Рабочая программа учителя-дефектолога на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ковкрак Надежда Александровна
  1. Рабочая программа учителя - дефектолога разработана для коррекционно-развивающей работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 6 до 7 лет.
  2. Категория детей неоднородна и включает следующие виды нарушений:
  3. Дети с выраженными нарушениями интеллектуального развития в сочетании с нарушениями двигательной и сенсорной  сфер  различной этиологии (сами передвигаются).
  4. Дети с задержкой психического развития с аутичными признаками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -rabochaya_programma.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учителя-дефектолога

Ковкрак Надежды Александровны

на 2022-2023 учебный год

г. Сортавала

2022г.

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  1. Рабочая программа учителя - дефектолога разработана для коррекционно-развивающей работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) от 6 до 7 лет.
  2. Категория детей неоднородна и включает следующие виды нарушений:
  3. Дети с выраженными нарушениями интеллектуального развития в сочетании с нарушениями двигательной и сенсорной  сфер  различной этиологии (сами передвигаются).
  4. Дети с задержкой психического развития с аутичными признаками.

  1. Рабочая программа разработана  для детей на основе:

  1. основной общеобразовательной  программы дошкольного образования МКДОУ Сортавальского МР РК ДС № 28 (далее ДОУ),  разработанной  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы (пилотный вариант) на переходный период до утверждения примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
  • Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Под общей редакцией С.Г. Шевченко.
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.

При разработке Рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Законом «Об образовании»  (принят 10 июля  1992 года N 3266-1);
  • Закон Республики Карелия от 20.12.2013 г. № 1755 – ЗРК «Об образовании»;
  • Постановление  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26  "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
  • «Семейный кодекс РФ» от 29.12.1995 № 223 – ФЗ (ред. От 25.11.2013).
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г. «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования».

Программа реализуется на русском языке, государственном языке Российской Федерации.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования для детей  дошкольного  возраста  от 3-х  до  7  лет.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

        Основная цель рабочей программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и развитие психических процессов у детей с ОВЗ.

        

Задачи:

  1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции  психических нарушений.
  2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
  3. Развитие и формирование всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников с ОВЗ.

        

Принципы:

  1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
  2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
  3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
  4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
  5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

Характеристика особенностей развития и индивидуальных возможностей

детей с ОВЗ с задержкой психического развития

Задержка  психического  развития  представляет  собой  общую  психическую  незрелость, низкую  познавательную  активность,  которая  проявляется,  хотя  и  не  равномерно,  но  во всех  видах  психической  деятельности.  Этим  обусловлены  особенности  восприятия, памяти,  внимания,  мышления  и  эмоционально-волевой  сферы  детей  ЗПР.  Отмечается недостаточность  процесса  переработки  сенсорной  информации. Зачастую  дети  не  могут целостно  воспринимать  наблюдаемые  объекты,  они  воспринимают  их  фрагментарно, выделяя  лишь  отдельные  признаки.   У  них  беден  и  узок  круг  представлений  об окружающих  предметах  и  явлениях.  Представления  нередко  не  только  схематичны,  не расчленены,  но  даже  и  ошибочны,  что  самым  отрицательным  образом  сказывается  на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Своеобразна  речь  детей.  Негрубое  недоразвитие  речи  может  проявляться  в нарушениях  звукопроизношения,  бедности  и  недостаточной  дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико - грамматических конструкций. У значительной части детей  наблюдается  недостаточность  фонетико - фонематического  восприятия,  снижения слухоречевой  памяти.  Значительно  отстают  в  развитии  лексическая,  семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети  с  ЗПР  испытывают  трудности  ориентирования  во  времени  и  пространстве. Отмечается  недостаточная  координация  пальцев,  кисти  руки,  недоразвитие  мелкой моторики.

   На 2022 - 2023учебный год нуждается в коррекционно-развивающих занятиях с дефектологом 13детей с ограниченными возможностями здоровья с задержкой психического развития на основании заключения ПМПК. Из них:

  • 7 детей нуждаются в тьюторском сопровождении,
  • 2 детям необходим ассистент.

Особенности познавательной сферы: дети избегают умственных усилий, часто протестуют против организованной совместной деятельности.

У детей не выражены игровые интересы, часто наблюдаются неспецифические манипуляции с игрушками и предметами.

Дети не проявляют интереса к новому, не замечают дополнений , изменений в окружающей обстановке. Запоминают длительно, воспроизводят неточно.

Развитие этих детей представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей.  Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.  У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

Дети испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве.

Особенности речевой сферы: пассивный словарь беден, накапливание слов происходит медленно. Артикуляционная моторика развита недостаточно.

У детей с двигательными нарушениями, с задержкой психического развития, с аутичными признаками речь активна в быту. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Особенности личностной сферы: дети с аутичной симптоматикой эмоционально отгорожены, избегают телесных контактов, часто агрессивны, стереотипны.

Дети протестуют при несоблюдении их желаний, у 1 ребенка истероидно демонстративное поведение.

 

  1. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения детьми Программы:

Дети 5 – 6 лет

Ознакомление с окружающим миром

  • Ребенок имеет представления о себе, о своей семье, о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения (повар, врач, продавец и т.д.).
  • Ребенок различает времена года на основе наглядного материала, их количество, устанавливает простейшие связи,
  • Ориентируется в пространстве (на себе и по отношению к другим),
  • Умеет обобщать и конкретизировать понятия (овощи, фрукты, игрушки, животные, одежда, посуда и т.д.)

Психические процессы

Мышление

  • Выкладывает серии картинок (2-3 части) последовательно,
  • Исключает лишний предмет (из 3),
  • Отвечает н алогические вопросы,
  • Складывает пирамидки, матрешки (6 частей),
  • Складывает постройку из 5-6 элементов по образцу.

Память

  • Рассказывает стихи наизусть,
  • Запоминает ряд картинок (3-5), может определить, что изменилось, чего не стало (зрительная память),
  • На слух воспроизводит 3 из 5 названных слов.

Элементарные математические представления

  • Умеет пересчитывать предметы, расположенные в ряд или в случайном порядке с названием итога,
  • Выделяет заданное количество предметов из множества,
  • Понимает соотношение больше-меньше,
  • выполняет счетные операции в пределах 5,
  • решает задачи на сложение и вычитание (+, - 1),
  • знает и показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал),
  • знает цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный),

Дети  6-7 лет

Ознакомление с окружающим миром

  • Ребенок имеет представления о себе, о своей семье,
  • Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес,
  • Знает имя и отчество родителей,
  • Называет, сколько человек в семье, сколько братьев, сестер, кто в семье старший (младший),
  • Ребенок имеет представления о труде родителей или взрослых из ближайшего окружения (повар, врач, продавец и т.д.).
  • Знает 4 времени года, их последовательность, признаки времен года,
  • Ориентируется в пространстве: знает правую и левую руки (ноги) на себе и на других.
  • Умеет обобщать и конкретизировать понятия (одежда, обувь, головные уборы, транспорт, цветы, деревья, птицы, насекомые, школьные принадлежности и т.д.)

Психические процессы

Мышление

  • Выкладывает серии картинок (4-6 частей) последовательно,
  • Исключает лишний предмет (из 4),
  • Отвечает на логические вопросы (по установлению причинно-следственных связей)

Память

  • Знает имена, отчества воспитателей
  • Читает стихи наизусть,
  • Запоминает ряд картинок (7 из 10), может определить, что изменилось, чего не стало (зрительная память),
  • На слух воспроизводит 6 из 10 названных слов.

Элементарные математические представления

  • Умеет анализировать первый десяток (прямой и обратный счет в пределах 10, счет от заданного числа до заданного),
  • Владеет двумя способами уравнивания количества предметов (добавить 1, убрать 1),
  • Решает примеры в пределах 10 (+1, -1),
  • решает задачи на сложение и вычитание (нахождение суммы и остатка)
  • знает и показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб),
  • знает и называет основные цвета и оттенки (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный).

2.Содержательный раздел

  1. Содержание коррекционно-развивающей работы

Ознакомление с окружающим миром

Лексические темы

Задачи

Осень.

Признаки осени

Рассмотреть изменения погоды по сравнению слетом. Учить находить отличительные признаки (желтые листья, дожди и т д.) Закрепить основные цвета.

Садовые и лесные ягоды Карелии

Закрепить и уточнить представления детей об лесных и садовых ягодах. Научить узнавать и правильно называть ягоды, которые растут в Карелии. Дифференцировать ягоды леса и сада.

Осень.

Фрукты

Повторить признаки осени. Закрепить и уточнить представления детей о фруктах, учить составлять загадки-описания фруктов, закрепить понятие «фрукты».

Осень.

Овощи

Систематизировать знания детей об овощах, формировать обобщающее понятие «овощи», совершенствовать умение описывать предмет и узнавать его по описанию. Повторить признаки осени.

Грибы

Познакомить с понятиями «съедобные – несъедобные грибы» с их признаками. Формировать понятие «грибы», части гриба. Работа над активным словарем.

Поздняя осень. Лиственные деревья лесов Карелии

Познакомить с названиями деревьев ближайшего окружения. Изменения в жизни дерева осенью (созревание плодов и семян, изменение окраски). Познакомить с понятием «листопад». Узнавать деревья по загадкам – описаниям.

Перелетные птицы нашего края

Формировать обобщенное понятие «перелетные птицы». Причины отлета. Ввести в словарь названия распространенных птиц Карелии.

Домашние животные

Дифференцировать домашние птицы, домашние животные. Повторять основные названия домашних животных. Знакомить с детенышами домашних животных.

Домашние птицы

Сформировать представление о домашних птицах (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Закреплять понятие «домашние птицы».

Зима

 Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры

Зимующие птицы

Расширить представления о зимующих птицах, об условиях жизни птицы

Как звери готовятся к зиме?

Формировать понятие «дикие животные» Рассмотреть внешний вид, повадки, пищу, жилище. Выделить особенности подготовки животных к зиме.

Новый год

Закрепить представление о Новом годе. Дать представление о празднике, традиции, особенности праздника – Дед Мороз, Снегурочка, елка.

Продукты питания

Формирование представлений о продуктах, их необходимости для человека. Уметь сравнивать продукты по вкусовым качествам.

Посуда

Закрепить название и назначение отдельных предметов посуды, учить детей сравнивать столовую и кухонную посуду. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде.

 Мебель.

Познакомит детей с частями дома (лестница, квартира, подъезд). Формировать понятие верх-низ, высокий - низкий и тд. Основные виды мебели.

Транспорт

Сформировать представление о транспорте, о профессиях людей, работающих на разных видах транспорта. Систематизировать знания о транспорте. Уточнять детали транспорта.

Животные Севера

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу. Детеныши животных.

День защитника Отечества

Сформировать представление о военных профессиях (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Познакомить с традициями праздника: изготовление подарков, концерт для пап.

Международный женский день

Сформировать представления о празднике «8 марта». Сформировать умение согласовывать существительные в косвенных падежах, в роде, в настоящем и прошедшем времени

Моя семья. Мой дом

Закрепить знания детей о себе, своей семье (имя, возраст, состав семьи). Формировать понятие «семья». Родственные отношения.

Бытовые электроприборы

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Рассмотреть назначение каждого прибора. Дифференцировать мебель и электроприборы

Признаки весны

Закрепить представление о признаках весны. Расширить представления о весне, закрепить знания о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы).

«Космос»

Сформировать умение выделять признаки: цвет, форма, величина. Закрепить понятия: вверху, внизу, слева, справа, в середине.

Профессии

Сформировать представление о профессиях. Труд взрослых ближайшего окружения.

Одежда.  Обувь. Головные уборы

Учить называть предметы верхней одежды, формировать представление о видах одежды в соответствии со временем года. Уточнить и расширить представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви. Продолжить расширять знания детей по данной теме.

День Победы

Обобщить знания о «Дне Победы».

Животные жарких стран

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу

Школьные принадлежности

Уточнять знания детей о школе, школьных принадлежностях. Понятия: урок, перемена, звонок. Правила поведения на уроках.

Насекомые

Сформировать представление о насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, муха), о пользе и вреде насекомых для людей и растений. Познакомить с их внешним строением, названиями отдельных частей.

Здравствуй, лето

Закрепить знания детей о временах года. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Развитие элементарных математических представлений

Дети от 5 до 6 лет

Количество и счет. Учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.

Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе).

Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»).

Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5<6 на 1, 6>5 на 1).

Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10).

Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них.

Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин —всех игрушек поровну—по 5).

Упражнять детей в понимании того, что число не зависит от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).

Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах

  1. на конкретном материале: 5 — это один, еще один, еще один, еще один и еще один.

Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента —самая широкая, фиолетовая — немного уже, красная — еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент» и т. д.

Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно—с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре).

Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.

Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.

Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки столов — прямоугольные, поднос и блюдо —овальные, тарелки —круглые и т. д.

Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую.

Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху —внизу, впереди (спереди)— сзади (за), слева-справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками —указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т.п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади — мишка, а впереди — машина».

Учить ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Дети от 6 до 7 лет

Количество и счет. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

Знакомить с числами второго десятка.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Знакомить с составом чисел в пределах 10.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).

Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее —легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой (определение не дается).

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов—один большой прямоугольник; из частей круга —круг, из четырех отрезков— четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Ориентировка в пространстве. Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время».

Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).

Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Развитие психических процессов

Коррекция внимания

  1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
  2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
  3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
  4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
  5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
  6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
  7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
  8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти 

  1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
  2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.  
  3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
  4. Развивать прочность запоминания.
  5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
  6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
  7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
  8. Работать над увеличением объема памяти.
  9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу. Коррекция ощущений и восприятия
  1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
  2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
  3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
  4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
  5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
  7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
  8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
  9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
  10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
  11. Развивать глазомер.
  12. Формировать целостность восприятия образа предмета.
  13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.
  14. Развивать зрительный анализ и синтез.
  15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
  16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.

Коррекция мышления

  1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать,

     систематизировать на наглядной или вербальной основе.

  1. Учить выделять главное, существенное.
  2. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
  3. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
  4. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание           группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
  5. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные        умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
  6. Активизировать мыслительную творческую деятельность.
  7. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10.Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

2.1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы

Формы организации коррекционной работы

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий:

  • индивидуальные,
  • подгрупповые.

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной. Спустя несколько месяца дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 15-25 минут.  При необходимости длительность занятия может быть сокращена у детей с дефицитом внимания, низкой работоспособностью, эмоциональной неустойчивостью и др.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность. Игры-занятия являются ведущими в образовании детей этой категории, т.к. эти дети нуждаются в упорядочивании своей деятельности, в определенном алгоритме для ее реализации. В этом смысле игровые занятия с определенной структурой и смыслом необходимы для организации жизнедеятельности детей. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач.  В работе с дошкольниками с ОВЗ используется игровой метод как ведущий.

Формы

Индивидуальные:

  • Наблюдения,
  • Беседы,
  • Игры,
  • НОД,
  • Экскурсии по зданию сада.

Групповые:

  • Наблюдения,
  • Опыты,
  • Беседы,
  • Игры

Методы

Словесные, наглядные, практические, игровые.

Средства

  • Музыка;
  • Художественная  литература;
  • Видео и аудио-тека;
  • Природа;
  • Интерактивные игрушки;
  • Предметы и явления окружающего мира.

 

  1. Способы и направления поддержки детской инициативы и индивидуальности

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания, т.к. необходимо решать проблему подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. Дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.    

Приобретение дошкольниками с проблемами в интеллектуальном развитии социального и познавательного опыта осуществляется двумя путями:

  • под руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы,
  • в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.

Процесс обучения – это искусственно организованная познавательная деятельность, способствующая индивидуальному развитию детей и овладению ими закономерностями окружающего мира. Эта деятельность протекает в специально созданных условиях, в определенном месте, в определенное  время, в конкретных формах и т.д. Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ состоят в необходимости:

  • индивидуального и дифференцированного подхода,
  • снижения темпа обучения,
  • структурной простоты содержания знаний и умений,
  • наглядности,
  • возврата к уже изученному материалу,
  • развития самостоятельности и активности детей,
  • разговор в спокойном тоне,
  • поощрение за минимальный достигнутый успех,

 В развитии детской инициативы и самостоятельности взрослым важно соблюдать ряд общих требований:

  • развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
  • создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
  • постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
  • тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;
  • своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
  • дозировать помощь детям, если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;
  • поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

2.4.Педагогическая диагностика

Дефектологическое обследование проводится индивидуально и маленькими подгруппами (не более двух детей) в беседе,  а также при использовании различных видов игровой и образовательной деятельности 2 раза в год (сентябрь, май).

При обследовании используются Диагностические карты «Познавательное развитие детей с ОВЗ», разработанные на основе  «Протоколов первичного обследования детей с ЗПР педагогом-дефектологом» (автор научный руководитель Шевченко С.Г. – кандидат педагогических наук Института коррекционной педагогики) (прилагаются). Обследование включает в себя диагностику:

  • эмоционально-волевой сферы,
  • запаса представлений об окружающем мире и точности этих представлений,
  • знакомых родовых понятий,
  • элементарных математических представлений,
  • психических процессов.

Условные обозначения:

+  соответствует программным требованиям (знает, умеет, имеется навык)

*  недостаточно усвоено,  имеет какое-то представление

-  не знает, не сформирован навык, умение

По результатам заданий определяется уровень развития ребенка (высокий, выше среднего, средний, низкий).

Уровни, выявленных знаний, умений и навыков у детей:

Н    - низкий     (преобладают   - )

Н/С- ниже среднего (преобладают * и -)

С-средний (примерно одинаково * , - ,+

В/С-выше среднего (преобладают + и*)

В- высокий (значительно преобладают +)

С учетом результатов диагностики на учебный год составляется индивидуально – образовательная программа. На консилиум Службы сопровождения по результатам диагностики составляется дефектологическое представление, на прохождение ПМПК - дефектологическая характеристика.

3.Организационный раздел

3.1.Организация образовательной деятельности

С сентября по май проводятся коррекционно-развивающие занятия:

  1. на группах компенсирующей направленности:
  • 1 раз в неделю с детьми компенсирующей группы для детей с нарушениям речи,
  • 4 раза в неделю с детьми компенсирующей группы для детей с нарушениям опорно-двигательного аппарата.
  1. на группах общеразвивающей направленности проводятся занятия:
  • 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста,
  • 1 раз в неделю с детьми младшего дошкольного возраста.

Продолжительность индивидуально-подгрупповых коррекционно-развивающих занятий составляет 10-15 минут.

Количество учебных недель определяется в соответствии с утвержденным годовым календарным учебным графиком на каждый учебный год.

  1. Календарно-тематический план

Для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций

Сентябрь

Диагностика.

(3недели)

Осень Признаки осени

Соотнесение числа и количества.

Цифра 1. Геометрическая фигура круг.

Выделение лишнего признака.

Октябрь

Садовые и лесные ягоды Карелии

Понятия «высокий  - низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди - сзади».

Выделение лишнего. «Сложи картинку»

Овощи - Фрукты

Сравнение предметов. Понятие «сверху», «снизу».

Выделение лишнего. Продолжи ряд.

Грибы

Сравнение предметов по величине (большой, поменьше, маленький) Употреблять эти понятия в речи.

Продолжи ряд.  Радуга

Геометрические фигуры. Блоки Дьенеша

 

Ноябрь

Перелетные птицы.

Соотнесение числа и количества. Повторение.

«Дорисуй насекомое».

Методика Коса.

Домашние животные

Счёт в прямом (до3) и обратном порядке. Геометрическая фигура квадрат.

«Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке»

Поздняя осень. Лиственные деревья лесов Карелии

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»)

«Назови лишнюю картинку». «Какое слово нужно исключить»

Домашние птицы

Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия.

«Чего не хватает?».

декабрь

Зима

Составление числа 4 разными способами.

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры»

Зимующие птицы

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи»

«Простые аналогии». «Продолжи ряд» (по цвету)

Как звери готовятся к зиме?

Образование числа 3. Понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Выделение лишнего. «Запомни, что увидел»

Новый год.

Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов.

«Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву»

каникулы

Январь

каникулы

Продукты питания

Составление задач по картинкам. Различать вопросы: сколько было? Сколько стало? Порядковый счет в пределах 10. Круг.

Веселые задачки (

Отмерь и отрежь

Счетный материал, цифры

Посуда

Структура задачи. Смежные числа. Ориентировка на листе бумаги.

Схемы, тетради в клетку, цифры, счетный материал

Дом. Мебель. Жилище карелов

Числовой ряд до 9. Повторение.

Образование числа 10. Повторение.

«Отгадай загадки-описания». «Составь рассказ по серии картинок».

«4-лишний»

Февраль

Транспорт

Решение и составление задач по картинкам. Счет в пределах 10.

Веселые задачки

По порядку становись

)

Транспорт

Решение задач.  Зарисовка квадратов и кругов в тетради в клетку. Сравнивать количество предметов.

Счет клеточек. Какое число я пропустила?

Нарисуй круг в квадрате

День защитника Отечества

Образование числа 7. Сравнение множеств.

«Выделение лишнего».

«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

Животные Севера

Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

«Сложи картинки». «Назови лишний предмет»

Март

Международный женский день

Числовой ряд до 8. геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

«Выполни инструкцию» (использование предлогов).

Моя семья. Мой дом

Образование числа 9. Сравнение множеств.

«подбери крышку к кастрюле» (по цвету).

Бытовые электроприборы

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами. Повторение.

«Какой признак времени года лишний?». «Предметы и контуры»

Диагностика

Диагностика

Апрель

Признаки весны

Соотнесение числа и количества. Повторение.

«Дорисуй насекомое».

Методика Коса.

Космос

Выделение количества большего, чем названо число, на 1. Повторение.

Таблица Шульта. «4-лишний.

Профессии.

Образование числа 8. равенство и неравенство, сравнение количества

«Сравнение множеств». «Запомни и повтори ряд слов»

Одежда.  Обувь. Головные уборы

Числовой ряд до 6, образование числа 6. части суток, их последовательность.

«Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?».

Май

День Победы

Повторение состава чисел 2и 3. Повторение.

«Назови части суток по порядку о заданного».

«Выделение лишнего».

Здравствуй, лето.

Повторение состава числа 4. Повторение.

«Сравнение множеств».

«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

Животные жарких стран

Практическое знакомство с составом

 числа 5. Понятие «пара».

«Назови части суток по порядку от заданного».

«Продолжи ряд геометрических фигур»

Насекомые

Выделение количества большего или меньшего, чем названное число, на 1. Повторение.

«Аналогии». «Заплатки».

Для детей в возрасте от 6 до 7 лет

Месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций

Сентябрь

Диагностика.

(3недели)

Осень Признаки осени

Соотнесение числа и количества.

Цифра 1. Геометрическая фигура круг.

Выделение лишнего признака.

Октябрь

Садовые и лесные ягоды Карелии

Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади».

Выделение лишнего. «Сложи картинку»

Овощи - Фрукты

Сравнение предметов. Понятие «сверху», «снизу».

Выделение лишнего. Продолжи ряд.

Грибы

Сравнение множеств: больше-меньше на 1, 2. Уравнивание групп предметов. Воспитывать навык самоконтроля.

Счетные палочки, цифры

 Дорисуй кружки

 Что изменилось?

 

Ноябрь

Перелетные птицы.

Соотнесение числа и количества. Повторение.

«Дорисуй насекомое».

Методика Коса.

Домашние животные

Счёт в прямом (до3) и обратном порядке. Геометрическая фигура квадрат.

«Запомни названия и выложи картинки в таком же порядке»

Поздняя осень. Лиственные деревья лесов Карелии

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом»)

«Назови лишнюю картинку». «Какое слово нужно исключить»

Домашние птицы

Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». Пространственные понятия.

«Чего не хватает?».

декабрь

Зима

Составление числа 4 разными способами.

Понятия «столько же», «одинаково», «поровну»

Подбери по цвету (соотнесение). «Предметы и контуры»

Зимующие птицы

Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи»

«Простые аналогии». «Продолжи ряд» (по цвету)

Как звери готовятся к зиме?

Образование числа 3. Понятия «один», «много», «мало», «несколько».

Выделение лишнего. «Запомни, что увидел»

Новый год.

Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов.

«Какое число пропущено?», «Назови лишнюю забаву»

каникулы

Январь

каникулы

Продукты питания

Составление задач по картинкам. Различать вопросы: сколько было? Сколько стало? Порядковый счет в пределах 10. Круг. Целое и часть.

Веселые задачки

Отмерь и отрежь

Счетный материал, цифры

Перевертыши

Посуда

Структура задачи. Смежные числа. Ориентировка на листе бумаги.

Схемы, тетради в клетку, цифры, счетный материал

Дом. Мебель. Жилище карелов

Числовой ряд до 9. Повторение.

Образование числа 10. Повторение.

«Отгадай загадки-описания». «Составь рассказ по серии картинок».

«4-лишний»

Февраль

Транспорт

Способы получения числа первого пятка. Счет и отсчет предметов в пределах 10. Повтор частей суток.

Части суток

По порядку посчитай ка

Транспорт

Понятия «тяжелее - легче». Закрепить понимание сложения и вычитания.  

Счетный материал, цифры, наглядный материал

Веселые задачи

Преобразование фигур

Раздаточный материал

День защитника Отечества

Образование числа 7. Сравнение множеств.

«Выделение лишнего».

«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

Животные Севера

Образование числа 5, знакомство с цифрой 5. Понятия «вчера», «сегодня», «завтра», «раньше», «позже».

«Сложи картинки». «Назови лишний предмет»

Март

Международный женский день

Числовой ряд до 8. геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

«Выполни инструкцию» (использование предлогов).

Моя семья. Мой дом

Образование числа 9. Сравнение множеств.

«подбери крышку к кастрюле» (по цвету).

Бытовые электроприборы

Сравнение предметов по размеру. Составление групп предметов с заданными свойствами. Повторение.

«Какой признак времени года лишний?». «Предметы и контуры»

Диагностика

Диагностика

Апрель

Признаки весны

Соотнесение числа и количества. Повторение.

«Дорисуй насекомое».

Методика Коса.

Космос

Выделение количества большего, чем названо число, на 1. Повторение.

Таблица Шульта. «4-лишний.

Профессии.

Образование числа 8. равенство и неравенство, сравнение количества

«Сравнение множеств». «Запомни и повтори ряд слов»

Одежда.  Обувь. Головные уборы

Числовой ряд до 6, образование числа 6. части суток, их последовательность.

«Выделение лишнего», «Что вчера, что сегодня?».

Май

День Победы

Повторение состава чисел 2и 3. Повторение.

«Назови части суток по порядку о заданного».

«Выделение лишнего».

Животные жарких стран

Практическое знакомство с составом

 числа 5. Понятие «пара».

«Назови части суток по порядку от заданного».

«Продолжи ряд геометрических фигур»

Насекомые

Выделение количества большего или меньшего, чем названное число, на 1. Повторение.

«Аналогии». «Заплатки».

Здравствуй, лето.

Повторение состава числа 4. Повторение.

«Сравнение множеств».

«Выложи серию сюжетных картинок и составь рассказ»

Школьные принадлежности

Ориентировка в пространстве «дальше – ближе, правый-левый»   Упражнять в сложении и вычитании.

Куда спрятался котенок?

Слушай и считай

Наглядный материал для счета

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Методическое обеспечение

  1. Подготовка детей к школе с задержкой психического  развития Книг 1-2 /Под общей ред. С.Г. Шевченко, - М.: Школьная Пресса, 2003.
  2. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития / Л.Б.Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина и др.; под ред. Л.Б. Баряевой, Е. А. Логиновой.-  СПб.:  ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,  2010.
  3. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. – М.: В. Секачев, 2008.
  4. Работа учителя – дефектолога и воспитателя с дошкольниками с задержкой психического  развития. Практическое руководство к планированию /Составитель Гаврилова Т.И. – Петрозаводск: Издательский дом «ПИН», 2011.
  5. Волин  В.В. Праздник числа /В.В. Волина, - М.: Знание, 1993.
  6. Петерсон Л.Г. Раз ступенька,  два ступенька части 1-2 /Л.Г. Петерсон. – М.: «Баланс», 2001
  7. Федин  С..Н. как научить ребенка считать   / О.В .Федина. – М.: Просвещение, 1981.
  8. Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008

Дидактическое обеспечение

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям/ З.Е. Агранович – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
  2. Батяева С.В., Севастьянова Е.В.Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: ЗАО «ООСМЭН_ПРЕСС», 2011.
  3. Гимнастика для пальчиков / Е.М. Косикова.- М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2001.
  4. Грамматика в картинках. Антонимы, прилагательные. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014.
  5. Грамматика в картинках. Многозначные слова. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» 2014.  
  6. Демонстрационный материал. Вижу-Читаю-Пишу.- М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д» 2007.        
  7. Екатерина и  Сергей Железновы «Равивалочки от 1 до 5» , пальчиковые игры (диск)
  8. Коноваленко В.В.  Развитие связной речи (картинный материал/С.В. Коноваленко. М.: ГНОМ и Д, 2001э
  9. Коноваленко В.В. Картинный дидактический материал для занятий и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство ГНОМ, 2014.
  10. Катаева Л.И. Коррекционно – развивающие занятия. Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005.
  11. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6, (4-5) лет: Демонстрационный материал/ Е.В.Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. – иллюстрации: ЛХА «Айскрим».– ООО «Маленький Гений-Пресс», 2013.
  13. МЕБЕЛЬ. – иллюстрации: ЛХА «Айскрим».– ООО «Маленький Гений-Пресс», 2013
  14. Осень. Рассказы по картинкам -Мозаика-Синтез,2009
  15. Мамы и детки. Наглядно-дидактическое пособие.– ООО «Рыжий кот». – 2014

  1. Развиваем память. Методическое пособие для занятий с  детьми 3-5 лет– М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014 – 64с.
  2. Учимся считать. Методическое пособие для занятий с  детьми 3-5 лет– М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014 – 64с.
  3. Учимся читать. Методическое пособие для занятий с  детьми 3-5 лет– М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014 – 64с.
  4. Буду грамотным. Методическое пособие для занятий с  детьми 3-5 лет– М.: ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014 – 64с.
  5. Обучаемся грамоте. Методическое пособие для занятий с  детьми 3-6 лет– М.: ОЛМА Медиа Групп 2014 – 32с.
  6. Логопедические игры. Методическое пособие для занятий с  детьми 3-6 лет– М.: ОЛМА Медиа Групп 2014 – 32с.
  7. Обучение грамоте. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  8. Память. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  9. Развитие речи. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  10. Математика. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  11. Детская литература. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  12. Чтение. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  13. Мышление. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  14. Внимание. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  15. Окружающий мир. Природа. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  16. Окружающий мир. Предметы. Тестовые задания для проверки знаний детей. Готов ли ты к школе? 5-7 лет.  – ИП Бурдина С.В., 2012.
  17. Профессии. Ассоциации. Развивающая игра для детей от 2–х лет. (24 карточки). – Издательство «Рыжий кот», 2012.
  18. ВРЕМЕНА ГОДА.- иллюстратор: В.Голубев, дизайн: А.Айгигина. – ООО «Маленький Гений-Пресс», 2008.
  19. СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ. – иллюстрации: ЛХА «Айскрим».– ООО «Маленький Гений-Пресс», 2013.
  20. Цифры. Настольная игра для детей. – ООО «Рыжий кот», 2012.
  21. Многозначные слова. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет..- М.:Мозаика-Синтез, 2013
  22. Словообразование. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет..- М.:Мозаика-Синтез, 2013
  23. Антонимы (прилагательные). Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет.- М.:Мозаика-Синтез, 2013.
  24. Антонимы (глаголы). Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет.- М.:Мозаика-Синтез, 2013.
  25. Как жила наши предки. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  26. Уроки грамоты. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  27. Народы мира. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  28. Логика и мышление. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  29. Счет, форма, величина. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  30. Где живут предлоги. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  31. Время, пространство. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  32. Экология для малышей . Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  33. Чтение с увлечением. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  34. Уроки этики. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  35. Тесты для подготовки к школе. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  36. Дошкольные прописи. Для занятий с детьми от 6 до 7 лет. Серия «Школа семи гномов».-  М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  37. День Победы. Мир в картинках. ФГОС. – Мозаика-Синтез, 2009
  38. Животные жарких стран. Мир в картинках. ФГОС. – Мозаика-Синтез, 2009.
  39. О.Е.Громова, Г.Н. Соломатина. Развитие речи детей 4-5 лет. ВЕСНА- ЛЕТО.  – ООО «ТЦ «Сфера», 2014.
  40. О.Е.Громова, Г.Н. Соломатина. Развитие речи детей 4-5 лет. ЗИМА – ВЕСНА.  – ООО «ТЦ «Сфера», 2014.
  41. О.Е.Громова, Г.Н. Соломатина. Развитие речи детей 4-5 лет. ОСЕНЬ - ЗИМА.  – ООО «ТЦ «Сфера», 2014

Планируемые результаты освоения программы

(целевые ориентиры)

  • динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств детей;
  • освоение детьми специфических видов деятельности на уровне самостоятельности;
  • взаимная социальная адаптация  детей с ограниченными возможностями;

Целевые ориентиры

для  детей с ОВЗ

  • Соотносит действия, изображённые на картинке, с реальными, дорисовывает недостающие части рисунка, воссоздаёт целостное изображение предмета, соотносит форму предметов с геометрической формой, ориентируется в пространстве, дифференцирует цвета и их оттенки, описывает свойства предметов, дифференцирует звуки, группирует предметы по образцу и речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе составления рассказа.
  • Производит анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач, устанавливает связи между персонажами и объектами, изображёнными на картинках; соотносит  текст с соответствующей иллюстрацией; выполняет задания на классификацию картинок; выполняет упражнения на исключение «четвёртый лишний»;
  • осуществляет количественный счёт в прямом и обратном порядке, счёт от средних чисел ряда, порядковый счёт в пределах десяти, пересчитывать предметы и изображения при разном их расположении, определяет место числа в числовом ряду, измеряет множества используя условную мерку, имеет представление о сохранении количества, знает цифры от 0 до 9, соотносит их с числом;
  • называет своё имя, фамилию, возраст; называет город, страну, в которой он проживает; узнаёт и показывает на картинках людей следующих профессий: врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофёр; выделяет на картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов, инструментов, школьных принадлежностей и называет их; различает деревья, траву, цветы, ягоды и называет их; называет отдельных представителей диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей; определяет признаки 4 времён года; различает время суток: день, вечер, ночь, утро.
  • умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой речью; понимает и использует в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между; использует в речи имена сущ.  глаголы в ед. и мн. числах;  глаголы в настоящем и прошедшем времени; строит фразы и рассказы по картинке, состоящие из 3-4 предложений; читает наизусть 2-3 стихотворения; отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечисляет её основных персонажей; знает 1-2 считалки, умеет завершить потешку или поговорку; планирует в речи свои ближайшие действия.
  • Составляет предложения из 2х и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками,  сюжетным картинкам; определяет количество слов в предложении  и место слов в предложении; делит слова на слоги (части), определяет Составляет предложения из 2х и более слов (длинные и короткие предложения) по действиям детей с игрушками,  сюжетным картинкам; определяет количество слов в предложении  и место слов в предложении; делит слова на слоги (части), определяет количество слогов в слове; определяет первый звук в слове, соотносит звук с буквой.

Познавательное развитие:

предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие направлено на решение следующих задач

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира  (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

  • Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

  • Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
  • Ознакомление с миром природы.

      Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных  экологических представлений. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

количество слогов в слове; определяет первый звук в слове, соотносит звук с Речевое развитие:

включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры  речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие направлено на решение следующих задач:

 Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Основные направления деятельности учителя-дефектолога:

  • своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;
  • консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения детей;
  • социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.

Основные задачи работы учителя-дефектолога

  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • развитие интеллектуальных способностей детей, восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • способствовать необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • обеспечение стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Организация образовательного процесса

Создание в группе условий для развития различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей. Это направление обеспечивается организацией целостной системы  коррекционно-педагогического воздействия

        

Приоритетные направления работы с детьми:

  • коррекция психологических функций ребенка;
  • формирование способов освоения общественного опыта
  • социализация ребенка  

Образовательный процесс включает:

  • расширение традиционных видов детской деятельности и обогащение их новым содержанием
  • реализацию личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей через изменения содержания обучения  и совершенствование методов и приемов работы

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя на 2022-2023 учебный год (подготовительная группа)

Оглавление1.  Целевой раздел ……………………………………………………&helli...

Рабочая программа воспитателя на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа воспитателя младшая группа       ...

Рабочая программа педагога-психолога 2022-2023 учебный год

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, подготовительных к школе групп и групп  компенсирующей направленности для детей с ОНР    П...

Рабочая программа воспитателя на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа воспитателя на 2022-2023 учебный год. Старший возраст...

Рабочая программа учителя-логопеда 2022-2023 учебный год

Целью данной программы является построение системы коррекционноразвивающей работы в условиях логопедического пункта для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 4 до 7 лет, предусматривающей пол...