Презентация "Вербальные и невербальные способы общения с детьми с синдромом Дауна"
презентация по коррекционной педагогике

Поршнева Анастасия Дмитриевна

презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл verabalnye_i_neverbalnye.pptx346.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности вербального и невербального общения детей с синдромом Дауна

Слайд 2

Понятие синдрома Дауна Синдром Дауна – форма геномной патологии, заключающейся в том, что в кариотипе, то есть в полном наборе хромосом человека находится 47 хромосом против 46 хромосом генетически здорового человека.

Слайд 3

Общение – это процесс, в ходе которого человек формулирует и передает другому человеку сообщение, а тот его принимает и расшифровывает. Теперь важно задуматься, всегда ли неговорящий ребенок может понять обращенную к нему речь. Конечно, далеко не всегда. Здесь важно не забывать, что общение происходит не только с помощью слов, но и на языке жестов, мимики, знаков, телодвижений. Если ребенок показывается на игрушку или берет ложку – это уже коммуникация. Плачет он, смеется, кричит, или топает ногами – это тоже коммуникация Поэтому взрослому важно владеть поддерживающей коммуникацией, которая на определенных этапах речевого развития ребенка является основной. Что входит в это понятие и как поддерживающую коммуникацию использовать в общении с детьми с синдромом Дауна?

Слайд 4

Факторы влияющие на развитие речи детей с синдромом Дауна Анатомо-физиологические особенности речевого аппарата; Нарушение общего и речевого дыхания; Нарушение голоса и мелодико-интонационные расстройства; Особенности слуха; Офтальмологические проблемы; Несформированность психических функций; Неравномерное развитие речевых навыков; Трудности в построении предложений и усвоении грамматического строя.

Слайд 5

Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой, на котором строится общение с ребенком. Мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения – все это должно подкреплять и стимулировать речевую коммуникацию. Остановимся более подробно на некоторых средствах . МИМИКА Ученые, которые занимаются проблемами коммуникации, обнаружили, что смысл послания примерно на 35–40% передается выражением лица. Мимика – это важнейшая составляющая процесса общения с ребенком с синдромом Дауна с первых дней его рождения и на протяжении всей жизни. Мощным стимулом в общении является зрительный контакт. Здесь очень важно следить, чтобы выражение лица взрослого соответствовало тому посланию, которое передается . Взрослые просто обязаны все послания, которые они адресуют ребенку, подкреплять яркой насыщенной мимикой. Но также они должны постоянно совершенствоваться в понимании и считывании мимической информации с лица малыша, поощрять и стимулировать такое общение. Выражение лица, глаз может многое рассказать о ребенке, его состоянии и самочувствии. От понимания этого взрослым во многом зависит, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать.

Слайд 6

Телодвижения, пантомимика По степени появления познавательные процессы можно выстроить в следующем порядке: – восприятие, – движение, – память, – внимание, – речь. Чтобы заложить основу для речевого развития ребенка, нужно пройти довольно долгий путь формирования психических процессов. Здесь все звенья между собой связаны, и выпадение или не сформированность одного из них препятствует процессу возникновения речи. Другими словами, нельзя перепрыгнуть с первой ступеньки на пятую и получить желанный результат. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием речи.

Слайд 7

Малыш с синдромом Дауна еще не может показать вам какой-либо жест или произнести слово, но его поза, движение корпуса, рук, ног, головы могут о многом вам поведать, надо только научиться считывать информацию с внешнего облика ребенка. Движения ребенка являются средством передачи посланий, и мы должны интерпретировать его поведение как коммуникативное. Даже самые простые телодвижения, которые используются во время общения, необходимо стимулировать и поощрять. Ребенок протягивает руку на слово «здравствуй», отрицательно качает головой из стороны в сторону, демонстрируя «нет», кивает головой на «да», – всё это говорит о его стремлении идти на контакт и выражать свои чувства и желания. Как только ребенок овладеет хотя бы несколькими движениями, он с удовольствием будет включать их в свои контакты. Очень важно на самых первых этапах поддержать эту коммуникацию, и взрослым надо сопровождать свою речь телодвижениями, которые малыш наверняка попытается повторить. Все стишки, сказки, просто беседы с ребенком необходимо разыгрывать и подкреплять движениями. Движения телом, головой, руками, ногами оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Слайд 8

Альтернативные формы общения помогают ребенку познавать окружающий мир, позволяют налаживать отношения с ним . Что нужно для того, чтобы ребенок захотел говорить? • Должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении. • Оба собеседника должны быть «настроены на одну волну», т. е. сосредоточены на одной теме. • Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка. • Важна благожелательность взрослого, который вступает в диалог с ребенком. • Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация невербальных способов общения как метод профилактики заикания детей младшего дошкольного возраста

Особое значение в работе логопеда уделяется просветительской деятельности, одним из направлений которой является профилактика заикания детей младшего дошкольного возраста....

Направления работы коррекционно – воспитательной работы с детьми с синдромом Дауна.

1.Социально-эмоциональное развитие. — основная цель - вхождение ребенка в коллектив сверстников, формирование системы взаимоотношений с детьми и взрослыми, иными словами, при групповой форме рабо...

Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный»   Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...

Комплексный подход в логопедической работе с детьми с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка.

Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями.Логопедическая работа строится на подборе наиболее эффективных методов, приемов, средств, способствующи...

Проект программы "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна

Проект программы "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна...

Диссеминация опыта по программе "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна

Диссеминация опыта по программе "У нас всё получиться" с детьми с синдромом Дауна...

Особенности общения с ребенком с синдромом Дауна.

Понятие синдрома Дауна. Педагогическое общение с ребенком с синдромом Дауна. Ребенок с синдромом Дауна в детском коллективе....