Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»
консультация по коррекционной педагогике по теме

Демчук Ольга Валерьевна

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»

филиал « Набережночелнинский дом ребенка

специализированный»

 

 

 

Выступление

«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на  ранних этапах развития»

 

                                                                                                                   Учитель-дефектолог:

                                                                                                     Демчук О.В.

 

                                                                                                   

 

г. Набережные Челны

2014 год

 

 

Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на  ранних этапах.

Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. Обладание элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто дети с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими детьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире.  Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как 6-7 годам, так и 10-12 годам.

Дети различают звуки с самого раннего возраста, и в первые месяцы жизни ребенка взрослому важно четко повторять различные слоги долго протягивая гласные звуки. Это является основой для речевого развития на более поздних стадиях, поэтому необходимо стимулировать у них слушание речевых и неречевых звуков, а в дальнейшем фокусировать их внимание на различных источниках звуков.

 Нужно играть со звуками - длинными и короткими, громкими и тихими, привычными и непривычными. Играть с «мелодиями» и вариациями тона голоса, когда общаемся с малышом. Стараться, чтобы выражение лица и поза соответствовали тону (слайд семья)

        И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в кругу его внимания. Во время кормления можно привлечь его внимание к чашке, ложке, тарелке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем дети успеют выразить их жестом или «словом».

Очень важно использовать жесты, мимику, эмоции в общении с ребенком. Эмоциональное общение оказывает влияние на формирование всех сторон психики ребенка. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему.

 Уже в раннем возрасте необходимо развивать слуховое внимание. Начиная с 7-8 месяцев, ребенок может определить направление звука - колокольчика, дудочки, погремушки.

 Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится. Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки.

(Слайд артикуляция) После шести месяцев нужно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Также необходимо проводить логопедический массаж, пассивно-активную гимнастику мимических мышц и артикуляционного аппарата и пассивно-активную гимнастику на дистальные отделы. В работе можно использовать, зубную щетку, массажную щетку для «пробуждающего» давления язычка. Логопедический массаж лучше проводить курсами. Количество сеансов зависит от степени выраженного дефекта.

1.Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата (элементы фонетической ритмики).

 2.Пассивно-активная гимнастика на дистальные органы.

 (слайд) В работе с детьми до 1,5 лет на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учим понимать слова, обозначающие людей, предметы и элементарные действия, а также понимать простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать их и выполнять.

 Учиться разговорной речи ребенок может где угодно. В любом случае: планируем мы свои уроки, или нет. Занятия, должны проводиться на фоне повседневной деятельности или в процессе игры. Научиться, говорить можно только, разговаривая. Все попытки заставить ребенка говорить ни к чему не приводят. Может пройти много времени, прежде чем малыш скажет свои первые даже не короткие слова, а кусочки слов, их фрагменты.

 Невозможно представить себе, как можно растить и обучать ребенка без книг. При обучении ребенка с синдромом Дауна, работа над книгой приобретает совершенно особое значение и занимает в этом процессе особое место. Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его.  Его первые книжки - это книжки-раскладушки, в них почти нет текста, зато картинки во всю страницу - крупные, яркие, привлекающие внимание малыша. Иногда лучше начать не с книг, а с карточек. Утром и вечером называть изображенный предмет. Постоянно дополнять рисунок деталями - у дома появляются окна, затем дверь, труба.

Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Шевеля губами, проговаривать слово про себя, или произносить первый звук этого слова.

 Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого.

 Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т.д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря - и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова.

 Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос потому, что он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать.

 Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным.

 Если обучение речи начинается достаточно рано, до того как с большим опозданием ребенок начинает говорить самостоятельно, то процессы психофизического и речевого развития проходят более или менее параллельно, а лучше сказать - они будут взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В этом вопросе нам помогает программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» и (Слайд) программа «Обучение через игру» разработанная Санкт- Петербургским институтом раннего вмешательства.

 

 

Литература.

1.           Есипова Т.П., Кобекова Е.А., Мерковская А.В. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей.- Новосибирск, 2008.

2.   Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии. Книга для педагогов. /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М., 2002.

3.  Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.- М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими множественные нарушения развития,в условиях Центра Социальной Реабилитации Инвалидов Выборгского района.

Одно из условий успешной реабилитации детей, имеющих сочетание нескольких патологий, это совместная работа разнопрофильных специалистов - дефектолога, логопеда, психолога. Некоторые аспекты этой работ...

занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна

занятие по развитию речи  для детей с синдромом Дауна. лексическая тема "Фрукты"...

Развитие речи у детей с синдромом Дауна.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается зн...

буклет "РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ" (развитие речи у детей с синдромом Дауна)

Стихотворные тексты являются основой упражнений для развития речи, кратковременной слуховой памяти, чувства ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с о...

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

В своем эссе я рассказала, как занималась с неговорящим ребенком, имеющим синдром Дауна....

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

В презентации даны некотрые упражнения, которые помогут родителям и педагогам в развитии речи у детей с синдромом Дауна....