5 способов общения с невербальными детьми
консультация по коррекционной педагогике

Данилова Елена Николаевна

На основе наблюдений можно сказать, что дети без устной речи подвергаются изоляции в нашем обществе.  На самом деле, мы склонны думать, что они не могут понимать то, что мы говорим. И мы перестаем разговаривать с ними. Это значит, что ребенок, который и так уже изолирован из-за собственных речевых проблем, по сути, окружается молчанием и люди рядом не вступают с ним во взаимодействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пять способов для общения

с невербальным ребёнком с аутизмом

 На основе наблюдений можно сказать, что дети без устной речи подвергаются изоляции в нашем обществе.  На самом деле, мы склонны думать, что они не могут понимать то, что мы говорим. И мы перестаем разговаривать с ними. Это значит, что ребенок, который и так уже изолирован из-за собственных речевых проблем, по сути, окружается молчанием и люди рядом не вступают с ним во взаимодействие.

И эта установка пропитывает все аспекты нашего общества. Я считаю, что это установка, которую мы сами порою внушаем детям. И нам нужно относиться к этому с огромной осторожностью.

Самый распространенный вопрос: «Как мне работать с ребенком, который не говорит?» У многих из нас есть ученики, которые не говорят и не имеют эффективных средств коммуникации. Мы также можем работать с учениками, которые пользуются альтернативными средствами коммуникации, например, приложением на планшете, картинками или жестовым языком.

Вот рекомендации того, как продолжать развивать коммуникацию наших невербальных детей, а также как взаимодействовать с ними и добиваться их включения в группу с говорящими детьми.

Чем меньше с вами разговаривают люди вокруг вас, тем меньше вы учитесь, и тем меньше у вас возможностей для развития навыков коммуникации. Очевидно, что это делает плохую ситуацию еще хуже.

Мы также знаем на основе исследований, что если наши ученики невербальные и пользуются устройством, картинками или жестами, то очень важно, чтобы мы, разговаривая с ними, одновременно пользовались теми же средствами, моделируя для них коммуникацию.

Пять рекомендаций для повышения вовлеченности и развития коммуникации невербальных детей в образовательных учреждениях. Эти советы также помогут их ровесникам и другим взрослым воспринимать их как партнеров по коммуникации.

1. Разговаривайте с ребенком

В первую очередь, вам важно говорить с учеником так, как будто это нейротипичный ребенок. Не менее важно включать его в наши разговоры с другими учениками. Таким образом мы сообщаем другим детям, что в нашем классе или группе этот ребенок является партнером по коммуникации – с ним можно и нужно разговаривать.

Мы можем делать это разными способами. Можно задать ребенку вопрос, на который можно ответить невербально. Даже если ребенок еще не овладел в достаточной мере альтернативным методом коммуникации, мы можем задавать ему вопросы. Например, возможно, ребенок умеет отвечать «да» и «нет». Может быть, мы можем показать ему несколько изображений на одной доске, чтобы он указал на одно из них.

Даже если ребенок не умеет различать изображения, мы можем использовать обмен изображениями – мы даем ему одну картинку и задаем вопрос, на который он сможет ответить, указав на эту одну картинку. Таким образом, мы создаем для него безошибочные условия.

2. Целенаправленно учите ровесников ребенка разговаривать с ним

Нам обязательно нужно убедиться, что мы активно обучаем ровесников, говорим с другими учениками, напоминаем, что даже если он или она не может говорить, это не значит, что мы не должны говорить с ним или с ней. Если вы сами подаете пример, им будет несложно это запомнить. Так что очень важно, чтобы мы доносили до них этот урок и всячески подчеркивали его.

3. Обращайтесь к ребенку напрямую, никогда не говорите так, как будто он вас не понимает

Мы должны быть очень осторожны и не обсуждать ребенка в его присутствии. Опять же, если он не говорит, то это не значит, что он ничего не понимает. Даже если его уровень понимания речи очень низкий, он все равно может уловить ваш тон, язык тела, отдельные слова и так далее.

Всегда обращайте на это внимание других взрослых, убедитесь, что в вашем учреждении все сотрудники это осознают. Мы должны целенаправленно им это объяснять и проверять, действительно ли это правило им понятно.

4. Найдите для ребенка роль, которая не требует речи

Пусть ребенок выполняет в классе или группе роль, которая не требует речи. Например, в начале дня он может показывать на календаре, какая сегодня дата и день недели.

Подумайте о своем ежедневном расписании и придумайте хотя бы один способ, с помощью которого ученик может принимать активное участие во время каждого урока или занятия. Что он может делать помимо того, чтобы просто сидеть и слушать?

5. Самое главное: обеспечьте ученика инструментами для коммуникации

Возможно, для этого понадобится консультация эксперта по альтернативной коммуникации, который сможет подобрать устройство или другой метод, подходящий для этого ребенка лучше всего. Может быть, вы начнете с изображений и системы PECS. Важно, чтобы эта система была доступна ученику на протяжении всего дня.

Но возможно вам будет проще начать с чего-то вроде системы PECS. Но даже если пока выбор системы альтернативной коммуникации остается открытым вопросом, вам важно придумать, как ребенок будет вступать в коммуникацию регулярно и на протяжении всего дня.

Так что иногда достаточно дать ученику голос, и даже если он не пользуется этим средством коммуникации так эффективно, как нам бы хотелось, это влияет на ожидания других людей от него. И тогда у него или нее появляется больше возможностей для практики в коммуникации и речи. Появляется больше возможностей для общения, дружбы и многого другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация невербальных способов общения как метод профилактики заикания детей младшего дошкольного возраста

Особое значение в работе логопеда уделяется просветительской деятельности, одним из направлений которой является профилактика заикания детей младшего дошкольного возраста....

Эффективные способы общения с маленькими детьми

Разговор с детьми подразумевает собой обмен словами, идеями и чувствами между двумя людьми. Общение, это то, что мы говорим и как мы это говорим. Мы общаемся взглядами, действиями, молчанием, а также ...

Эффективные способы общения родителей с детьми

Формулы эффективного общения с детьми...

Пять способов для общения с невербальным ребёнком

На основе наблюдений можно сказать, что дети без устной речи подвергаются изоляции в нашем обществе.  На самом деле, мы склонны думать, что они не могут понимать то, что мы говорим. И мы перестае...

Пять способов для общения с невербальным ребёнком

Давайте начнем с того, что мы знаем из научных исследований о невербальных людях. Данные исследований подтверждают тот факт, что окружающие гораздо меньше разговаривают с невербальными людьми.Чем мень...