Игры, игровые упражнения и задания на развитие фонематического слуха.
консультация по теме

Захарченко Татьяна Евгеньевна

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем и в письме.

 Развить у ребёнка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители.

 Для этого нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом различение в звучании несколько утрируется, специально подчёркивается, чтобы для ребёнка оно стало более значимым.

           Способы, используемые в логопедической практике.

  При неразличении на слух звуков [з] и [ж] можно начать «издалека», идя от отождествления этих звуков со звуками окружающей природы. Скажите ребёнку, что звук [ж] похож на жужжание жука  ( ж – ж - ж...), а звук [ з ] – на писк комара (з-з-з...) и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно обрясните, что комариный писк очень высокий и «тонкий», а жужжание жука более низкое, «густое» и чуть приглушённое. Обратите внимание ребёнка и на различное положение губ при этих звуках (при [з]улыбка, при [ж] – «рупор»).

  Дайте ребёнку возможность ещё раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вы в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз задаёте ребёнку один и тот же вопрос: «Жук или комар?» Сначала ребёнок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придётся перейти к чисто слуховой дифференциации звуков – для этого экранизируйте от ребёнка свой рот листочком бумаги.

  После того, как будет достигнуто различение неречевых звучаний, свяжите писк комара со звуком [з], а жужжание жука со звуком [ж], сразу познакомив ребёнка и с соответствующими буквами. Обратите его внимание на то, что буква Ж даже по своему внешнему виду похожа на жука – так будет легче установить связь хотя бы одного из неразличимых звуков с вполне определённой буквой. После этого нужно будет лишь окончательно закрепить возможность слуховой дифференциации звуков в процессе специальных упражнений.

  В случае неразличения звуков [ж] и [ш] звук [ж] связываем всё с тем же жужжанием жука, а звук [ш] (ш-ш-ш…) – с шумом леса. Звук [с] на первых порах можно отождествлять со звуком вытекающей из крана воды или со свистом; звук [р] – с карканьем вороны и т. п.

  При воспитании слуховой дифференциации звуков [с] и [ц] обратите внимание ребёнка на то, что [с] можно долго «тянуть» (с-с-с…), тогда как [ц] звучит кратко. При работе над различением всех шести пар звонких и глухих согласных (П – Б, Т – Д и др.) очень важно привлечь внимание ребёнка к тому, что все звонкие согласные произносятся  с голосом, тогда как глухие – без голоса, шепотом. Для лучшего понимания этой особенности звучания звуков можно приложить руку ребёнка к вашей гортани (т. е. к передней части шеи) и попеременно произносить то П, то Б…

  При произнесении звонких согласных обратите внимание на то, что рука при этом ощущает вибрацию, а при произнесении глухих этого ощущения нет.

    В целях облегчения   слуховой   дифференциации   мягких  и  твёрдых  согласных  обратите  внимание   ребёнка  на то, что  тон  звучания  мягких  звуков  несколько  выше, чем  соответствующих   твёрдых  ( сравните,  например,

зь-зь-зь… и з-з-з…)

  Любая „отрабатываемая” пара звуков попеременно  произносится до тех пор, пока ребёнок не научится улавливать различие в их звучании. Иногда также упражнения приходится проводить в течении нескольких дней.

  После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков и в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребёнок показывает соответствующую  букву (обе буквы должны лежать перед ним). Далее нужно поупражнять ребёнка в различении этих же самых звуков в словах, для чего могут быть предложены следующие задания.

  Задание №1.

  Хлопнуть в ладоши ( или показать соответствующую букву), если в слове будет слышен, например звук [ж]. При этом сначала в предлагаемых ребёнку словах же должны быть другие шипящие или свистящие звуки, а сам звук  [ж] надо произносить несколько подчёркнуто.

  Жук, пожар, тарелка;

  Жираф, кот, лампа;

  Жаба, лужа, книга;

  Пирожок, бумага, лыжи и т. д.

  Задание №2.

  Хлопнуть в ладоши ( или показать букву З, если в слове будет слышен этот звук ( т.е. берётся звук, смешиваемый с [ж]. Как и в №1 задании, в речевом материале здесь должны быть полностью исключены все другие шипящие и свистящие звуки. Ребёнку могут быть предложены также , например, слова:

  Звон, глаза;

  Дом, рыба, забор;

  Коза, незабудка;

  Луна, зонтик, тетрадь и др.

  Задание №3.

  Услышав в слове звук [з] или [ж], показать нужную букву.

  Жаворонок, кожа;

  Зубы, жир, вязание;

  Заколка, прожектор;

  Пол, крот и др.

  ( в последних двух словах заключена «ловушка» - ребёнок не должен показывать не одну из букв).

  Задание №4.

  Услышав в слове звук [з] или [ж], показать нужную букву:

  Козочка, сушка;

  Жасмин, свисток;

  Лужица, свежесть;

  Разведчик, золушка;

  Записка, вазочка.

  Это задание сложнее предыдущего, поскольку для его правильного выполнения ребёнок должен уметь не только различать звуки [з] или [ж] между собой, но и отличить их от всех других свистящих и шипящих звуков.

  Задание №5.

  Определить наличие звуков [з] или [ж] в следующих словах:

  Железо, жизнь;

  Зажим, жалюзи;

  Зажарить, зажигалка;

  Звезда, заноза;

  Заказывать, разбрызгивать.

  Сложность этого упражнения заключается в том, что здесь в каждом слове содержится сразу по два «трудных» звука ( [з] и [ж] или два [з]).

  Задание №6.

  Вспомнить и назвать несколько слов сначала со звуком [ж], а затем со звуком [з]. Показать соответствующие буквы.

  Задание №7.

  Разложить картинки, в названии которых содержится звук [з] или [ж], под соответствующей буквой.

  Задание №8.

  Правильно показать картинки названия, которых различаются только одним «трудным» звуком, ( козы – кожи, розы – рожи).

  Итог: упражнения нужно продолжать выполнять до тех пор, пока ребёнок не научится свободно справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что он научился различать звуки на слух, а значит, при обучении грамоте уже не будет смешивать и соответствующих букв.

                                          Игры, игровые упражнения.

  «Эхо».

  Перед игрой взрослый объясняет детям, что такое «Эхо». Эхо любит подражать голосу людей, зверей, птиц. Оно почти всегда в точности повторяет то, что слышит.

  Дети по очереди исполняют роль эхо (т.е. в точности повторяют любой звук, который услышат).

  В качестве материала воспроизведения предлагаются отдельно звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

  «Расколдуй слово».

  Эта игра применяется для развития фонематического слуха и облегчает обучение звуковому анализу слова. Ведущий рассказывает сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своём замке слова.

  Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не расколдует, а чтобы расколдовать слово, надо угадать звуковой его состав (т.е. назвать по порядку звуки, из которых состоит слово). Причём сделать это нужно, когда волшебника нет в замке.

  Трудность предлагаемых для «расколдовывания» слов должна возрастать постепенно. (Пол, кот, каша…) Все звуки слова должны произноситься ведущим очень тщательно, с пропеванием гласных.

  «Звуки перепутались».

  Дети должны сказать, какой звук с каким поменялся местами.

  Любопытные мартышки

  Собирают с елей фишки (шишки).

                                          Здесь хорошее местечко:

                                         Протекает мимо печка (речка).

  Мышка спряталась под горку

  И грызёт тихонько норку (корку).

                                        Сшил себе котёнок – тапки,

                                        Чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки).

  «Назови скорее». (игра с мячом).

  Бросить мяч ребёнку и попросить назвать слова со звуками [с], [з - зь], [ж]. Ребёнок называет слово и бросает мяч.

  [с] – собака, лиса, слон, санки, стол, самолёт…

  [з] – зонт, зебра, зайка, зеркало, глаза…

  [ж] – лыжи, жук, жираф, ножницы, жёлуди…

  «Четвёртый лишний».

  Зайка, зонт, белка, зебра (белка лишняя, в её названии нет звука [з] ).

  Жук, жираф, мишка, ёжик.

  Санки, самолёт, зеркало, солнце.

  «Кто где живёт?»

  Задание: раскрасить левый домик - синим карандашом, а правый домик – жёлтым. В синем живут животные, в названии которых есть «песенка насоса», а в жёлтом – «песенка жука». Предложите провести дорожку от животного к домику, в котором они живут.

  Вопросы детям:

  - Кто живёт в синем домике? ( собака, слон).

  - Кто живёт в жёлтом домике? ( жираф, жук).

  «Кто в каком вагоне поедет?»

  В вагоне слева поедут животные, в названии которых есть звук [ж] ( «песенка жука» ).

  Предложите назвать этих животных (жираф, ёжик…)

  В вагоне справа поедут животные, в названии которых есть звук [ш] ( «песенка ветра» ).

Предложите назвать этих животных ( мышка, мишка…)

  Задание: провести линии от животных к их вагонам.

  «Кто больше» (назвать слова).

  С «песенкой комарика» - зонт, коза, ваза…

  С «песенкой жука» - жаба, кружок, ножик…

  С «песенкой ветра» - шапка, шуба, машина…

  С «песенкой мотора» - рак, грибы, рама, сыр…

  С «песенкой насоса» - собака, сушка, лиса…

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_igrovye_uprazhneniya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Неразличение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной причиной их замен в устной речи, а в дальнейшем и в письме.

  Развить у ребёнка способность к различению звуков в большинстве случаев могут сами родители.

  Для этого нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом различение в звучании несколько утрируется, специально подчёркивается, чтобы для ребёнка оно стало более значимым.

                 Способы, используемые в логопедической  

                                       практике.

  При неразличении на слух звуков [з] и [ж] можно начать «издалека», идя от отождествления этих звуков со звуками окружающей природы. Скажите ребёнку, что звук [ж] похож на жужжание жука  ( ж – ж - ж...), а звук [ з ] – на писк комара (з-з-з...) и несколько раз подряд попеременно изобразите оба эти звучания. Дополнительно обрясните, что комариный писк очень высокий и «тонкий», а жужжание жука более низкое, «густое» и чуть приглушённое. Обратите внимание ребёнка и на различное положение губ при этих звуках (при [з] – улыбка, при [ж] – «рупор»).

  Дайте ребёнку возможность ещё раз хорошо вслушаться в эти звучания и научиться различать их на слух. Для этого вы в разной последовательности воспроизводите то одно, то другое звучание и каждый раз задаёте ребёнку один и тот же вопрос: «Жук или комар?» Сначала ребёнок при различении звуков может ориентироваться не только на слух, но и на зрительное восприятие артикуляции, а затем ему придётся перейти к чисто слуховой дифференциации звуков – для этого экранизируйте от ребёнка свой рот листочком бумаги.

  После того, как будет достигнуто различение неречевых звучаний, свяжите писк комара со звуком [з], а жужжание жука со звуком [ж], сразу познакомив ребёнка и с соответствующими буквами. Обратите его внимание на то, что буква Ж даже по своему внешнему виду похожа на жука – так будет легче установить связь хотя бы одного из неразличимых звуков с вполне определённой буквой. После этого нужно будет лишь окончательно закрепить возможность слуховой дифференциации звуков в процессе специальных упражнений.

  В случае неразличения звуков [ж] и [ш] звук [ж] связываем всё с тем же жужжанием жука, а звук [ш] (ш-ш-ш…) – с шумом леса. Звук [с] на первых порах можно отождествлять со звуком вытекающей из крана воды или со свистом; звук [р] – с карканьем вороны и т. п.

  При воспитании слуховой дифференциации звуков [с] и [ц] обратите внимание ребёнка на то, что [с] можно долго «тянуть» (с-с-с…), тогда как [ц] звучит кратко. При работе над различением всех шести пар звонких и глухих согласных (П – Б, Т – Д и др.) очень важно привлечь внимание ребёнка к тому, что все звонкие согласные произносятся  с голосом, тогда как глухие – без голоса, шепотом. Для лучшего понимания этой особенности звучания звуков можно приложить руку ребёнка к вашей гортани (т. е. к передней части шеи) и попеременно произносить то П, то Б…

  При произнесении звонких согласных обратите внимание на то, что рука при этом ощущает вибрацию, а при произнесении глухих этого ощущения нет.

    В целях облегчения   слуховой   дифференциации   мягких  и  твёрдых  согласных  обратите  внимание   ребёнка  на то, что  тон  звучания  мягких  звуков  несколько  выше, чем  соответствующих   твёрдых  ( сравните,  например,

зь-зь-зь… и з-з-з…)

  Любая „отрабатываемая” пара звуков попеременно  произносится до тех пор, пока ребёнок не научится улавливать различие в их звучании. Иногда также упражнения приходится проводить в течении нескольких дней.

  После достижения необходимого результата (устойчивого различения на слух нужной пары звуков и в их изолированном звучании) оба звука сразу связываются с соответствующими буквами. Теперь при произнесении взрослым любого из звуков ребёнок показывает соответствующую  букву (обе буквы должны лежать перед ним). Далее нужно поупражнять ребёнка в различении этих же самых звуков в словах, для чего могут быть предложены следующие задания.

  Задание №1.

  Хлопнуть в ладоши ( или показать соответствующую букву), если в слове будет слышен, например звук [ж]. При этом сначала в предлагаемых ребёнку словах же должны быть другие шипящие или свистящие звуки, а сам звук  [ж] надо произносить несколько подчёркнуто.

  Жук, пожар, тарелка;

  Жираф, кот, лампа;

  Жаба, лужа, книга;

  Пирожок, бумага, лыжи и т. д.

  Задание №2.

  Хлопнуть в ладоши ( или показать букву З, если в слове будет слышен этот звук ( т.е. берётся звук, смешиваемый с [ж]. Как и в №1 задании, в речевом материале здесь должны быть полностью исключены все другие шипящие и свистящие звуки. Ребёнку могут быть предложены также , например, слова:

  Звон, глаза;

  Дом, рыба, забор;

  Коза, незабудка;

  Луна, зонтик, тетрадь и др.

 

  Задание №3.

  Услышав в слове звук [з] или [ж], показать нужную букву.

  Жаворонок, кожа;

  Зубы, жир, вязание;

  Заколка, прожектор;

  Пол, крот и др.

  ( в последних двух словах заключена «ловушка» - ребёнок не должен показывать не одну из букв).

  Задание №4.

  Услышав в слове звук [з] или [ж], показать нужную букву:

  Козочка, сушка;

  Жасмин, свисток;

  Лужица, свежесть;

  Разведчик, золушка;

  Записка, вазочка.

  Это задание сложнее предыдущего, поскольку для его правильного выполнения ребёнок должен уметь не только различать звуки [з] или [ж] между собой, но и отличить их от всех других свистящих и шипящих звуков.

  Задание №5.

  Определить наличие звуков [з] или [ж] в следующих словах:

  Железо, жизнь;

  Зажим, жалюзи;

  Зажарить, зажигалка;

  Звезда, заноза;

  Заказывать, разбрызгивать.

  Сложность этого упражнения заключается в том, что здесь в каждом слове содержится сразу по два «трудных» звука ( [з] и [ж] или два [з]).

  Задание №6.

  Вспомнить и назвать несколько слов сначала со звуком [ж], а затем со звуком [з]. Показать соответствующие буквы.

  Задание №7.

  Разложить картинки, в названии которых содержится звук [з] или [ж], под соответствующей буквой.

  Задание №8.

  Правильно показать картинки названия, которых различаются только одним «трудным» звуком, ( козы – кожи, розы – рожи).

  Итог: упражнения нужно продолжать выполнять до тех пор, пока ребёнок не научится свободно справляться со всеми предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть уверенным в том, что он научился различать звуки на слух, а значит, при обучении грамоте уже не будет смешивать и соответствующих букв.

                     Игры, игровые упражнения.

  «Эхо».

  Перед игрой взрослый объясняет детям, что такое «Эхо». Эхо любит подражать голосу людей, зверей, птиц. Оно почти всегда в точности повторяет то, что слышит.

  Дети по очереди исполняют роль эхо (т.е. в точности повторяют любой звук, который услышат).

  В качестве материала воспроизведения предлагаются отдельно звуки, звукосочетания, слова и целые фразы.

  «Расколдуй слово».

  Эта игра применяется для развития фонематического слуха и облегчает обучение звуковому анализу слова. Ведущий рассказывает сказку о злом волшебнике, заколдовывающем в своём замке слова.

  Заколдованные слова не могут уйти из замка, пока их кто-нибудь не расколдует, а чтобы расколдовать слово, надо угадать звуковой его состав (т.е. назвать по порядку звуки, из которых состоит слово). Причём сделать это нужно, когда волшебника нет в замке.

  Трудность предлагаемых для «расколдовывания» слов должна возрастать постепенно. (Пол, кот, каша…) Все звуки слова должны произноситься ведущим очень тщательно, с пропеванием гласных.

  «Звуки перепутались».

  Дети должны сказать, какой звук с каким поменялся местами.

  Любопытные мартышки

  Собирают с елей фишки (шишки).

                                          Здесь хорошее местечко:

                                         Протекает мимо печка (речка).

  Мышка спряталась под горку

  И грызёт тихонько норку (корку).

                                        Сшил себе котёнок – тапки,

                                        Чтоб зимой не мёрзли шапки (лапки).

  «Назови скорее». (игра с мячом).

  Бросить мяч ребёнку и попросить назвать слова со звуками [с], [з - зь], [ж]. Ребёнок называет слово и бросает мяч.

  [с] – собака, лиса, слон, санки, стол, самолёт…

  [з] – зонт, зебра, зайка, зеркало, глаза…

  [ж] – лыжи, жук, жираф, ножницы, жёлуди…

  «Четвёртый лишний».

  Зайка, зонт, белка, зебра (белка лишняя, в её названии нет звука [з] ).

  Жук, жираф, мишка, ёжик.

  Санки, самолёт, зеркало, солнце.

  «Кто где живёт?»

  Задание: раскрасить левый домик - синим карандашом, а правый домик – жёлтым. В синем живут животные, в названии которых есть «песенка насоса», а в жёлтом – «песенка жука». Предложите провести дорожку от животного к домику, в котором они живут.

  Вопросы детям:

  - Кто живёт в синем домике? ( собака, слон).

  - Кто живёт в жёлтом домике? ( жираф, жук).

  «Кто в каком вагоне поедет?»

  В вагоне слева поедут животные, в названии которых есть звук [ж] ( «песенка жука» ).

  Предложите назвать этих животных (жираф, ёжик…)

  В вагоне справа поедут животные, в названии которых есть звук [ш] ( «песенка ветра» ).

Предложите назвать этих животных ( мышка, мишка…)

  Задание: провести линии от животных к их вагонам.

  «Кто больше» (назвать слова).

  С «песенкой комарика» - зонт, коза, ваза…

  С «песенкой жука» - жаба, кружок, ножик…

  С «песенкой ветра» - шапка, шуба, машина…

  С «песенкой мотора» - рак, грибы, рама, сыр…

  С «песенкой насоса» - собака, сушка, лиса…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет №1

Задания для детей 4 лет, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 2

Задания, которые могут использовать родители для развития Фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 3

Задания, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей....

Задания для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у ребенка 4-5 лет № 4

Задания, которые могут использовать родители для развития фонематического слуха и фонематического восприятия у детей...

Игры и упражнения на формирование и развитие фонематического восприятия и слуха

Фонематический слух - это способность человека к различению отдельных звуков.Фонетическое восприятие - это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять...

Консультация. дидактические игры и задания для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Консультация. Раскрываются понятия фонематический слух, фонематическое восприятие. Описываются игры и задания для развития фонематического слуха....

Задания по развитию фонематического слуха

Фонематический слух играет важную роль в обучении грамоте дошкольника...