Задания по развитию фонематического слуха
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Пономарева Оля

Фонематический слух играет важную роль в обучении грамоте дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fv_i_navykov_za_zadaniya.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Назвать первый звук в словах:

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, ученый, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Задание: вспомнить 5 слов, которые начинаются со звука У.

Назвать первый звук  в словах:

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алеша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

Задание: вспомнить 5 слов, которые начинаются со звука А.

Назвать первый звук в словах:

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, икра, игра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Задание: вспомнить 5 слов, которые начинаются со звука И.

Назвать первый звук в словах:

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро. аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

Задание: вспомнить по 3 слова, которые начинаются со звуков А, И, О, У.

Назвать последний звук в словах:

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

Задание: вспомнить по 3 слова, которые заканчиваются на звуки А, О, И, У, Ы.

Назвать первый и последний звуки в словах:

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

Назвать звуки в сочетаниях:

Пример, АУИ: 1-й – А, 2-й – У, 3-й – И.

АУ, УА, АИ, ИА, ИУ, УИ, УАИ, АИУ, АУИ, ИУА, УАИ, ИАУ.

Назвать первый звук в словах:

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, маска, маки, море, музыка, мыло.

Задание: вспомнить 5 слов, которые начинаются на звук М.

Определить, есть ли в слове звук М или нет:

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыпленок, коза.

Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или в конце слова:

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М:

Калина-малина, море-горе, мох-пух, мухи-сухо, раки-маки, монета-ракета, мука-рука, магазин-бензин, майка-зайка, мыло-шило.

Определить первый звук в словах:

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан,  волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

Задание: вспомнить 5 слов со звуком В.

Определить, в каком из двух слов есть звук В:

Волосы-полосы, ворона-корона, вышка-пышка, вагон-загон, вата-хата, волк-полк, корова-корона, волны-полный, сова-сама.

Выделить голосом, «нажав» на звук В.:

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Определить первый звук в словах:

Надя, Наташа, ноги, найдем, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

Задание: назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть ли в слове звук Н или нет:

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, роза, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить, в каком из двух слов есть звук Н:

Наша-Саша, корова-корона, струна-трава, конфеты-приветы, норка-корка, найдем-пойдем, наши-уши, шалуны-шумы, слова-слоны, зеленый-золотой, канава-забава, заноза-угроза.

«Нажав» на звук Ф, выделив его в словах. Определить позицию звука Ф в словах:

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.

Определить, есть в слове звук Ф или нет:

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

Определить, в каком из двух слов есть звук Ф:

Кошка-кофта, фантик-бантик, фонтан-тахта, фрукты-продукты, враг-флаг, косточка-кофточка, косой-фасоль, пары-фары, нота-фото.

Выделить в слове звук К, «нажав» на него, определить последний звук в слове:

Домик, танк, тюбик, ролик, огонек, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, зонтик, ток, валик, синяк, напильник, утенок, валенок, хомяк, парк, веник, маяк, рак, комок, кулек, кустик, кулак, кофейник, мельник, человек, щенок,

Задание: вспомнить 5 слов, в конце которых есть звук К.

Определить, есть в слове звук К или нет:

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.

Выделить в словах звук Т, «нажав» на него. Определить последний звук в словах:

Винт, куст, зонт, лист, бант, порт, мост, салат, привет, букет, пакет, халат, хвост, автомат, томат, буфет, билет, кот, кит, лифт, полет, пилот, канат, самолет, март, бегемот, салют, топот,

Задание: вспомнить 5 слов, в конце которых находится звук Т.

Определить, в каком из двух слов есть звук Т:

Тыква-буква, батон-диван, ворота-ворона, плита-слова, томат-гамак, халат-халва, билеты-бананы, бритва-брови, ноты-ночи, шутка-шапка, ракета-рубашка, забота-заноза, густой-кривой, злой-твой, нитка-миска.

Определить последний звук в словах:

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, стоп, Филипп, трап, телескоп, суп,

Определить первый звук в словах:

Пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, помада, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп.

Задание: вспомнить 5 слов, в конце которых находиться звук П.

Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама-канава, суп-сук, шапка-шутка, кнопка-нотка, кошка-кепка, кивать-копать, урожай-попугай, ласты-паста, жук-паук, дочка-почка, кони-пони, жалко-палка, крот-укроп, ракета-победа, корыто-лопата.

Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р):

Утенок, валенок, котенок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, мост, букет, пилот, самолет, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актер, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

Определить первый звук в словах:

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, хвост, холодильник, хозяйка, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок,.

Определить последний звук в словах:

Страх, пастух, петух, запах, шорох, смех, орех.

Задание: вспомнить по 3 слова, где звук Х стоит в начале слова и в конце слова.

Выбрать слова со звуком Х:

Канат-халат-парад, голод-холод-молод, год-ход-пот, сор-хор-вор, муха-мука-рука, хата-вата-мята.

Определите первый звук в словах:

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, окрик, озимь, очень, около, овощи.

Задание: вспомнить 5 слов со звуком О.

Выбрать из рассказа слова со звуком О:

1.Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

2.Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут желтые листья. В окнах рано зажигают свет.

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О):

Бак, рак, сок, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова:

Сады-садики, зонты-зонтики, кусты-кустики, мосты-мостики, носы-носики, банты-бантики, ходы-ходики, плоты-плотики, усы-усики, рыбы-рыбки, горы-горки, липы-липки, лапы-лапки, норы-норки.

Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова:

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, гриб, кит, дым, ввысь, вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы):

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

Определить первый звук в словах:

Собака, солнце, сыр, самолет, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сахар, сын, сом, сучок, супница, свекла, сон.

Задание: вспомнить 5 слов со звуком С.

Выделить звук С, «нажав» на него:

Садик, самокат, самолет, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овес, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.

Назвать все звуки по порядку:

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, игровые упражнения и задания на развитие фонематического слуха.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устно...

Задания и игры на развитие фонематического слуха

laquo;Услышишь — хлопни».Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определ...

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет №1

Задания для детей 4 лет, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 2

Задания, которые могут использовать родители для развития Фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 3

Задания, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 4

Задания, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей...

Консультация. дидактические игры и задания для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Консультация. Раскрываются понятия фонематический слух, фонематическое восприятие. Описываются игры и задания для развития фонематического слуха....