Проект совместной деятельности учителя-логопеда и родителей. «QR-код-новый образовательный инструмент в работе с родителями».
статья по коррекционной педагогике

Жирнова Юлия Геннадьевна
Аннотация: в статье рассматривается актуальная тема применения новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. По мнению авторов важно понять и решить вопрос успешности педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и «современного родителя». Традиция или инновация - что эффективней? Ответ на этот вопрос раскрыт на примере использования технологии QR-код.
Ключевые слова: традиционные и инновационные технологии, взаимодействие с родителями, формы работы, QR-код, эффективность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект совместной деятельности учителя-логопеда и родителей.

«QR-код-новый образовательный инструмент в работе с родителями».

Аннотация: в статье рассматривается актуальная тема применения новых форм взаимодействия ДОУ с семьей. По мнению авторов важно понять и решить вопрос успешности педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и «современного родителя». Традиция или инновация - что эффективней? Ответ на этот вопрос раскрыт на примере использования технологии QR-код.

Ключевые слова: традиционные и инновационные технологии, взаимодействие с родителями, формы работы, QR-код, эффективность.

В современных образовательных условиях, в рамках реализации ФГОС, родители являются непосредственными полноправными участниками образовательного процесса. В документе говорится, что работа с родителями должна учитывать родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. О повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей говорится и в федеральном законе «Об образовании в РФ». Значит, задача педагогов - создать такие условия, использовать такие методы и формы работы, чтобы включение семьи стало наиболее эффективным и продуктивным в достижении общих целей.

Вопрос поиска и осуществления новых форм взаимодействия ДОУ с семьей является одним из самых актуальных.

В настоящее время существуют устойчивые формы работы с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Эти формы работы проверены временем: их классификация, структура, содержание, эффективность описаны и доказаны во многих научных и методических источниках. Одной из таких форм взаимодействия с родителями у учителя-логопеда является тетрадь взаимосвязи, где прописаны методические рекомендации для занятий с ребенком и где родитель может задать любой вопрос. Все эти рекомендации еженедельно пишет, печатает, ксерокопирует и вклеивает в тетрадь учитель-логопед.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Но современные родители ощущают дефицит времени в связи с высокой занятостью и темпом жизни. Время, которое родитель может уделить общению с педагогом и взаимодействию с детским садом, сокращается. Очевидно, что формы контактов требуют «доработки». Чтобы разрешить эту ситуацию, необходимо привлекать альтернативные информационные средства общения.

Поэтому педагог наряду с традиционными формами работы с родителями должен использовать инновационный подход, предполагая внедрение дополнительных инструментов при взаимодействии, внедрять нестандартные формы работы – компьютерные технологии. Если говорить о современных родителях, то можно увидеть, что все больше в их жизни присутствует телефон, ноутбук или планшет. Соответственно, связь с ними можно осуществлять при помощи интернета посредством блогов, сайтов, социальных сетей, мессенджеров, электронной почты и других компьютерных технологий.

Современные условия жизни диктуют необходимость внедрения принципиально новых технологий. Таким образом появилась идея проекта «QR-код- новый образовательный инструмент в работе с родителями».

QR-код- это двухмерный штрих-код, предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне. QR– коды сегодня привычное явление: в журналах, каталогах, в рекламе на стендах, которая направляет нас на какой-нибудь сайт за информацией. Но QR-коды позволяют легко перейти на веб-сайт или загрузить файл с веб-сайта на мобильное устройство. И эту способность можно и нужно использовать во взаимодействии с родителями.

Срок реализации проекта: до прекращения образовательных отношений.

Основная цель проекта: обеспечить открытость образовательного процесса родителям, как участникам образовательных отношений; создать такие условия, чтобы включение семьи в коррекционную работу стало наиболее продуктивным в достижении общих целей.

В ходе реализации проекта мы решаем следующие задачи:

-минимизировать время доступа родителей к информации (оперативность в получении информации родителями);

- обеспечить индивидуальный подход к родителям детей с нарушением речи;

- увеличить объем и качество, используемой в работе информации.

Реализация проекта осуществлялась следующим образом.

На подготовительном этапе мы определились с тем, что можно закодировать с помощью QR-кодов. Это пословицы и поговорки (любой речевой материал), загадки, стихи, ребусы, расшифровку ответа на вопрос, тексты для автоматизации, отдельные фрагменты текста, изображения, также ссылки на дополнительную текстовую информацию по теме, ссылки на видео, ссылки на аудиозапись, ссылки на онлайн-викторины, ссылки на интерактивное задание, веб-квесты. С помощью данной технологии можно создавать QR –библиотеки, видеоуроки, мини-музеи и многое другое.

Затем с родителями (законными  представителями) мы провели собрание, где познакомили их с возможностями использования QR-кода в обучении, обсудили необходимость данного подхода и объяснили принцип работы. Далее постарались понять, в какой именно актуальной информации нуждается родитель: лишний раз посмотреть как выполняется то или иное артикуляторное упражнение, закрепить в стихотворении автоматизированный звук, посмотреть речевые игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи, подобрать художественную литературу по теме или получить обратную связь «вопрос-ответ».

Начать применение QR – кодов мы решили с создания базы заданий, направленных на развитие лексико-грамматической стороны речи в рамках отдельных лексических тем. Каждую неделю в зависимости от лексической темы подбирали материал для дополнительных занятий с дошкольниками, либо для закрепления уже изученного материала. Создав однажды такую подборку заданий для групповой или индивидуальной работы и закодировав их с помощью QR-кодов, учитель-логопед, как и родитель, получает возможность многократно возвращаться к тому или иному заданию.

Приведем примеры использования данной технологии в рамках лексической темы «ЗИМА».

На заключительном этапе можно подобрать любое итоговое мероприятие- квест, где каждая семья выполнит часть задания и принесет решение-отгадку в детский сад, которая в итоге сложится в интересную игру.

В силу различных обстоятельств, не все родители могли или хотели применять данную технологию. Использование QR – кодов в детском саду не заменило классической формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи, а лишь дополнило его. Применение в логопедической практике инновационных форм взаимодействия с родителями служит эффективным дополнением к общепринятым традиционным технологиям и методикам. Использование этих инноваций не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь модифицирует её.

И, тем не менее, внедрение современных технологий в логопедическую практику позволяет сделать консультативную работу логопеда более эффективной. Использовать QR-код, как новый образовательный инструмент во взаимодействии с родителями, попробовать стоит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной деятельности учителя-логопеда подготовительной к школе группы с воспитанниками с нарушениями речи "Путешествие в Африку"

В данном материале представлен конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с спользованием оборудования ООО «ИНТОКС»....

Приключения Муравьишки. Проект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми с использованием ЭОР

В проекте мимио игры "Приключения Муравьишки" представлены различные задания и игры по речевому развитию для детей подготовительного дошкольного возраста на уровне самостоятельных форм речи (Рассказ) ...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Проект «Совместная деятельность учителя – логопеда и родителей как условие эффективного решения коррекционных задач»

ull;       В последнее время наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушение общего и речевого развития. И происходит это не только из – за увеличения нару...

Проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями посредством консультативного пункта»

В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования. Одной из таких форм является организация консультативных пунктов на базе ДОО для родителей (законных представителей) с детьми...

Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми

Необходимость проведения логопедического проекта  определяется  реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...

Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"

Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...