ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНЫХ ПОДДЕРЖЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
консультация по коррекционной педагогике

Крашеницына Татьяна Геннадьевна

Подготовка детей к самостоятельной жизни – одна из основных целей психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Следовательно, наиважнейшей задачей при обучении ребенка с РАС является – формирование жизненных компетенция, то есть навыков, знаний  и умений, способов их применения, необходимых человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛЬНЫХ ПОДДЕРЖЕК ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Подготовка детей к самостоятельной жизни – одна из основных целей психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра. Следовательно, наиважнейшей задачей при обучении ребенка с РАС является – формирование жизненных компетенция, то есть навыков, знаний  и умений, способов их применения, необходимых человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.

Для формирования многих функциональных навыков для детей с РАС требуется большое количество подсказок. Практика показывает, что чаще всего такие дети нуждаются в подсказках со стороны специалистов и родителей, как в процессе выполнения отдельных действий, так и при переходе от одного действия к другому. Для того чтобы помочь детям с РАС  стать максимально самостоятельными и независимыми от взрослых, необходимо использовать различные варианты визуальной поддержки.

Основные признаки РАС — трудности с социальным взаимодействием, проблемы с использованием речи, а также ограниченные интересы и повторяющееся поведение. Визуальная поддержка может помочь во всех трех областях.

Во-первых, детям с РАС может быть трудно понять социальные знаки во время повседневного взаимодействия с другими людьми. Они могут не понимать, чего от них ожидают в социальных ситуациях, как начать разговор, как ответить на попытки социального взаимодействия других людей или как изменить свое поведение в соответствии с правилами для той или иной социальной ситуации. Визуальная поддержка может помочь в обучении детей с РАС социальным правилам, также дети с РАС могут сами использовать ее в социальных ситуациях.

Во-вторых, детям с РАС часто сложно понимать устные инструкции и следовать им. Они могут быть не в состоянии сказать, что они хотят и в чем нуждаются. Визуальные подсказки помогают родителям и специалистам донести до ребенка свои ожидания. Это предотвращает конфликтные ситуации и снижает проблемное поведение из-за трудностей с коммуникацией. Визуальная поддержка поддерживает уместные и позитивные способы коммуникации.

К тому же визуальная поддержка – это ещё один способ, позволяющий взрослому подобрать «ключи» для общения с особым ребёнком, способ донести до него информацию альтернативным образом.

Наконец, некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.

Хочется отметить, что эффективность внедрения данной технологии в практику работы с детьми РАС была доказана большим количеством научных исследований.

Методы визуальной поддержки могут применяться при работе с людьми любого возраста и уровня развития.

Для многих людей с особенностями развития и обучения визуальный канал восприятия информации является ведущим. Использование зрительной поддержки помогает самостоятельно справляться с задачами, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

Что такое визуальная поддержка

Визуальная поддержка – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации.

Она окружает нас всех в обычной жизни. Мы ведем календарь-ежедневник; пользуемся указателями, дорожными знаками; заказываем еду в ресторане по картинке в меню; собираем мебель и готовим еду по зрительно представленной инструкции; составляем списки покупок, когда собираемся в магазин; пользуемся картами и навигаторами и т.д.

Визуальная поддержка наглядно иллюстрирует важные правила (куда пройти, где остановиться, куда не стоит идти, чего не стоит делать и т.д.) и очень помогает туристам, если они находятся в стране, языком которой не владеют.

Почему визуальная поддержка помогает лучше понимать происходящее

Представим себе, что мы находимся на вокзале или в аэропорту. Вокруг много людей и довольно шумно. Это может вызывать тревогу и дискомфорт, особенно если мы рискуем опоздать на самолет или поезд. Для того чтобы понять, куда пройти, мы смотрим на табло отправления поездов / самолетов. Если нам нужно получить дополнительную информацию, мы будем искать информационную стойку (ее обозначение тоже будет являться визуальной поддержкой). Таким образом, визуальная поддержка помогает нам сориентироваться в ситуации и добиться своей цели.

Для многих людей с особенностями развития и обучения (РАС, гиперактивность и дефицит внимания, когнитивные нарушения и др.) визуальный канал восприятия информации является ведущим. Зрительно представленная информация обрабатывается и сохраняется человеком проще и успешнее, чем информация, полученная на слух.

Визуальная поддержка помогает:

лучше запоминать информацию;

четче выделять важную информацию;

снижать тревогу и чувство неопределенности;

понимать правила;

прояснять абстрактные концепции, например время;

лучше принимать изменения.

Кроме того, она помогает самостоятельно справляться с задачей, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

Виды визуальной поддержки:

  • расписания (дня, занятия);
  • визуальные рутины (мытье рук, использование туалета, переодевание, подготовка ко сну);
  • расписание активностей (последовательность знакомых игровых задач);
  • визуальный таймер;
  • визуально представленные правила поведения (говорить по очереди, поднимать руку, сидеть правильно);
  • социальные истории (как вести себя в общественных местах, пригласить ребенка в игру, попросить игрушку, отказаться от обеда)

Расписание дня.

Это тип визуальной поддержки, который представляет собой перечень активностей, заданий которые предстоит выполнить в течение дня или его части, например, утром.  Визуальное расписание не только помогает ребенку ориентироваться в предстоящих активностях, но и снижает уровень тревожности, количество проявлений нежелательного поведения. В инклюзивных группах возможно  использование двух видов расписания: группового и индивидуального. Индивидуальное расписание ребенка с РАС может не совпадать с расписанием группы. Важно, чтобы расписание не становилось списком занятий, а включало в себя активности, любимые ребенком – это будет стимулировать воспитанника самостоятельно пользоваться расписанием.

В зависимости от возраста и уровня развития восприятия  ребенка расписание дня может быть оформлено в виде фото конкретных активностей или помещений, где будут происходить активности, в виде цветных изображений и рисунков, а также печатных слов. Если ребенок владеет навыком чтения, педагог может совместно с ним написать расписание в блокноте, дети, свободно владеющие письмом (в подготовительной группе), могут самостоятельно записывать свое расписание под руководством педагога. Человеку с РАС трудно структурировать свою деятельность, и письменное составление расписания тренирует ребенка в будущем самостоятельно планировать свой день.

Помимо расписания дня, часто нами используется планшетка «Сначала – Потом» - визуальная поддержка на время конкретного занятия или его отрезка. Этот простейший вариант расписания, как правило, вводится каждому ребенку на начальных этапах обучения, или же используется параллельно с расписанием дня для повышения мотивации ребенка к выполнению отдельных заданий. При этом в поле «Сначала» располагается изображение целевой деятельности (задание), в поле «Потом» - изображение мотивирующей деятельности или игрушки\пищевого подкрепления.

Визуальное расписание должно всегда находиться на одном доступном для ребенка месте. В течение дня ребенок может подойти и посмотреть какая деятельность ожидает его в ближайшее время. После завершения активности ребенок убирает карточку из расписания или вычеркивает из списка.

Визуальные рутины

Каждый день в детском саду ребенок выполняет большое количество рутин (повседневных дел, состоящих из цепочки повторяющихся отдельных действий). Например, это могут быть мытье рук, использование туалета, переодевание, подготовка ко сну.

Дети с РАС часто испытывают трудности даже при выполнении ежедневных рутин, им сложно сосредоточиться на деятельности, довести ее до конца. В обучении воспитанников ежедневным делам нам приходят на помощь визуальные рутины.

Визуальная поддержка размещается рядом с местом, где осуществляется рутина, и используется в момент ее выполнения. Важную роль играет правильное использование подсказок при обучении. Так как наша цель – научить ребенка выполнять действие самостоятельно без участия взрослого, вербальные подсказки или жесты должны быть исключены. Мы используем только физическую подсказку, оказываемую сзади, и постепенно снижаем степень помощи.

Нами замечено, что визуальная рутина для одевания помогает не только ребенку с аутизмом, но и другим детям, испытывающим трудности с самоорганизацией и концентрацией внимания (ЗПР, СДВГ). Эту стратегию успешно используют воспитатели или помощники воспитателей ежедневно, пока ребенок не усваивает последовательность одевания на прогулку. Для повышения мотивации ребенка одеваться быстро и максимально самостоятельно также можно сочетать визуальную поддержку с таймером и материальным подкреплением.

Расписания активностей

Расписания активностей используются для обучения человека самостоятельному выполнению последовательности задач.

Это может быть простая последовательность выполнения знакомых ребенку игровых задач (сложить пазл, собрать пирамидку и т.д.); последовательность выполнения разминочных упражнений; использования оборудования в спортзале или на детской площадке; последовательность и очередность игр с другими детьми; последовательность действий при загрузке стиральной или посудомоечной машины и многое другое.

Самые простые формы расписаний активностей, которые используются с маленькими детьми, представляют собой альбом, на каждой из страниц которого размещено изображение задания или игрушки. Открыв расписание активности, ребенок смотрит на первую страницу, идет туда, где находятся материалы (например, к стеллажу или специальной полке), берет контейнер с соответствующим заданием, выполняет его, убирает в контейнер, относит на место, переворачивает страницу, выполняет следующее задание. На последней странице может находиться изображение подкрепления (предпочитаемой ребенком игрушки или еды). Ребенок съедает кусочек любимой еды (играет с игрушкой или смотрит отрывок любимого мультфильма). На этом выполнение расписания активности заканчивается. Ребенок закрывает альбом и убирает его на место.

Важной особенностью обучения использованию расписания активности является то, что применяются только физические подсказки, от которых затем постепенно отходят по мере того, как ребенок осваивает расписание. В расписание активности включают только те задачи, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Если ребенок не умеет выполнять задания, им предварительно обучают во время индивидуального занятия. 

Расписания активностей можно начинать использовать с самыми маленькими детьми (работа по данной технологии является частью программы ASSERT). Но данная технология может быть полезна и для школьников (например, работа на различных рабочих листах и в тетради), и для взрослых (например, работа по расписанию активностей в мастерской).

Визуальные таймеры

Некоторым людям с особыми потребностями трудно пользоваться часами для понимания времени. Поэтому, например, фразы «не сейчас», «через 15 минут» могут восприниматься ими как отказ в желаемом и вызывать нежелательное поведение.

Визуальное представление времени помогает человеку понять, когда начнется или закончится определенная активность, например: когда нужно закончить играть и начать убирать игрушки, когда закончится урок и начнется перемена, как долго готовится еда и т.д.

Многие из нас привыкли пользоваться звуковым таймером (например, звенящим кухонным таймером). 

Однако время можно представить и визуально. Самым простым визуальным таймером являются песочные часы.

Наглядно представленные правила поведения

Визуальное подкрепление правил поведения помогает лучшему пониманию и облегчает запоминание того, что ожидается от человека. Отсылка к визуально представленным правилам помогает избегать конфликтов.

Для людей с трудностями обучения и РАС важно, чтобы правила содержали то, что нужно делать, а не то, чего не стоит делать, например:

говорить по очереди (вместо «не перебивать»);

поднимать руку (вместо «не выкрикивать с места»);

сидеть за партой (вместо «не бегать по классу»).

Запрет на определенное поведение (например, не кричать) не работает, если человек не понимает, что нужно делать вместо того, чтобы кричать.

Правила поведения могут быть общими для группы людей (класс, группа детского сада, работники мастерской) либо могут быть составлены индивидуально для конкретного человека. Если правила составляются для конкретного ребенка, то набор правил должен содержать небольшое количество типов поведения, которые важны именно для него. Учитывая, что у человека с РАС или трудностями в обучении социальная мотивация (хорошо выглядеть в глазах других людей или порадовать кого-то) может быть не особенно развитой, имеет смысл использовать подкрепления, давая человеку наглядно понять, что за следование правилам его ждет определенная награда.

Правила поведения необходимо формулировать четко и понятно, избегая общих формулировок (например, «хорошо себя веду»).

Социальные истории

Типично развивающиеся дети осваивают социальные навыки, наблюдая за окружающими. Многим социальным навыкам (действия по очереди; как вести себя в общественных местах; как отказываться, если что-то не нравится или не хочется делать; как и на какое расстояние можно подходить к собеседнику; какие слова использовать, а какие не стоит и т.д.) типично развивающегося ребенка обучать не приходится. Это понятные ему, но при этом «неписаные» правила. В случае нарушения какого-то из правил достаточно сделать ребенку замечание, что приведет к изменению поведения в будущем.

Детям с РАС осваивать социальные правила сложнее. Им часто бывает непонятно, почему нужно вести себя определенным образом, труднее понимать эмоции и чувства других людей. Например, почему в театре петь, танцевать и говорить могут только актеры, которые находятся на сцене, почему не стоит обнимать незнакомого человека или вставать во время урока из-за парты в классе и т.д.

Обучиться правилам поведения в конкретных ситуациях могут помочь визуально представленные социальные истории.

Социальная история – это специально созданная для определенного человека история, которая помогает понять социальную ситуацию и то, что делать в этой ситуации.

При подготовке и составлении социальной истории учитываются возраст, индивидуальные способности (например, умение читать, которое не стоит путать с гиперлексией) и интересы человека. Перед написанием социальной истории нужно определить цель, то есть чего мы хотим достичь, используя историю. Далее нужно понять, где, когда, кто участвует, какова последовательность событий, что происходит, почему. 

При составлении социальной истории следует придерживаться определенных правил и структуры.

Социальная история (так же, как и правила поведения) должна содержать описание социально желаемого поведения, стоит избегать упоминания нежелательного поведения, даже если хотелось бы представить его как то, чего не нужно делать (не драться, не кричать, не толкаться).

Социальная история составляется для конкретной ситуации, в ней содержится описание ожидаемого / желаемого поведения (что будет делать человек, для которого составляется история).

Человека начинают знакомить с социальной историей в привычной для него обстановке заранее (например, с тем, как ведут себя в театре или на приеме у врача, человека начинают знакомить за несколько дней до предстоящего события).

Существуют ситуации или определенные места, которые могут вызывать тревогу или панику (встреча с собаками на улице; посещение стоматолога; посещение аэропорта и предстоящий перелет и т.д.). В этих случаях также может помочь социальная история. Знакомясь с этой историей, человек не только понимает, что от него ожидается и что он может сделать, но и постепенно привыкает к непривычной ситуации, с которой, возможно, он не знаком.

Видеомоделирование 

Видеомоделирование напоминает социальную историю. Только она не написана / напечатана на бумаге, а представлена на видео. Многих людей с РАС привлекают экраны компьютера или телефона. Этот интерес можно использовать для обучения социальным навыкам.

В данном случае видеомоделирование можно отнести не только к методам визуальной поддержки, но и к важным методам развития социальных навыков.

Отснятый на видео небольшой сюжет о том, как вести себя в определенной ситуации, помогает человеку лучше понять и запомнить то, что от него ожидается. В качестве «героя фильма» может выступать как сам человек (в этом случае часто приходится разучивать и снимать отдельные элементы цепочки желаемого поведения и затем монтировать видеозапись), так и важные для него люди (одноклассники, братья или сестры). 

Анализ и итоги реализации

Все вышеперечисленные методы визуализации способствуют:

Визуальная поддержка помогает справляться с задачами самостоятельно, а значит, способствует повышению самооценки. 

Визуальная поддержка проясняет информацию, что помогает справиться с тревогой и чувством неопределенности. Человеку с особенностями развития может быть непонятно, как долго он будет выполнять определенную задачу, как долго нужно ехать в транспорте или когда придет время идти домой, что делать в определенной ситуации и т.д. 

Визуальная поддержка помогает лучше принимать правила.

Визуальная поддержка помогает человеку заранее подготовиться к непредвиденным изменениям.

При использовании визуального плана и визуальной инструкции, для обучающегося смена событий происходит объективно, как давность, словно бы без личного требования со стороны взрослого. Если говорить детям: «Я хочу, чтобы ты …», некоторые могут отказаться это делать, но если говорить: «По плану или по инструкции сейчас …», он будет ей следовать.

Визуальная поддержка в виде плана и инструкции сообщает обучающимся, что должно произойти, и что им ожидать дальше. Такая коммуникация позволяет детям использовать изображения, чтобы понять, что происходит вокруг них, и это облегчает их дальнейшую коммуникацию с окружающими.

Значительным преимуществом является постоянность графической информации: расписание неизменно укажет что дальше, а вот словесные указания мгновенно исчезают.

Таким образом, визуализация организации предметно-практической деятельности обучающихся с ментальными нарушениями способствует их развитию, более быстрой социальной адаптации, поддерживает уверенность детей в себе. Разные виды визуальной поддержки помогают развивать коммуникацию, взаимодействие обучающихся с окружающими и быть более успешными в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

EduQuest (ЭдуКвест) технология как ресурс повышения качества сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовании

В статье описана современная технология EduQuest (ЭдуКвест), используемая при оказании психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра (далее &nda...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Организация времени для детей с расстройствами аутистического спектра с помощью бережливых технологий в старшей группе компенсирующей направленности

В  ДОУ действует группа для детей с РАС. Основной целью работы с этой    категорией детей, является повышение их качества жизни – это значит, чтобы ребенок стал более самосто...

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Организация психологической коррекции с детьми с РАС направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную д...

"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ

Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической  конференции   стр.168...

Коррекционно-образовательные технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Еще недавно диагноз „аутизм" был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но сегодня аутизм привлекает все больше внимания специалистов р...

Опыт применения специалистами МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» диагностической методики «Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра» для определения конкретных целей психологопедагогической коррекции дошкольников с РАС.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки ра...