Пути решения инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях.
статья по коррекционной педагогике

Ахметова Закира Рахимчановна

 В наше время инклюзивное образование, становясь реальностью,но, в тоже время, интенсивно входя в практику, инклюзивное образование ставит перед образовательной системой большой ряд сложных вопросов и новых задач. Зарубежная система образования  имеет богатый опыт и законодательное закрепление, наша отечественная инклюзия только начинает складываться и развиваться. В настоящее время 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям. Традиционной формой обучения детей сограниченными возможностями здоровья остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных кадров: педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов,недостаточным уровнем их подготовки. Ведь инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.2 КБ

Предварительный просмотр:

                Пути решения инклюзивного образования в дошкольных

образовательных учреждениях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на моем педагогическом опыте были всегда. Эти  дети находились вместе с другими детьми с сохранным интеллектом. И мы – воспитатели искали пути решения, как работать с таким ребенком, не в ущерб остальным детям. Помогали  развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Способствовали формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. В то время не было адаптированных  программ для работы с детьми с особыми образовательными потребностями и я, работая по программе для детей с нормой, брала то, что мог усвоить ребенок.

Опыт работы в дошкольном учреждении показал, что в услугах по развивающему обучению, психотерапии и психопрофилактики, оптимизирующих психическое развитие детей, заинтересованы родители не только проблемных, но и обычно развивающихся детей. Наибольший интерес вызывают у родителей методы оптимального воспитания ребенка, стимуляции его интеллектуального развития и формирования у него таких качеств личности как активность, инициатива и самостоятельность. Совместное воспитание детей с особенностями развития и возрастной нормы оказывает одинаково благотворное влияние и на тех и на других. Опыт, который до сих пор осуществлялся в саду, до недавнего времени мы называли опытом интеграции. И вот появился новый термин – инклюзия. Изучив принципы инклюзивного подхода, мы поняли, что они соответствуют нашим принципам. Ознакомившись с этими принципами инклюзивного образования можно увидеть следующие способы включения:

  • Принимать детей с инвалидностью «как любых других ребят в классе или группе»;
  • Включать их в те же активности, хотя ставить разные задачи;
  • Вовлекать ребят в групповые формы работы и групповые решения задач;
  • Использовать активные формы обучения – манипуляции, игры, проекты, лаборатории, полевые исследования.            

Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе дошкольного детства необходимо создавать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в учреждении общеразвивающего вида:

1.Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.

В ДОУ должна быть разработана нормативно-правовая база, задающая концептуально

содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ.

 2.Создание предметно-развивающей среды.

Для успеха инклюзивного образования  необходимо создание предметно-развивающей среды,

обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений

высших психических функций и становление личности ребенка.                          

3. Кадровое обеспечение                                                                              

Важным  условием  является наличие в дошкольном учреждении общеразвивающего вида

специалистов: учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога- психолога, социального педагога,

а также высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Необходима подготовка

педагогов к инклюзивному образованию с помощью обучающих программ повышения

квалификации для специалистов дошкольных учреждений.

4.Создание психолого-педагогического сопровождения.

 В дошкольных учреждениях общеразвивающего вида необходимо создавать психолого – медико

педагогические консилиумы, цель которых – организация воспитания, обучения и развития детей с

ОВЗ, расширение круга общения детей, а также психологическая и социальная поддержка семей.

Организация комплексного коррекционно-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

предполагает участие каждого специалиста.

 В начале каждого учебного года необходимо проводить комплексное обследование детей с ОВЗ

специалистами и воспитателями. В соответствии с медицинскими диагнозами разрабатывать

индивидуальные маршруты развития на каждого ребенка, определять учебную нагрузку. На этапе

реализации каждого индивидуального маршрута развития ребенка с ОВЗ возникает задача – создание

комплексной целенаправленной работы. Вся коррекционно-педагогическая помощь должна

осуществляться наряду с лечением. На протяжении всей коррекционной работы детям с ОВЗ

требуется  внимание и участие медицинских специалистов, так как многие виды нарушений связаны

с органическими поражениями центральной нервной системы. Коррекционное воздействие на детей

оказывается более эффективным в сочетании со специальным медикаментозным лечением,

стимулирующим созревание центральной нервной системы.

Все педагоги, которые будут сопровождать детей с ОВЗ, должны знать основы коррекционного

воспитания и обучения таких детей. В процессе пребывания ребенка с ОВЗ в дошкольном

образовательном учреждении педагогам необходимо:

  • включать в образовательную деятельность всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную коррекционно - развивающую программу;
  • создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации;
  • корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка;
  • при оценке динамики продвижения ребенка с  ОВЗ сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития;
  • педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.

Процесс этот очень сложный и требует комплексной работы на всех уровнях общества. Поскольку в результате этого процесса должна измениться система образования, а не дети адаптироваться к имеющимся образовательным программам.                          

                                           Список литературы:

1."ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ". Основная общеобразовательная программа дошкольного образования" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.С.293-311.
2.Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология.1999.№1.С.41-46.
3. Шматко, Н. Д., Э.В. Миронова. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа// Дефектология. 1995. №4. С.66-74.              


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

В данной статье обозначены преимущества использования основ инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида....

Статья: "Инклюзивное образование в дошкольных образовательных учреждениях".

Инклюзивное образование-образованиедоступное всем....

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

       Образование в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою...

Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении

Опыт инклюзивного образования в дошкольном образовательном учреждении...