Развитие движения у детей С синдромом Дауна
методическая разработка по теме

Хапаева Елена Сергеевна

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_dvizheniya_u_detey_s_sindromom_dauna.doc113.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Развитие движения у детей с синдромом Дауна »

Основой развития каждого человека является двигательная активность. Когда мы говорим о крупной моторике, подразумеваем ту часть двигательного развития, которая обеспечивает стабилизацию и перемещение тела в пространстве. Совершение точечных движений мелкими мышцами рук, то есть навыки мелкой моторики, составляют основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования. Ранний возраст - это тот период, когда происходит появление и развитие практически всех двигательных навыков, которыми владеет человек. Дети с синдромом Дауна овладевают навыками крупной моторики гораздо позднее, на это оказывают большое влияние медицинские факторы. Медицинские факторы детей с синдромом Дауна.

  • Порок сердца и частые распиративные заболевания не дают участвовать активно в подвижных играх, длительных прогулках, специально организованных занятиях.
  • Проблемы со зрением влияют на способность ориентироваться в пространстве. В таких случаях ребенок лишается возможности обучаться по подражанию.
  • Снижение слуха и частые отиты ухудшают чувство равновесия и затрудняют ориентирование в пространстве.

Структурные мозговые нарушения, нарушение в работе мозгового ствола и мозжечка проводят к нарушению реакций равновесия и координации движений. Гипотония, из-за которой медленно нарастает сила мышц. Недостаточность мышечной силы препятствует своевременному развитию координации движений и чувства равновесия. Гипперподвижность связок обеспечивают устойчивость суставов. Слабые связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы становятся подвижней, чем это нужно для совершения движений. У маленьких детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем. В сочетании с нестабильностью суставов, сниженным тонусом и нарушением тела в пространстве это создает определенные трудности во владении двигательными навыками.

Познавательная деятельность маленького ребенка на прямую связана с развитием двигательной сферы. Ребенок учится в движении. Особенностью развития человека с синдромом Дауна влияет на качество движений. Развитие крупной моторики и способности ориентироваться в пространстве реализуется как в специальных упражнениях и играх, учитывающих особенности развития детей, так и в движения под музыку. Кроме того, нельзя забывать о том, что в бытовых условиях необходимо стимулировать двигательную активность ребенка, но обращать на позы, в которых он сидит, стоит и т.д. Дети с синдромом Дауна делятся на «деятелей» и «созерцателей».

Учитывая тип ребенка, получаем возможность правильно подобрать виды деятельности, верно, рассчитывать степень его участия в них. При составлении программы учитывается возможность противопоказаний в зависимости от состояния здоровья.

  • Организованная работа с детьми с синдромом Дауна, как правило, ведет к владению следующими навыками.
  • Умеют садиться из позы, лежа и достаточно уверено сидит без поддержки.
  • Встают к опоре со стульчика, стоят и передвигаются вдоль опоры.
  • Ползают. Не все умеют к этому возрасту ползать на четвереньках, возможны передвижения на животе, перекатом и т.д.
  • Ходят с поддержкой.
  • Делают первые самостоятельные шаги.

Наиболее важные направления работы на данном этапе.

  • Улучшение качества имеющихся движений и предупреждение возможности нарушений.
  • Обучение перехода от одной позы в другую стимуляция появлений новых движений.
  • Формирование ориентировки в пространстве. Стимуляция исследования пространства, предполагающего как использование уже имеющихся навыков крупной моторики, так и освоение новых способов передвижения.

Прорабатывая перечисленные направления, учитывая все компоненты развития крупной моторики: силу мышц, способность стабилизировать тело, умение сохранять равновесие в статике и динамике, координировать движения, уточнять глубинные телесные ощущения и моторное планирование при смене положений тел в пространстве.

Улучшение качества движений и способы.

  • При ношении ребенка следует строго придерживаться основного правила - ноги малыша должны быть вместе независимо от того, в какой позе его носят.
  • В позе «сидя на полу» взрослый своими ногами ограничивает разведения ног у малыша.
  • Полезно и предпочтительно сидение на возвышении (низкий стульчик, детали мягкого модуля), так как в этой позе направлен вперед.
  • Активному сведению бедер и коленей способствуют ползанье на четвереньках, залезание на возвышение и ходьба по ступенькам.
  • Ходьба по песку, гравию, траве, а так же по упругой поверхности и Т.д.
  • Ходьба по доске.
  • Переступание через препятствие.

Детям с синдромом Дауна нужно использовать способы на выведение ребенка из равновесия, в различных позах и побуждении его восстанавливать в равновесное положение тел.

  • Медленно катать на мяче, добиваясь от ребенка реакции возвращения в среднюю позицию.
  • «Скакать на лошадке» или «по кочкам» сидя на коленях у взрослого, который медленно поочередно приподнимает и опускает свои ноги.
  • В позе стоя - покачивание за бедра.
  • Игры с балансиром, качелями и другими игрушками, предполагающие покачивание.
  • Использование валика - катать в разных направлениях сидя и лежа.
  • Учить бить по мячу ногой.
  • Учить стоять на одной ноге.

Важное место в работе с детьми со сниженным тонусом, повышенной эластичностью связок и нарушением баланса занимает обучение смене поз, поскольку такие дети стараются, как можно дольше оставаться в устойчивой позе и избегают перемены положения тела. Стимуляции перемены положения тела влияют на развитие моторного планирования. Пример: сидящий на полу ребенок видит в отдалении интересную игрушку. Что бы взять ее, он должен, сменив позу, встать на четвереньки, доползти до игрушки, снова сесть и только тогда взять ее. Если игрушка стоит на возвышении, то цепочка действий приводящих к цели - желаемые игрушки, окажется длиннее и потребуют дополнительной перемене положений тела. Следует заметить, что значимая для ребенка мотивация помогает сделать задания интереснее и стимулирует его к активным действиям.

Перечень занятий по смене положений тела, которые необходимо освоить ребенку в процессе развития:

  1. Ребенок учится попадать в позу «сидя»:
  • из позы, стоя на четвереньках;
  • из позы, лежа на животе;
  • из позы, стоя на коленях;
  • из позы стоя;
  1. Уходит из позы «сидя»:
  • в позу, лежа на животе;
  • в позу, стоя на четвереньках;
  • в позу, стоя на коленях;
  • в позу, стоя.
  1. Попадать в позу «на коленях»:
  • из позы, сидя на возвышении;
  • из позы, лежа на животе;
  • из позы, стоя на четвереньках.
  1. Вставать к опоре:
  • из позы, сидя на возвышении;
  • из позы, сидя на полу;
  • из позы, стоя на коленях.

5. Ребенок учится из позы «стоя» переходить:

  • в позу, сидя на стульчике (возвышении);
  • в позу, сидя на полу.

Каждое новое движение должно «вырастать», которые ужу освоены. Оно должно быть доступно и привлекательно для малыша.

Способы обучения ходьбе:

  • Ходьба с поддержкой за две руки.
  • Ходьба с опорой на устойчивую игрушку - каталку.
  • Ходьба с поддержкой за одну руку.
  • Самостоятельная ходьба (начиная с 2 -3 шагов без поддержки).
  • Ходьба по разной поверхности.
  • Умение бить ногой по мячу.
  • Ходьба по лежащей на полу дощечке. Ширина доски постепенно уменьшается от 30 до 10- 12 сантиметров.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Ходьба по ступенькам.
  • Быстрая ходьба и бег.

Включение сформированных навыков крупной моторики включаются в различные игры, которые помогают стимулировать двигательную активность. Главная цель - соединение имеющихся у ребенка навыков в цепочку последовательных действий, направленных на достижение цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»

Опыт связан с системой занятий по развитию речи у  детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...

Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.

Как много возниккает вопросов у педагогов и родителей о воспитании и развитии детей с синдромом Дауна. Как проводить занятия с такими детьми учитывая их индивидуальные особенности....

«Развитие мелкой моторики детей с синдромом Дауна в раннем детстве».

Синдром Дауна – это не болезнь, а генетическое состояние , при котором в организме человека присутствует лишняя хромосома.Наличие одной лишней хромосомы в геноме человека обуславливает появление харак...

занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна

занятие по развитию речи  для детей с синдромом Дауна. лексическая тема "Фрукты"...

Развитие речи у детей с синдромом Дауна.

Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается зн...

Адаптированная программа Даунсайд АП. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна.

Развитие и коррекция сенсомоторной сферы, высших психических функций (ВПФ): внимания,мышления,памяти,восприятия,развитие речи....

Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна

Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна...