Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"
проект по логопедии (старшая группа)

Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_rabote_s_roditelyami.docx30.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 16»

Логопедический проект

«Совместная деятельность учителя-логопеда с   родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми ОВЗ»

                                                Учитель-логопед Борздова Анна Владимировна 

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. И сегодня закон «Об образовании» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяют «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка» как одну из основных задач, стоящих перед педагогами. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

В ходе логопедической работы необходимо:

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
  • разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, вовлечение семьи в образовательный процесс (приобретая теоретические знания, через совместную деятельность родителей, детей и логопеда).
  • подчеркнуть необходимость разумных требований к ребенку и закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность проекта определяются:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и  оказание коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, родители, дети занимающиеся на логопункте ДОУ.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей и создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.

Задачи:

- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития;

- установить партнерские отношения с родителями дошкольников;

- повысить компетентность родителей в области коррекционной помощи детям;

- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию;

-разработать и внедрить наглядные пособия для коррекционного процесса.

Сроки реализации проекта: учебный год.

Ожидаемые результаты:родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей .

  1. Эффективность данных результатов

- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать ДОУ;
- использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время;

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

  • Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
  • Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
  • Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
  • Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. 

2 этап — основной (практический).

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
  • Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
  • вовлечение семьи в образовательный процесс, реализация теоретического и практического направления.

Средства и методы проекта:

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • обновление информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
  • Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет  и других источниках).
  • подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в  коррекционном обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
  • Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов.

Перспективный план реализации проекта (в конце каждого месяца совместный практикум с родителями, детьми и логопедом).

   Месяц

Сентябрь

Тема мероприятия

1.Первая встреча-знакомство «Давайте познакомимся»- (вопросы, волнующие родителей по проблемам речевого развития детей, особенности развития ребёнка дошкольного возраста).

2.Анкетирование родителей

3.Мастер-класс «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики» (для родителей).

Тема итоговой встречи в конце месяца

 Практическая совместная деятельность «Традиционные приёмы проведения артикуляционной гимнастики»  

Октябрь

1.Семинар-практикум «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

(Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики)

2.Игры – тренинги по теме: «Играем - фонематический слух развиваем».

3. Консультация «Формирование у детей лексико-грамматических категорий в речевых играх». Картотека игровых тренингов «Интересная грамматика».

4. Практическая совместная деятельность. «Нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Ноябрь

1.Семинар-практикум «Пальчиками играем - речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

2.Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами.

3. Рекомендации «Детские презентации, игры для логопедических занятий по развитию лексико-грамматического строя речи». Обзор веб - сайтов для родителей.

Практическая совместная деятельность. «Пальчиками играем - речь развиваем».

Декабрь

1. Консультация «Речевое дыхание -основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

2. Организация выставки: «Речевые игры для детей 4-5 лет». Обзор интересных новинок литературы и игр по речевому развитию дошкольников.

Практическая совместная деятельность. «Речевое дыхание -основа правильной речи»

Январь

1.«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются. (Отзывы родителей).

2. Консультация-диалог по запросу родителей «Ваш вопрос –мой ответ».

Практическая совместная деятельность. Тренинг на тему: «Пошипим, пожужжим». (Система упражнений по автоматизации шипящих звуков.)

Февраль

Март

1. Мультимедийная презентация «Приключения пчелки Жужи»

 2. Мастер-класс «Научим робота Рому говорить». (приемы работы со звуками Р Р').

3. Консультация с элементами мастер-класса: «Речевые игры по дороге домой»

 Консультация для родителей с элементами мастер-класса на тему «Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи дошкольников» (зрительная и дыхательная гимнастика).

Речевые игры. Практическая совместная деятельность.  

Практическая совместная деятельность (зрительная и дыхательная гимнастика).

Апрель

Мастер

класс. Использование мнемотехники в коррекционной работе.

Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек, чистоговорок.

).

Практическая совместная деятельность работа с мнемотаблицами.

Май

1. «Домашнее задание логопеда на летний период»

2. Заключительный этап. Мониторинг
(анкетирование работы логопеда с родителями, выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей).

Праздник красивой и правильной речи «День рождения звуков»

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях.

По моему опыту, долгожданным результатом такого планомерного сближения и сотрудничества с семьей, воспитывающей  ребенка с ОВЗ, как правило, становятся доверительные отношения родителей и ребенка с учителем-логопедом, которые способствуют успешной коррекции речи ребенка и овладение им необходимыми коммуникативными навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не ...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми

Необходимость проведения логопедического проекта  определяется  реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...

"Сотрудничество учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми".

Презентация по теме самообразования. Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....