Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями
консультация по коррекционной педагогике

Семочкина Наталья Александровна

Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями при использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации  в условиях семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rek_._dlya_rod._po_ispol.adk1_11.docx620.66 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союз Д.П. Левина

 г.о.Сызрань Самарской области
структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, «Детский сад №56»

Методические рекомендации по организации взаимодействия с родителями при использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации                        в условиях семьи

C:\Users\Спирягины\Desktop\ФОТО Фразовые кубики\Новая папка\DSCN8965.JPG

Авторы:

Н.А. Семочкина, учитель-логопед

Л.П. Спирягина, учитель-логопед

г. Сызрань

2022г.

Испытывать проблемы с речью могут дети с разными нарушениями здоровья. Но если малыш не может говорить, это не значит, что у него нет мыслей и чувств, что ему не нужно общение. Ребенку сложнее обратиться к людям, сложнее выразить желаемое или отказаться. В зависимости от возможностей он может освоить один или несколько способов альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК).

Альтернативная и дополнительная коммуникация — это целая область знаний о различных средствах общения, которые разрабатывают специально для людей, не обладающих речью или испытывающих с ней сложности. Коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен, и прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, значкам и т.д.).

Альтернативная коммуникация придумана для людей, у которых речь полностью отсутствует — с рождения ввиду нарушений развития, в результате травмы или генетического нарушения. Например, у людей с тяжёлыми множественными нарушениями в связи с обширным поражением нервной системы: у него могут быть интеллектуальные нарушения, и ему может быть сложно понимать речь. Также могут быть большие проблемы с артикуляцией ввиду двигательных нарушений.

 Дополнительная коммуникация помогает людям, у которых речь есть, но она затруднена. Например, в раннем возрасте, когда речь запускается медленнее, и требуются дополнительные средства, которые способствуют развитию речи. Дополнительная коммуникация также подходит людям со специфическими нарушениями. Например, для детей с аутизмом, которые в принципе могут произносить отдельные слова, но в некоторых ситуациях общения, где много разных сигналов, они теряются. Тогда коммуникатор, книга или другое средство АДК могут помочь высказать просьбу, построить фразу с опорой на символы. Часто родителям удается хорошо понимать своих малышей, не смотря на то, что речь их смазанная, неразборчивая, словарь значительно ограничен. Но в общении со сверстниками, педагогами и другими незнакомыми людьми требуется «переводчик», что снижает его стремление к общению и отрицательно сказывается на развитии самостоятельности.

Для помощи ребенку в овладении коммуникационными умениями существуют разнообразные коммуникативные системы. Их выбор полностью зависит от возможностей каждого ребёнка. Например, даже коммуникативные книжки у всех свои, с актуальным именно для данного малыша набором картинок. Оптимальные средства АДК помогут подобрать специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель. И этих средств может быть несколько. Потому что разные средства АДК могут отлично дополнять друг друга: например, неговорящий ребёнок может пользоваться как жестами, так и картинками. Если использование жестов затруднено из-за моторных ограничений, можно подключить коммуникатор или айтрекер — специальную приставку, с помощью которой ребёнок может управлять происходящим на компьютере глазами. Средств АДК очень много, их можно не только сочетать, но заменять по мере развития возможностей ребёнка. И для этого важно, в первую очередь, не лишать ребёнка возможности общаться и взаимодействовать с миром: ведь жить в мире и гармонии намного проще, когда мы друг друга пониманием.

Наилучший результат использования АДК возможен при условии, что все окружающие ребенка люди владеют ею, что используются одинаковые средства коммуникации (одинаковые жесты, картинки, пиктограммы, предметы-символы). Именно родители являются связующим звеном между всеми окружающими ребенка людьми. Они имеют возможность создать условия для использования АДК дома, на прогулке, в транспорте и вообще везде. В противном случае эффективность технологии снижается. Не стоит откладывать введение дополнительной коммуникации. При этом одновременно необходимо заниматься и развитием речи.

Наиболее популярные средства АДК

 В системе дополнительной коммуникации используются разнообразные символы и знаки - жесты, графические изображения (фотографии, рисунки, пиктограммы), а также сами миниатюрные объекты.

Необходимо предварительно оценить способность к восприятию графических изображений, их сравнению и анализу:

- воспринимает ли ребенок картинку?

- понимает ли связь картинки и слова, ее обозначающего?

- понимает ли, что разные картинки могут обозначать один и тот же объект? (например, разные мячи или собаки)?

- может ли сравнить две картинки, соотнести их друг с другом (где «такой же» мяч, «такая же» кукла).

Система PEСS.

Система PECS была разработана для детей с аутизмом, для которых главная трудность состоит в том, чтобы взять на себя инициативу к коммуникации. Легко предлагать детям что-либо, например, спрашивать: «Что ты хочешь, яблоко или банан?». При этом инициатива всегда у взрослых.

Система PECS нацелена как раз на то, чтобы инициативу взял на себя ребенок, так как в этом состоит его основная трудность.

 Система PECS использует картинки в определенной жестко структурированной системе (6 этапов) с мощной системой подкрепления успешного поведения ребенка. В этом состоит ее главное отличие от простого использования картинок в коммуникации. Ее применение больше всего имеет смысл с детьми с поведенческими трудностями и аутизмом. Здесь имеет большое значение постоянное усиление системы стимулов.

1-ый шаг – «Как» осуществлять коммуникацию обучение давать карточку. Цель: спонтанно начать общение.

2-ой шаг – «Расстояние и настойчивость». Цель: научить давать карточку, если человек не рядом.

3-ий шага – «Различение картинок». Цель: научиться распознавать, что изображено на карточке.

4-ый шаг– «Построение предложений». Цель: научиться составлять предложения из карточек.

5-ый шаг– Это ответ на вопрос «Что ты хочешь?» Цель: просьба как ответ на вопрос.

6-ой шаг– «Комментарий» Цель: умение ребенка комментировать то, что он видит.

Таким образом, ребенок с аутизмом должен последовательно понять, что:

• графическое изображение существует

• взрослый может хотеть получить графическое изображение

• графическое изображение можно взять в разных местах и передать взрослому, который будет доволен и наградит за это ребенка

• графическое изображение что-то обозначает

• с помощью графического изображения можно сделать выбор объекта

• с помощью графических изображений можно лучше понимать взрослого

• с помощью графических изображений можно составлять фразы и объясняться.

На начальном этапе ребенок по просьбе педагога дает картинку, лежащую на столе перед ним, получает в награду сухарь.

Затем дает картинку, лежащую на другом столе – встает и приносит картинку взрослому (родитель). Взрослый показывает, что доволен и награждает ребенка.

На следующем этапе взрослый просит выбрать из 2-картинок одну и дать.

Затем просит выбрать ту картинку, которая соответствует предмету, который хочет ребенок, и который в руках у взрослого (а картинки на столе).

На следующем этапе – сам ищет ту картинку из нескольких, которая соответствует желаемому объекту в руках у взрослого. Затем дает картину, желая получить отсутствующий в комнате объект.

-затем составляет из 2-х картинок фразу типа - «хочу сок», самостоятельно комбинируя картинки.

-затем самостоятельно комбинирует фразы и использует их на инициации коммуникации, когда чего-то хочет. каждый раз ребенок получает подкрепление (еда, игра, любимое действие).

-от первого этапа до последнего проходят от нескольких месяцев до нескольких лет и тем не менее педагоги предпочитают двигаться по этому пути, как с детьми, которые как-то пользуются речью, так и с теми, которые речью не пользуются. в этом – их педагогический способ дать ребенку возможность понять, что мир управляем с помощью символов. однако, чтобы внедрить такой способ пользования символами – порой нужно совершить «насилие» над той личностью, которая еще не хочет идти по этому пути, потому что пока не может.

Языковая программа МАКАТОН.

МАКАТОН — это языковая программа, в которой сочетается звучащая речь, жесты и символы. Следует помнить о том, что МАКАТОН – это не вид терапии, это вспомогательная система, которая позволяет человеку общаться. Параллельно с использованием МАКАТОНа, как правило, идет интенсивная логопедическая работа. МАКАТОН – прежде всего вспомогательный вид коммуникации, и лишь в случае когда развитие речи невозможно, он становится альтернативным.

Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, который используют глухонемые. МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко показать и, что самое главное, легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия.

Основной словарь Макатон включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия ит.д.). Он является фундаментом программы. В него входят наиболее важные понятия, распределенные по стадиям по принципу усложнения. С него начинают работу в рамках обучения по программе Макатон. Всего в Основном словаре 8 уровней и ещё один уровень – дополнительный.

Обучение начинается с формирования индивидуального словаря (отбора наиболее значимых понятий). Составляется список А и список В.

Список А – понятия, которые мотивируют, связаны с личным опытом, могут использоваться в различных ситуациях. Это то, на что будут провоцировать ребенка, чтобы он самостоятельно их применял («есть», «пить», «сок», «яблоко», «конфета», и т.д.).

Список В – необходим для создания смыслового контекста сообщения. Взрослый использует этот список для лучшего понимания его ребенком, но специально этим жестам, символам не учит (например, для «садись», «вставай», «иди сюда», «дай», «смотри» и т.д.). Это дополнительные жесты, которые взрослый будет использовать с целью лучшего понимания его ребенком.

        Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь. это очень важное правило. при этом жесты используются на трех уровнях:
1)      Ключевой уровень: жесты отражают только 
ключевые понятия.
2)      Функциональный уровень: жесты отражают только 
глаголы действия.
3)      Полный уровень: жесты отражают большинство слов в высказывании.

Полная версия жестового языка предназначена либо для пользователей с высокими познавательными и интеллектуальными способностями (в этом случае МАКАТОН – один из этапов перед переходом на более высокий уровень, например - элементы жестового языка глухонемых), либо для людей с комплексными нарушениями развития (например, когда к умственной неполноценности прибавляется глухота), окружение которых использует язык глухонемых.
        Жестам в МАКАТОНЕ всегда сопутствует соответствующее выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориентация. Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике. Жест «смотреть», например, используется с указанием направление – на что смотреть. Поскольку знаки используются вместе с речью, темп их – абсолютно естественный и спокойный.

Можно использовать фотографии. Символы могут использоваться в качестве расписания, или в виде коммуникативных досок или тетрадей (книг). Использование символов интересно ещё и тем, что оно структурирует мышление. При составлении фраз из символов они получаются законченными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с родителями имеющих детей с речевыми нарушениями

Чтобы оказать родителям помощь в предотвращении каких-либо проблем, педагог должен быть достаточно компетентен в вопросах их профилактики и диагностики. Кроме этого, необходимо знать, что посоветовать...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....

Методические рекомендации по организации работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт дошкольного образования  – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представи...

Методические рекомендации по организации совместной деятельности родителей и детей средней группы

Методические рекомендации по организации  совместной деятельности родителей и детей средней группы «Непоседы»Тема недели «1 июня- День защиты детей» «Вот и лето к на...

Приказ об итогах регионального конкурса методических разработок по организации взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста

универсальное дидактическое пособие для детей « Чудо-дерево». В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться. Мыслить самостоятельно, развивается мышление, стремление к зн...

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации взаимодействия с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации взаимодействия с родителями воспитанников Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использов...