Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)
проект (логопедия) на тему

Ивашова Ирина Юрьевна

 

 Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не только логопеда, воспитателей, но и музыкального руководителя, специалиста по изоискусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektlogopediya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД “КОЛОСОК”» общеразвивающего вида,

с. ВЯТСКОЕ  СОВЕТСКОГО РАЙОНА  РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы

( педагогический проект)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Автор проекта: Ивашова Ирина Юрьевна,  учитель - логопед МДОУ

 « Детский сад  « Колосок» оющеразвивающего вида с. Вятское.

 Руководитель проекта: Панаева Валентина Ильинична – старший воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» общеразвивающего  вида,

с. Вятское

Исполнители: специалисты МДОУ « Детский сад  « Колосок» общеразвивающего  вида с. Вятское; родители.

Заказчики проекта: отдел образования МО «Советский муниципальный район», методический кабинет ДОУ.

База проектной деятельности:

МДОУ «Детский сад «Колосок», комбинированного вида, Советский район, с. Вятское, ул. Дружбы, д.5, тел:(8238)  9-94-27

Сроки работы: 2009 – 2011уч.г.г.

                 

ПРОГРАММА ПРОЕКТА

 Проблема: Затруднения в согласованности коррекционно-развивающей работы логопеда и других специалистов ДОУ,  вызванные преобразованием логопедической группы в логопункт.

Сфера использования: коррекционно- образовательная система ДОУ.

Круг пользователей: педагоги ДОУ, родители.

Цель:  Разработка схемы взаимодействия и координации коррекционной работы с распределением функций между всеми участниками коррекционно-педагогической работы и привлечением необходимой помощи не только логопеда, воспитателей, но и музыкального руководителя, специалиста по изоискусству.

Задачи:

  • способствовать более высоким темпам общего и речевого развития детей;  
  • преодолевать имеющиеся у детей дефекты через тесное сотрудничество педагогов;
  • применять единые требования в коррекционно – развивающей работе всеми педагогами ДОУ;
  • обеспечить комплексность работы установлением связей между разными сферами деятельности ребенка;
  • разработать планы коррекционно – развивающей работы педагогами ДОУ.
  • Разработать план работы с родителями.

Объект исследования: Коррекционно – педагогический процесс оптимизации  коррекционного воздействия.

Предмет исследования:  степень влияния принципа комплексности на преодоление имеющихся у детей дефектов речи.

Гипотеза: мы исходили из предположения о том, что эффективность коррекционно – развивающей работы логопункта повысится,  если обеспечить следующие условия:

  •  организовать коррекционную работу по всем направлениям деятельности ребенка специалистами детского сада;
  •  разработать перспективные планы работы специалистами ДОУ.

                

Ожидаемые результаты от внедрения:

  • распределение нагрузки между специалистами ДОУ в процессе коррекционного воздействия будет способствовать формированию навыков правильной речи и положительной мотивации на занятиях;
  • повысится уровень речевого и общего развития детей;
  • повысится показатель удовлетворенности совместного взаимодействия педагогов в условиях ДОУ.

Обоснование актуальности проекта

В настоящее время много говорится о том, что максимально эффективная коррекция речевого дефекта возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Но в современных условиях, когда в дошкольных образовательных учреждениях закрываются логопедические группы, где создавались особые условия для детей с нарушениями речи, и на смену им открываются логопункты, рушится годами накопленная система коррекционно-развивающей работы. Хотя следует отметить, что возрастает количество детей, посещающих логопункт.

В исправлении общего недоразвития речи детей большую роль играет совместная работа учителя–логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, а также,  специалиста по изоискусству. Детям также необходима помощь педагога-психолога, но в нашем детском саду такой специалист отсутствует. К сожалению, взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного учреждения порой наладить весьма трудно. Этот вопрос стал актуален и в нашем детском саду.

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия  и объединить их.

При построении системы работы с детьми, посещающими логопункт, необходимо отразить работу логопеда по коррекции лексического и грамматического строя речи, развитию связной речи. Включить лексические темы занятий в работу специалиста по изоискусству: лепке, рисованию, аппликации и других форм творческих работ, направленных на развитие мелкой моторики, активизацию словаря, так как специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Музыкальный руководитель занимается воспитанием музыкального ритма, разучиванием музыкальных распевок по лексическим темам, рекомендуемым логопедом.  Разучивая танцевальные движения работают над формированием чувства ритма. В.В. Холмовская и К.В. Тарасова выдвинули предположения, что чувство ритма складывается в результате усвоения  пространственных (в изобразительной деятельности) и временных (в музыкальной деятельности) ритмических структур под влиянием ритмической организации движений. Действительно, интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических  ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует организацию артикуляционных (речедвигательных) актов.

Поэтому помощь в коррекционно-развивающей работе специалистов неоценима. Воспитатель в свое календарное планирование воспитательно-образовательной работы вносит дидактические игры по лексическим темам, предложенные логопедом, на активизацию предметного словаря, закреплению навыков словообразования и словоизменения.

Логопед и специалисты ДОУ должны учитывать в своей работе структуру нарушений, осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закреплять знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях. Взаимодействие между специалистами осуществляется в такой форме работы, как круглый стол по подведению промежуточных итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

НОВИЗНА ПРОЕКТА

Для полноценного развития дошкольников, посещающих логопункт, необходимы особые условия коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении, которые  мы и попытаемся организовать в детском саду. Вовлечение педагогов ДОУ в реализацию данного проекта позволяет  повысить уровень коррекционной работы. Проект имеет и стратегический характер (т.е. указывает к чему надо стремиться в работе с детьми), и тактический (т.е. раскрывает путь к желаемому результату). Суть результата проекта совпадает с целью и задачами и позволит отследить показатели уровней развития речи детей.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Данный проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами ДОУ, родителями как результат эффективной коррекционно-развивающей работы» позволяет выполнить следующий алгоритм действий:

  • Проведение круглого стола с участием педагогов ДОУ;
  • Использование разнообразных форм и методов работы с детьми педагогами (приложение №1)
  • Разработка перспективных  планов по коррекционно-развивающей работе для педагогов ДОУ   по лексическим темам ( приложение 2);
  • Разработка перспективного плана по коррекционно – развивающей        работе с детьми на музыкальных занятиях (приложение №2а);

  • Разработка дидактического материала в помощь педагогам по лексическим темам (приложение №3)
  • Составление заданий по закреплению речевого материала по лексическим темам для родителей (приложение №4 );
  • Выступление из опыта работы на педсовете.

   

Срок реализации данного проекта – 2 года

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое обеспечение

Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. Москва, Айрис-пресс, 2005г.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). Санкт-Петербург, Детство-пресс, 2007.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Санкт –Петербург, Детство-пресс, 2007.

Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ: Организация работы/Под ред. Е.А.Каралашвили. Москва, ТЦ Сфера, 2006. (Приложение к журналу «Управление ДОУ)

Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, №1, 2004г.

Кузнецова С.В., КотоваЕ.В,, Романова Т.А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие.- Москва: ТЦ Сфера, 2008 (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Логопед для ДОУ. Москва, ТЦ Сфера, 2005, (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

Справочник старшего воспитателя дошкольног учреждения, №7,2009.

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, №1. 2010.

Перспективный план, составленный педагогами ДОУ, вовлеченными в проект.

      ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы, задачи

Сроки

1.Подготовительный

 - Разработка образовательного проекта.

 - Составление перспективных планов по коррекционно-развивающей работе по лексическим темам.

  -  Составление  диагностических карт, опросников, анкет.


2009 -2010г.

2. Формирующий

 - Организация коррекционно- развивающего процесса.

- Разработка   конспектов занятий.

-  Проведение диагностики детей, анкетирования родителей.

- Консультирование педагогов ДОУ .

-Презентация проекта на педсовете и  районном методическом объединении

учителей-логопедов ДОУ .



2010-

  2011 г.

3. Обобщающий

- Разработка выводов и рекомендаций;

-  Выступление на педсовете  на тему «Результаты реализации проекта «Совместная деятельность логопеда, узких специалистов ДОУ как результат эффективной коррекционно-развивающей работы»».  



 2011 г.

             ПРИМЕРНАЯ СМЕТА РАСХОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Расходные материалы, канцелярские принадлежности

Наименование статьи затрат

Стои-мость,

руб

Кол-во, (шт.)

Всего,

руб.

Имеется,

руб.

Требуется, руб

1

2

3

4

5

6

Бумага офисная, белая

140

1

140

0

140

Бумага офисная, цветная

200

1

200

0

200

Файлы

1

200

200

0

200

Папки, скоросшиватели

100

5

500

0

500

Папки-конверты

20

30

600

0

600

CD-RW 700 MB

35

1

35

0

35

Приобретение пособий, игр


170


10


1700


0


1700

Приобретение материала для

творческих работ по развитию мелкой моторики

400

1

400

0

400

Итого:

1065

240

3775

0

3775

 Примерная стоимость проекта: 3775 руб.,

            имеется 0 руб, требуется 3775 руб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы ( педагогический проект)

Своим проектом нам хотелось бы вовлечь все эти категории педагогов в коррекционно-развивающую работу. И для того, чтобы работа была более успешной, мы решили скоординировать свои действия ...

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

«Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, ...

« Поможем шахматному королевству» Эффективность и результативность совместной деятельности учителя-логопеда и педагогов дополнительного образования.

Одной из задач дошкольной образовательной организации является коррекция нарушений в развитии ребёнка. Успешное преодоление ОНР возможно лишь при условии тесной преемственности в работе всего ко...

Проект " Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми

Необходимость проведения логопедического проекта  определяется  реальными потребностями системы дошкольного образования. На сегодняшний день большое количество детей нуждается в оказании кор...

Логопедический проект "Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями,как результат эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ"

Актуальность проекта заключается в необходимости участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и подбор эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному ...

"Сотрудничество учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми".

Презентация по теме самообразования. Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями...