Пять способов для общения с невербальным ребёнком
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

Давайте начнем с того, что мы знаем из научных исследований о невербальных людях. Данные исследований подтверждают тот факт, что окружающие гораздо меньше разговаривают с невербальными людьми.Чем меньше с вами разговаривают люди вокруг вас, тем меньше вы учитесь, и тем меньше у вас возможностей для развития навыков коммуникации. Очевидно, что это делает плохую ситуацию еще хуже.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_sposobov_obshcheniya.docx183.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

Консультация в методический вестник

«Пять способов для общения с невербальным ребёнком »

Подготовил: Данилова Е.Н.,

воспитатель

2023

Давайте начнем с того, что мы знаем из научных исследований о невербальных людях. Данные исследований подтверждают тот факт, что окружающие гораздо меньше разговаривают с невербальными людьми.

Другие исследования предполагают, что если у человека есть способ коммуникации с помощью речи, изображений, генерирующего речь устройства или других средств, то люди начинают говорить с ним или с ней гораздо больше.
Чем меньше с вами разговаривают люди вокруг вас, тем меньше вы учитесь, и тем меньше у вас возможностей для развития навыков коммуникации. Очевидно, что это делает плохую ситуацию еще хуже.

Другие исследования говорят о том, что мы склонны недооценивать учебные навыки и знания невербальных людей. В результате, планка для них оказывается ниже их способностей. При разговоре с ними люди не пользуются сложным языком.

Мы также знаем на основе исследований, что если наши ученики невербальны и пользуются устройством, картинками или жестами, то очень важно, чтобы мы, разговаривая с ними, одновременно пользовались теми же средствами, моделируя для них коммуникацию.

На основе этих данных я предлагаю пять рекомендаций для повышения вовлеченности и развития коммуникации невербальных детей в образовательных учреждениях. Эти советы также помогут их ровесникам и другим взрослым воспринимать их как партнеров по коммуникации.

Эти стратегии особенно важны, если вы уже замечали, что сотрудники учреждения и другие дети игнорируют невербального ребенка и не пытаются с ним взаимодействовать.

1. Разговаривайте с ребенком

В первую очередь, вам важно говорить с учеником так, как будто это нейротипичный ребенок. Не менее важно включать его в наши разговоры с другими учениками. Таким образом мы сообщаем другим детям, что в нашем классе или группе этот ребенок является партнером по коммуникации – с ним можно и нужно разговаривать.

Мы можем делать это разными способами. Можно задать ребенку вопрос, на который можно ответить невербально. Даже если ребенок еще не овладел в достаточной мере альтернативным методом коммуникации, мы можем задавать ему вопросы. Например, возможно, ребенок умеет отвечать «да» и «нет». Может быть, мы можем показать ему несколько изображений на одной доске, чтобы он указал на одно из них.

Даже если ребенок не умеет различать изображения, мы можем использовать обмен изображениями – мы даем ему одну картинку и задаем вопрос, на который он сможет ответить, указав на эту одну картинку. Таким образом, мы создаем для него безошибочные условия. Мы сообщаем другим детям, что он вступает в общение. Ребенок участвует в обучении вместе с другими детьми, и другие дети понимают, что его можно включать в коммуникацию.

2. Целенаправленно учите ровесников ребенка разговаривать с ним

Нам обязательно нужно убедиться, что мы активно обучаем ровесников, говорим с другими учениками, напоминаем, что даже если он или она не может говорить, это не значит, что мы не должны говорить с ним или с ней. Если вы сами подаете пример, им будет несложно это запомнить. Так что очень важно, чтобы мы доносили до них этот урок и всячески подчеркивали его.

Для обучения ровесников мы можем использовать книги и, ну да, просто писать собственные социальные истории. Мы можем читать с ними социальную историю и обсуждать, как говорить с тем, кто не говорит в ответ.

3. Обращайтесь к ребенку напрямую, никогда не говорите так, как будто он вас не понимает

Мы должны быть очень осторожны и не обсуждать ребенка в его присутствии. Опять же, если он не говорит, то это не значит, что он ничего не понимает. Даже если его уровень понимания речи очень низкий, он все равно может уловить ваш тон, язык тела, отдельные слова и так далее.

В противном случае, мы сообщаем ребенку: «Мы считаем, что тебя здесь нет, ты для нас не существуешь». Всегда задавайтесь вопросом: вы бы стали говорить это в присутствии нейротипичного ребенка? Всегда обращайте на это внимание других взрослых, убедитесь, что в вашем учреждении все сотрудники это осознают. Мы должны целенаправленно им это объяснять и проверять, действительно ли это правило им понятно.

4. Найдите для ребенка роль, которая не требует речи

Пусть ребенок выполняет в классе или группе роль, которая не требует речи. Например, в начале дня он может показывать на календаре, какая сегодня дата и день недели.

Подумайте о своем ежедневном расписании и придумайте хотя бы один способ, с помощью которого ученик может принимать активное участие во время каждого урока или занятия. Что он может делать помимо того, чтобы просто сидеть и слушать?

Вы можете использовать для этого устройство с генерацией речи. Например, он может нажимать на устройстве кнопки, чтобы озвучить текст из книги, которую вы читаете вместе. В этом случае вы читаете, подходите к определенной фразе, он нажимает кнопку, и он читает!

Вы также можете использовать устройство для того, чтобы он мог рассказать, как у него дела сегодня утром, какое сегодня число и какая погода за окном.

Также не обязательно, чтобы это было личное устройство ребенка. Подойдет один устаревший, но большой планшет или устройство для генерации речи, на котором есть хотя бы одна кнопка.

5. Самое главное: обеспечьте ученика инструментами для коммуникации

Возможно, для этого понадобится консультация эксперта по альтернативной коммуникации, который сможет подобрать устройство или другой метод, подходящий для этого ребенка лучше всего. Может быть, вы начнете с изображений и системы PECS. Важно, чтобы эта система была доступна ученику на протяжении всего дня.

Но возможно вам будет проще начать с чего-то вроде системы PECS. Но даже если пока выбор системы альтернативной коммуникации остается открытым вопросом, вам важно придумать, как ребенок будет вступать в коммуникацию регулярно и на протяжении всего дня.

Так что иногда достаточно дать ученику голос, и даже если он не пользуется этим средством коммуникации так эффективно, как нам бы хотелось, это влияет на ожидания других людей от него. И тогда у него или нее появляется больше возможностей для практики в коммуникации и речи. Появляется больше возможностей для общения, дружбы и многого другого. Так что это еще одна причина, почему мне так близка эта тема


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

55 способов общения с неслышащим ребёнком.

Это пособие использую для подготовки и проведения занятий. Посмотрите,интересно!...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЯТЬ СПОСОБОВ УКРЕПИТЬ ИММУНИТЕТ РЕБЁНКА ОСЕНЬЮ»

Иммунитет – это сложная система, в работе которой задействован ряд органов. Укрепление иммунитета равносильно укреплению организма в целом, налаживанию работы всех его систем.Говорить о закалива...

5 способов общения с невербальными детьми

На основе наблюдений можно сказать, что дети без устной речи подвергаются изоляции в нашем обществе.  На самом деле, мы склонны думать, что они не могут понимать то, что мы говорим. И мы перестае...

Консультация для родителей "Способы неконфликтного общения родителей с ребёнком"

Консультация для родителей "Способы неконфликтного общения для родителей"...

Пять способов для общения с невербальным ребёнком

На основе наблюдений можно сказать, что дети без устной речи подвергаются изоляции в нашем обществе.  На самом деле, мы склонны думать, что они не могут понимать то, что мы говорим. И мы перестае...

Анализ анкетирования родителей «О способах воспитания и общения родителей с ребёнком»

Анкетирование — важный аспект для получения необходимой информации о ребенке, его потребностях и особенностях....