Перспективное планирование работы с детьми с ОНР 1 уровня речевого развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы с детьми с ОНР 1 уровня речевого развития
Период | Основное содержание работы |
I Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь
| Развитие понимания речи Учить ребенка: - находить предметы, игрушки; - по инструкции взрослого узнавать и правильно показывать предметы и игрушки; - показывать части тела в соответствии с просьбой взросло; - понимать слова обобщающего значения: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», « Посуда», «Продукты питания», «Транспорт»; - показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией; - дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?; - понимать грамматические категории числа существительных, глаголов; - различать на слух обращения к одному или нескольким лицам; Закреплять навык ведения одностороннего диалога (взрослый задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить ребенка: - называть родителей, родственников (мама, папа, бабушка (баба), дедушка (деда)); - называть имена друзей, кукол; - подражанию:
Развитие тонкой моторики, пальцев рук. — сжимать резиновую грушу, теннисный или массажный мячик; — разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак; — отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь - ребро (одной и двумя руками); — поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола; — перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок; — отстреливать каждым пальцем поочередно пинпонговый шарик; — тренировать захват мячей различного диаметра; — выработать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т.п.); — воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть); — захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами; — перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами; — выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца; — обучать ребенка рациональным приемам захвату крупных и мелких предметов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить ребенка: - запоминать и выбирать из ряда предложенных взрослым игрушки и предметы (2—4 игрушки); - определять из ряда игрушек ту, которую убрали или добавили; - запоминать и раскладывать игрушки в произвольной последовательности (в рамках одной тематики); - запоминать и раскладывать игрушки в заданной последовательности (2—3 игрушки одной тематики); - запоминать и проговаривать 2—3 слова по просьбе взрослого (мама, папа; мама, папа, тетя и т.п.).; - находить из ряда картинок (предметов, игрушек) «лишнюю»: шарик, мяч, кисточка; шапка, панама, яблоко; яблоко, груша, стол. - находить предмет по его контурному изображению; - узнавать предмет по одной его детали. |
II Январь, февраль, март, апрель, май, июнь
| Развитие понимания речи Учить: - понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу. - отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу); - по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник); - определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба). Развитие активной подражательной речевой деятельности Учить: - отдавать приказания: на, иди, дай; - указывать на определенные предметы: вот, это, тут; - составлять первые предложения, например: Вот Тата. Это Тома. - составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Тата, спи. - преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет). Развитие тонкой моторики, пальцев рук. — сжимать резиновую грушу, теннисный или массажный мячик; — разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака в кулак; — отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередуя положение: ладонь - ребро (одной и двумя руками); — поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола; — перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок; — отстреливать каждым пальцем поочередно пинпонговый шарик; — тренировать захват мячей различного диаметра; — выработать переключение движений правой — левой руки (ладонь — кулак, ладонь — ребро ладони и т.п.); — воспроизводить различные позы руки (кулак — ладонь — ребро), пальцев (колечко — цепь — щепоть); — захватывать мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами; — перекатывать ребристый карандаш большим и попеременно остальными пальцами; — выполнять несложные геометрические узоры из мелких деталей (спичек, палочек, мозаики) на основе образца; — обучать ребенка рациональным приемам захвату крупных и мелких предметов. Развитие внимания, памяти, мышления Учить: - запоминать игрушки (предметы, картинки) и выбирать их из разных тематических групп и раскладывать их в определенной последовательности: шарик, машина, шапка; мяч, ложка, карандаш.. - запоминать и подбирать картинки, подходящие по смыслу: дождь — зонт, снег — коньки; - выбирать предметы определенного цвета (отобрать только красные машинки, белые кубики и т. д.); - отбирать фигуры определенной формы (только квадраты, треугольники, круги); - определять лишний предмет из представленного ряда:
- складывать картинки из двух, четырех частей; - подбирать кубики разной формы в соответствии с прорезями на крышке коробки;
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития.
Методические рекомендации по работе с детьми с низким уровнем речевого развития для воспитателей....