинка – маленькая модель: (небо-земля-вода)

Игра «Подскажи словечко».

Мешочек: внутри игрушки – отгадки.

Задача: развивать умение отгадывать загадки, подбирать нужное слово, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста, развивать воображение, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Дефектолог: А в конце Карабас Барабас приготовил для тебя загадки. Нужно отгадать последние слова, найти отгадку в мешочке на ощупь и поставить на нужное место. 

 Давай мы с тобой вспомним, какой транспорт бывает? (модель: небо- земля-вода) Лексическая тема «Транспорт».

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это?… (Ответ: Вертолет) воздушный транспорт

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном… (Ответ: Корабле) водный транспорт

Я тяжёлый, я большой,

Знаешь, мощный я какой!

Грузы я возить привык.

Кто, скажи, я?… (Ответ: Грузовик) наземный транспорт

Выезжаем на природу!

Будем изучать погоду!

Собираем карты, глобус

И садимся на… (Ответ: Автобус) наземный транспорт

Быстро в небе проплывает,

Обгоняя птиц полёт.

Человек им управляет.

Что такое?... (Самолёт) воздушный транспорт

Отлично!

Дефектолог: вот мы с тобой и открыли все слои, выполнили все задания, доставай ключ! Вот он! Нужно, наверно, скорее сообщить Буратино? А как же это сделать? (Позвонить ему).

- Точно.  (звонок Буратино)

Альберт: Буратино, мы открыли все слои, выполнили все задания Карабаса Барабаса и достали ключ. Вот он (показывает).

Буратино: Ты молодец, ты очень старался!  Альберт, ты мне очень помог и я хочу своему помощнику подарить подарок. Посмотри, там за нарисованным очагом находится потайная дверь, открывай скорее ее.

Ой, и здесь Карабас Барабас придумал уловку. Необходимо найти тот замок, к которому бы подошел этот ключ и тогда мы откроем потайную дверь.

- Вот этот замок.

Буратино: Открывай!

(за дверью….? И подарок …..?)

- Спасибо, Буратино. До новых встреч!

Рефлексия:

Скажи пожалуйста, задания Карабаса Барабаса понравились тебе? Какое было сложнее всего решить? Какое задание тебе запомнилось больше всего?

https://artnow.ru/img/108000/108764.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/5903/marinkop.1a/0_4a489_28428397_XL.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие "Поиски золотого ключика для Буратино»

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:• Закреплять правильное произношение звука [Р]  изоли...

Сценарий праздника. Квест-игра "В поисках золотого ключика"

В сентябре мы  проводили праздник  в виде увлекательной  квест-игры. Детям очень понравилось!...

Спортивно-развлекательный Квест в ДОУ «В поисках золотого ключика»

Спортивно-развлекательный квест в ДОУ«В поисках золотого ключика»(для детей подготовительных к школе групп)....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в форме игры квеста «В поисках золотого ключика»

образовательная деятельность с детьми старшей группы по ознакомлению со свойствам магнита...

Квест - игра:: "Спешим на помощь Буратино"

Цель: закрепление элементарных математических представлений.Задачи:- закреплять умение считать парами в пределах 10, понятие «соседей» числа в пределах до 10;- закреплять умение выполнять ...