Развитие речи у детей с синдромом Дауна
статья по логопедии

Бектимирова Галия Хасановна

В своем эссе я рассказала, как занималась с неговорящим ребенком, имеющим синдром Дауна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_s_sindromom_dauna.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужна профессия логопеда? Насколько она важна и нужна для общества? Хочу рассказать об этой профессии на примере своей работы в Детском саду №69, г. Энгельса. В своем эссе хочу рассказать о своем первом опыте работы с ребенком с синдромом Дауна.

Я работаю учителем-логопедом в группе для детей с нарушением зрения. Группа разновозрастная. Нарушения речи у детей с косоглазием и амблиопией бывают часто. Диагностируются дислалии, ФФНР, ОНР, а также и тяжелые нарушения речи. Исправление любых нарушений речи у детей возможно только при совместной слаженной работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и, конечно же, родителей.

 В 2019 году к нам в группу пришел ребенок с синдромом Дауна. На момент поступления в наш детский сад ему было 5 лет 9 месяцев. Мальчик из благополучной семьи, имеет все условия для нормального развития и адаптации в обществе. Мальчик всегда опрятен, приучен к гигиене, навыки самообслуживания сформированы: самостоятельно ест и посещает туалет.  Родители Ромы с самого начала пребывания его в нашем детском саду сотрудничали с педагогами, консультировались со специалистами, старались выполнять все рекомендации. У Романа было отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики, проблемы со зрением, с развитием речи, у него слабая кратковременная слуховая память, короткий период концентрации, трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков.

Хотя ребенок пришел к нам из другого детского сада, из обычной группы, но к правилам дисциплины не был приучен. В период адаптации, который продлился довольно долго, убегал из группы, конфликтовал с детьми (отбирал игрушки, мешал играть), во время прогулок отлучался с участка. Но на занятия, в частности логопедические, шел всегда с удовольствием, показывая интерес и любознательность.

 Индивидуальные занятия с мальчиком проводились ежедневно. Он живо интересовался игрушками, играми, которые находились в логопедическом кабинете. На ознакомление с ними ушло несколько занятий. В кабинете он находился 20-25 минут. В процессе рассматривания игрушек, игр и манипулирования с ними мне удалось провести диагностику. Мальчик говорил только «папа», «мама», «Дэ-дэ» (так он называет свою сестру).  В пассивном словаре было около 30 слов. Понимал не все простые инструкции, просьбы. Знания об окружающем мире соответствовали развитию годовалого - полуторогодовалого ребенка. Но у Романа выявились хорошие способности к наглядному обучению. В самом начале обучения трудно было подобрать пособия, которые соответствовали бы особенностям мальчика. Не все нравилось ему, какие-то он отвергал, отказывался смотреть. Остановились на развивающих обучающих карточках для детей «Ладушки – оладушки» (развитие речи неговорящих детей), ООО «Мерсибо», учитывая то, что у детей с синдромом Дауна есть способность к подражанию.  Суть пособия заключается в стимулировании речи неговорящих детей и активизации речемоторных навыков. Я показывала карточку с изображением, например, слона, показывала, как топает слон, и говорила: «Топ-топ». Ребенок, глядя на картинку и на меня, повторял движения и звуки. Каждый день мы повторяли движения и звуки, прибавляя новые картинки. Спустя какое-то время Рома начал играть с детьми в группе, используя ни только жесты, но и звукоподражания.

Вместе с этим пособием я использовала различные игры для развития тонкой и общей моторики. Нравились Роме игры с кинетическим песком, где в процессе игры шло знакомство с понятиями большой, средний, маленький, основными цветами, формами. Мальчик по моей просьбе заполнял песком стаканчики разного объема и цвета. Закапывал и откапывал мелкие предметы различной формы. Рисовал на песке пальчиком, ребром ладони, всей ладонью. Также давались рекомендации родителям, как в процессе повседневной жизни развивать мелкую моторику ребенка. Все используемые игры и приемы для развития мелкой моторики помогли добиться хороших результатов в развитии речи Ромы.

 Следующий год обучения мы начали с занятий, с использованием иллюстративно-методического пособия по развитию речи «Начинаем говорить», авторы  П.Л.Жиянова, Н.Ю.Штепа, Благотворительный фонд «Даунсайд Ап». С помощью этого пособия удалось значительно расширить активный словарь Ромы. Начали мы с односложных слов. Затем перешли к двусложным, а затем и к трехсложным. К концу года он уже мог достаточно внятно произносить более 50 слов. В речи появились и глаголы. Начала формироваться фразовая речь. Я считаю, что мы смогли бы достичь больших результатов по развитию речи Романа. Но, к сожалению, обучение началось с запозданием, почти до шести лет ребенок молчал. До прихода в наш детский сад родители не обращались к логопеду, упустив возможность использования программ раннего развития детей с синдромом Дауна. Но даже за такое короткое время, учитывая тяжесть речевого нарушения, мальчик получил базовые знания и готов к дальнейшему обучению с созданием специальных условий. С появлением речи он стал увереннее в себе, что в дальнейшем поможет ему активно участвовать в жизни общества.

Обучение, хорошее лечение и уход, интеграция в обществе помогает людям с синдромом Дауна достичь более высокого уровня в своем развитии. И, безусловно, мы не смогли бы достичь такого результата без помощи родителей мальчика. На протяжении всего периода обучения родителям давались консультации, советы, рекомендации. Я посоветовала им зарегистрироваться на сайте Благотворительного фонда Даунсайд Ап, где проводятся вебинары по различным темам воспитания особенных детей, семинары и т.д. Мы регулярно встречались с мамой Романа, обсуждали как строить дальнейшее обучение, какие занятия и игры проводить с ребенком дома, какие игрушки, игры будут полезны для развития речи.

 В этом году Роман покидает стены нашего детского сада. Опыт обучения ребенка с синдромом Дауна поможет мне в дальнейшем работать с детьми с тяжелыми нарушениями речи, с алалией.  Я считаю, что моя работа очень важна для общества, ведь я вместе с остальными педагогами нашего сада помогла особенному ребенку сделать первый шаг к самостоятельному существованию, общению со сверстниками, к полноценной и достойной жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Развитие движения у детей С синдромом Дауна

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение ...

Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»

ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный»   Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...

занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна

занятие по развитию речи  для детей с синдромом Дауна. лексическая тема "Фрукты"...

Развитие речи у детей с синдромом Дауна.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается зн...

буклет "РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ" (развитие речи у детей с синдромом Дауна)

Стихотворные тексты являются основой упражнений для развития речи, кратковременной слуховой памяти, чувства ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с о...

Развитие речи у детей с синдромом Дауна

В презентации даны некотрые упражнения, которые помогут родителям и педагогам в развитии речи у детей с синдромом Дауна....