Система PECS как способ невербального общения с неговорщими детьми
статья

Обобщение опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МОНЧЕГОРСКА.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА».

СИСТЕМА PECS КАК СПОСОБ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Воспитатель

Довженко Юлия Анатольевна

Соответствие занимаемой должности

2019

СИСТЕМА PECS КАК СПОСОБ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у дошкольников с ОВЗ имеет особую значимость в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или в частности ее коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребенком. Вместе с тем несформированность речевых навыков ведет к огромной пропасти в понимании ребенка окружающими. Неумение ребенком выразить свои желания и просьбы чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения, выполняющего функцию «потребности». Например, нормально развивающийся ребенок попросит: «Мама, купи мороженое», в то время как, ребенок  с отсутствием коммуникативной речи, вполне вероятно, начнет кричать в магазине, топать ногами, валяться на полу. В таком случае, станет намного проще, если, ребенок, научившись «общаться» с помощью карточек, «обменяет» картинку, на любимое лакомство.

Умение общаться играет весомую роль не только в рамках выражения своих потребностей, но и умении полноценно общаться со взрослыми и со сверстниками в целом.

В нашем саду функционирует группа ЗПР для детей с особенностями в развитии. В связи с тем, что большая часть детей в группе не могут общаться традиционным способом, перед нами встала проблема взаимодействия этих детей с окружающими.

Существует множество методик развития коммуникации и межличностного общения неговорящих детей. Одной из эффективных методик является  альтернативная система коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS), которую мы используем  в нашем саду.

PECS (PictureExchangeCommunicationSystem), или Коммуникационная система обмена изображениями была разработана в конце 80-х гг. доктором Эндрю Бонди и его помощником Лори А. Фрост.

Целью системы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие, т.е. дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов. А также, уменьшение моментов нежелательного поведения такого как крики, кусание, щипание, ползание по мебели.

Как правило, с системой коммуникации и развития речи с помощью карточек (PECS) начинают знакомить детей с различными нарушениями младше пяти лет; проводят ее в виде тренинга, который можно проводить как в образовательном учреждении, так и дома. С целью успешного овладения альтернативной коммуникативной системой обмена изображениями последовательно проводятся следующие шесть этапов обучения.

Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет).  Они станут основой для дальнейшего обучения ребенка.

Стадия первичного обучения – осуществляется физический обмен картинки на предмет. Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше – вкусовые или вещевые. Педагог привлекает внимание ребенка на любимый предмет и осуществляет его обмен на карточку (изображение этого предмета). Идеальный вариант – когда происходит приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Вначале добавляются имена существительные и вводятся простые глаголы такие как «дай», «хочу».

 Вторая стадия обучения – обучение ребенка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с набором карточек и коммуникационное поле (полоска) , на которое ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Как только ребенок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают. Ребенку  нужно дать четко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнера до обмена картинками. В крайнем случае, можно прибегнуть к помощи второго педагога.

Третья стадия обучения – выбор двух-трех различных картинок, обучение распознавать, что изображено на карточке. Результаты фиксируют в дневник наблюдений: действительно ли ребенок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии – это ошибка распознавания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов. Важная составная часть – научить ребенка находить нужную карточку в книге. На этом этапе обучения нельзя переходить к следующему этапу до тех пор, пока результаты в дневнике наблюдений не будут положительными.

Четвертая стадия обучения – обучение составлять предложения из карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)», также используется техника «обратной цепочки». Ребенка учат просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативной книге ученика содержится, как правило, 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнерами.

Пятая стадия обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.

1. Обучение ответу на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?»

2. Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.

На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожее/разное, сезоны, обобщающие понятия, время суток и дела в это время, посещение разных мест и правила поведения там, обучение буквенному составу слова, развитие понимания эмоций и т.п.

Шестая стадия обучения – обучение делать комментарии при помощи карточек. Ребенок должен адекватно отвечать на заданные в случайном порядке вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращается не столько на требование вещи / деятельности, сколько на назывании данного явления. В начале, педагог действует так же, как и на предыдущих этапах: задает вопрос, например: «Что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает.

Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться. Зачастую спонтанные комментарии трудно даются воспитанникам, имеющим небольшой опыт общения с помощью системы PECS. Работа с такими детьми должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя остальными общее направление.

На практике введение системы PECS бывает сопряжено с некоторыми трудностями, которые не позволяют ребенку последовательно продвигаться в приобретении данного навыка. Причиной этому служит не в затруднения самого ребенка, а в неправильные действия родителей и педагогов. Ошибки бывают следующие:

1. Страх. При малейшей неуспешности в приобретении навыка обмена карточками родители отказываются от данной системы и возвращаются к занятиям по имитации звуков, озвучиванию всех происходящих событий. Опасения возникают на основе уверенности в том, что само по себе развитие навыка звукопроизношения приведет к общению.


2. Закрепление «не коммуникативных» действий. На практике встречаются помощники, которые не дожидаются инициативы ребенка, а тянутся вместе с его рукой к карточке (без его внутренней мотивации). Отсюда, ребенок не будет ими пользоваться, когда он хочет что-нибудь получить, и будет зависеть от подсказки взрослых. Также существует проблема закрепления нежелательного поведения со стороны взрослого. Взрослый сталкиваясь с криками, истериками отходит от системы PECS, давая ребенку требуемый предмет, тем самым закрепляя у него в сознании, что нежелательное поведение приводит к результату.

3. Слишком быстрый переход к этапу различения карточек. Пренебрежение вторым этапом обучения, и слишком быстрый переход на последующие этапы часто затрудняет обобщение данного навыка, и приводит к ограниченному использованию карточек.

4. Ограниченная среда обучения. Очень важно позаботиться о том, чтобы коммуникативная книга сопровождала ребенка везде, чтобы дать ему возможность проявить инициативу и обратиться с просьбой в любой момент.

5. Сосредоточение на еде или пищевых поощрениях. Ограниченный набор карточек для просьб мотивационных стимулов часто не позволяет навыкам коммуникации последовательно развиваться. В данном случае общение становится принужденным и бессмысленным.

7. Зависимость от подсказок. Инициатива ребенка не должна гаситься словесными инструкциями и подсказками взрослого.

8. Требование речевых реакций в процессе использования карточек. Как только у ребенка разовьются навыки имитации речи, и он сможет бегло повторять звуки, слоги и слова в отдельном упражнении на имитацию, он сам, абсолютно спонтанно и без нажима начнет произносить слова одновременно с подачей карточек. Но не нужно сразу ожидать от него таких результатов.

9. Ограничение доступа к карточкам или убирание карточек. Чтобы ограничить использование предмета, нельзя убирать карточку – просто нужно научиться говорить ребенку «Нет» на его назойливые просьбы.

В нашем саду Мы используем систему PECS с января 2019 года. Обучение  по системе проводится с шестью детьми. С каждым ребенком в индивидуальной форме.  Помощь в обучении оказывает младший воспитатель. Все они находятся на разной стадии обучения в силу своих индивидуальных особенностей. На конец  2018-2019 учебного года все воспитанники успешно освоили данную систему. За это время были сделаны коммуникативные книги домой, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно.  Также сделаны пособия визуального расписания для занятий в группе, что позволяет ребенку четко понимать, что за чем следует и что он будет выполнять в данный момент. Практика показывает, что данная методика успешно влияет на развитие детей не только в коммуникативном, но и в познавательном и речевом развитии. У детей появилась заинтересованность в предлагаемых педагогами видах деятельности, также они стали  проявлять инициативу и просить у педагога то, чем желают заниматься в данный момент (поливать цветы, рисовать красками, рассматривать картинки и т.д.)  Также данная методика благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребенка и в поведенческой сфере. Дети стали более спокойно реагировать на смену деятельности, уменьшилось количество криков, истерик,  щипания, ползания по мебели.

Дальнейшее обучение планируем продолжать и добиваться новых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков невербального общения дошкольников.

Сборник игр по формированию невербальных форм общения старших дошкольников....

Рекомендации по развитию невербального общения ребенка дошкольного возраста.

Некоторые игры, направленные на развитие невербального общения дошкольников....

Реферат "Технология эффективного невербального общения"

В ситуации языкового дефицита (отсутствие общих языковых средств) можно общаться при помощи средств невербальных (несловесных). Они появились гораздо раньше речи, поэтому их иногда называют естественн...

Способы неконфликтного общения родителей с детьми

Способы неконфликтного общения родителей с детьми...

Консультация для родителей "Использование метода альтернативной коммуникации при помощи карточек «PECS» для развития навыков общения у неговорящих детей"

Представляю вашему вниманию метода альтернативной коммуникации при помощи карточек PECS для детей с РАС...

Пять способов для общения с невербальным ребёнком

На основе наблюдений можно сказать, что дети без устной речи подвергаются изоляции в нашем обществе.  На самом деле, мы склонны думать, что они не могут понимать то, что мы говорим. И мы перестае...

Пять способов для общения с невербальным ребёнком

Давайте начнем с того, что мы знаем из научных исследований о невербальных людях. Данные исследований подтверждают тот факт, что окружающие гораздо меньше разговаривают с невербальными людьми.Чем мень...