Главные вкладки

    Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему:
    «Создание и использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ в совместной деятельности учителя- логопеда и педагога-психолога»

    Кудашкина Наталья Александровна

    Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, психо-речевые нарушения  и задержку психического развития, с которыми ведется коррекционно -развивающая работа.Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы  рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.    В нашем детском саду педагогом-психологом и учителем-логопедом совместно проводятся интегрированные занятия с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных и мультимедийных пособий. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания учителя-логопеда и педагога-психолога. Детство ребенка начинается с игры. На интегрированных занятиях с использованием нетрадиционных и мультимедийных пособий логопед применяет артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию связной речи, психолог проводит работу по формированию элементарных математических представлений, развитию высших психических функций. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.Использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ  в коррекционной работе предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sozdanie_multimediynyh_posobiy.docx20.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации  и последующей интеграции в современном обществе детей с ОВЗ.

    Коррекционная деятельность - это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого воспитанника.

        Наш детский сад посещают дети, имеющие  тяжелые речевые, психо-речевые нарушения  и задержку психического развития, с которыми ведется коррекционно -развивающая работа.

        Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы  рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.

    Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

       Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка.

        Комплекс коррекционных мероприятий реализуется достаточно продолжительный период времени, монотонные, однообразные занятия приводят к негативному  отношению  детей к образовательному процессу.  Поэтому работа   с детьми ОНР и ЗПР должна быть эмоционально приятной и разнообразной. При организации интегрированной деятельности с   детьми  с ОВЗ учитель-логопед и педагог-психолог должны   с одной стороны – поддержать познавательный интерес ребёнка, а с другой – оформить его в такой продукт, который бы представлял интерес для воспитанников.

       Это и подтолкнуло к поиску  и созданию  нетрадиционных и мультимедийных игровых  пособий для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

        В нашем детском саду педагогом-психологом и учителем-логопедом совместно проводятся интегрированные занятия с детьми дошкольного возраста с использованием нетрадиционных и мультимедийных пособий. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания учителя-логопеда и педагога-психолога. Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить,  раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.

         Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом, должны помочь мы, педагоги.

         Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе. Подбор игр и упражнений педагогами направлен на чередование состояния активности и пассивности, повышение подвижности нервных процессов, снятие физического и психического напряжения. На интегрированных занятиях с использованием нетрадиционных и мультимедийных пособий логопед применяет артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию связной речи, психолог проводит работу по формированию элементарных математических представлений, развитию высших психических функций. Интегрированное построение занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.

        Использование нетрадиционных и мультимедийных пособий для работы с детьми с ОВЗ  в коррекционной работе предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом.    

        Реализуя игровые и  информационные технологии в образовательном процессе,    решаем следующие задачи:

    1. Повышение качества образовательной и коррекционной – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
    2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
    3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время образовательной деятельности.
    4. Приобретение практических навыков работы с ИКТ.

     Дидактические и мультимедийные  игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, мышление, развивают речь.

     Учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом были созданы  нетрадиционные дидактические  пособия:

    - «Счетное дерево»

    - «Мишкин счет»

    - «Белкино лукошко»

    - «Математический городок»

    - «Веселый счет»

    - «Волшебные часики»

    - «Веселый клоун»

    - «В гости к веселому язычку».

    - «Моё настроение»

    Благодаря пособию «Веселый клоун» у детей развивается мелкая моторика рук, усидчивость, координация движения ребенка, в игровой форме усваиваются сенсорные эталоны.

    При закреплении с детьми знаний о связи числа с количеством используем такие математические пособия как «Волшебные часики», «Белкино лукошко», «Веселый счет», изготовленные из бросового материала.

    С огромным интересом дети участвуют в выполнении заданий по закреплению образования чисел от 2 до 10 с помощью пособия «Математический городок», последовательности чисел в пределах 10 (пособие «Счетное дерево», представлений о сложении и вычитании  (пособие «Мишкин счет»). Их использование развивает мелкую моторику, позволяет закрепить речевые умения детей. Настенное панно «В гости к веселому язычку»  активно используется в различных речевых упражнениях, развития артикуляционной моторики.  Интерес у детей вызывает использование в начале или конце занятия игры «Моё настроение», где они учатся понимать свое эмоциональное состояние, выражать и описывать его.

               Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования. Не секрет, что качество проведения образовательной деятельности в детском саду зависит от  наглядности и изложения, от умения педагога сочетать живое слово с образами.

    Поэтому нами были созданы мультимедийные игры по некоторым лексическим темам для работы с детьми, имеющих ОНР и ЗПР, предназначенные  для   педагогов  и родителей.

    Игры-презентации направлены и на преодоление проблем и компенсацию недостатков, связанных с нарушением и недоразвитием лексико-грамматического компонента и связной речи, и на коррекцию психологического компонента как неотъемлемой части развития детей с речевой и психической патологией.

      Применение мультимедийных дидактических пособий   на фронтальных и на индивидуальных  занятиях учителем-логопедом и педагогом-психологом, активизирует познавательную деятельность воспитанников, способствует развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности и является средством повторения, обобщения, систематизации знаний, обогащает круг представлений, удовлетворяет их любознательность.

     В использовании  мультимедийных игр и пособий  учителем- логопедом и педагогом-психологом, можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональную  привлекательность, многофункциональность. Еще один плюс – возможность дистанционного обучения родителей. Компьютерные презентации можно использовать и для дистанционного обучения родителей, чтобы расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОНР и ЗПР. Подготовленные в виде мультимедийных презентаций материалы можно предлагать родителям для закрепления дома того материала, с которым они знакомились в детском саду.

      Для работы были созданы такие  мультимедийные игры как:

    - «Веселые поварята»

    - «Игрушки»

    - «Моя семья»

    - «Времена года»

    Данные пособия стали необходимыми для проведения упражнений и заданий на развитие мышления («Четвертый лишний», «Что за чем?»), внимания («Что исчезло?»), логопедической игры в индивидуальных и фронтальных формах работы непосредственной образовательной деятельности.  Разработанные нами мультимедийные пособия способствуют расширению и закреплению знаний о временах года, членах семьи, продуктах питания, игрушках (мультимедийные пособия «Времена года», «Игрушки», «Моя семья», «Веселые поварята»), формированию, коррекции и оценки некоторых аспектов речи детей.

    Важным условием нашей работы является ознакомление родителей с развивающим дидактическим мультимедийным материалом, и мотивация их к использованию данных пособий и игр.

       Игровые и информационные технологии являются легкодоступным и интересным методом обучения, отдыхом от привычной образовательной деятельности, игра является одним из мотивов, повышающих интерес, а также стимулом побуждения умственной деятельности детей.

              Опыт работы показал, что целенаправленное и систематическое использование созданных в детском саду нетрадиционных и мультимедийных пособий   в сочетании с традиционными методами позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставляемых знаний. Такое комплексное использование  средств обучения  всех видов создает благоприятные условия для решения основной задачи обучения – улучшение качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ»

    Основная  цель  работы с детьми с ОВЗ - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в группе «особый ребенок» несе...

    Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в период адаптации к детскому саду.

    Описана технология применения арт терапии для детей в период адаптации к детскому саду. Фотографии, демонстрирующие работу, опубликованы в альбоме. Технология разработана и описана в соавторстве...

    «Использование дополнительной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР»

    Коммуникация – это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Дополнительная коммуникация - это различные виды педагогической и...

    Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в детскому саду

    Видимый результат:1.Повышается самооценка  в новом коллективе.2. Происходит снятие агрессивности, вспыльчивости, проявления негативизма, двигательной и речевой расторможенности.3.Оснижается прояв...

    «Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»

    «Использование словесных логических игр и упражнений в работе с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте»...

    Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"

    Выступление на семинаре для воспитателей на тему: "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с ОВЗ"...