Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Кудашкина Наталья Александровна

Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ (характеристика, ИПР, коррекционные задания и игры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kudashkina_n.a.2.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Комплект рабочих материалов педагога-психолога для осуществления коррекционно-развивающей работы детей с ЗПР в ДОУ

Характеристика

Дмитрий Д., 27.11.2015 года рождения, посещает структурное подразделение детский сад с 2018г. Поступил в детский сад в возрасте 3,5 года.  В настоящее время обучается в подготовительной группе «Б» комбинированной направленности.

Условия семейного воспитания благоприятные.  Мальчик  воспитывается в полной дружной, трудолюбивой семье. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. Ребенку уделяется достаточно внимания. Родители интересуются вопросами воспитания, соблюдается единство требований со стороны членов семьи, налажена связь родителей с детским садом. Правильное воспитание благотворно отразилось на формировании личности Димы. Он серьезно относится к выполнению любых поручений, дисциплинирован, доброжелателен к детям.

Телосложение нормальное, пропорциональное. Кожные покровы бледные. 
Лицо выразительное.
 Мальчик физически развит. Рост соответствует возрасту. Не отмечаются нарушения осанки, общей моторики.

У Димы низкий уровень сформированности тонких движений кистей  и пальцев рук, что неблагоприятно влияет на овладение навыками рисования, ручного труда (например, вырезание ножницами, раскрашивание, не выходя за границы). Движения на бумаге угловатые, нет плавности. Ведущая рука - правая.

Пространственные представления сформированы, определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), использует в речи слова, определяющие  положение предмета  в пространстве. Ориентируется в схеме собственного тела, на листе бумаги, относительно себя.

Двигательная   активность   регулируется    самостоятельно, эмоциональная регуляция произвольная. Поддерживает опрятный внешний вид, контролирует движения тела, свои эмоции.  Мотивация игровая. Способен к проявлению волевых усилий. Удерживает цель, намечает план, но иногда отвлекается. Низкий уровень познавательной активности, требуется постоянная стимуляция.

Объем произвольного внимания также существенно снижен. Переключаемость, концентрация и устойчивость низкая.

Зрительное восприятие и слуховое не нарушено, тактильное развито, сформировано восприятие формы, сформированы представления о величине и цвете, умеет соотносить цвета. Ребенок четко опознает и называет все предъявленные цвета и оттенки (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, коричневый).
Находит заданный цвет в окружающем пространстве.

Дифференцирует контрастные звучания нескольких музыкальных инструментов (дудочки, колокольчика, бубна), определяет направление  звука. Называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал). Различает и называет геометрические фигуры (плоские и объёмные), соотносит форму предмета с геометрической формой, группирует предметы по форме.

Средний уровень зрительной памяти (объем - 7 слов), низкий уровень слуховой. Объем слухоречевой памяти – 5 слов. Отсроченное воспроизведение  - 4 слова. Прочность запоминания словесного материала, цифр, букв низкая.

Средний уровень наглядно-образного мышления. Оперирует образами и соотносит части и целое. Способен осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание. Собирает разрезные картинки из 5-6 частей. Конструирует из 6 палочек по образцу. Трудности возникают при соотношении между словом и образом.
Самостоятельно выполняет задания, требующие обобщения, сравнения. Выполняет классификации «деревьев», «овощей», «фруктов», «обуви», «одежды». Понятия «Мебель», «Транспорт», «Посуда» вызывают при обобщении и сравнении затруднения. Словесно-логического мышления сформировано слабо.   Возникают трудности при установлении причинно-следственных связей (часто картинки не объединяются в сюжет, нет понимания начала действия и его завершения, если серия состоит из 4-х и более  картинок). 
  Представления о количестве сформированы недостаточно. Есть понятия «один — много», «больше — меньше», «длиннее - короче». Ведет счет до 8. Несформированность обратного счета. Соотносит цифру с соответствующим количеством предметов (только до 5), т.к. знает цифры до 5.Трудности в решении арифметических задач. Счетные операции в пределах 5 на наглядной основе. Не владеет составом числа.

  Речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения, с трудом составляет короткий рассказ по картинке. Речевая активность низкая. Первые слова у Димы появились к 4 годам.

Знает фамилию, имя, пол и свой возраст. Путается в понятиях «Дни недели», «Времени года», «Время суток» и называет не все. Представление о последовательности частей суток сформированы. Воспроизводит с опорой на картинки. Забывает словесное название некоторых времен года («весна»). Не знает последовательности месяцев и наполняемость ими времен года. Самостоятельно называет лишь следующие месяцы: июнь, октябрь, сентябрь, декабрь. У ребенка не сформировано представление о последовательности расположения дней недели. Самостоятельно называет лишь среду, четверг, пятницу и воскресенье. Не дифференцирует выходные и будние дни. Таким образом, данные представления сформированы фрагментарно и неустойчивы.

Игра соответствует возрасту. Наблюдается устойчивый интерес к игре и игрушкам. Выполняет ряд игровых последовательных действий, объединяя их сюжетом,  с достаточным речевым сопровождением. Нисходящий темп работы, продуктивность средняя.

    Ребенок малообщителен, его контакты избирательны. Общается с ограниченным числом ребят, часто бывает застенчив и пассивен. Скромен в присутствии взрослых. Уравновешен, резких перепадов настроения нет.  Не провоцирует конфликты, не конфликтует первым.

  Преобладающее настроение – замкнутость. В поведении: спокоен, сдержан, иногда непоседлив в игре со сверстниками,  эмоционально пассивен (часто в присутствии взрослых). Наблюдается отсутствие инициативы. При возникновении затруднений, возникающих в процессе деятельности -  эмоционально не проявляет чувства переживания, не плачет, не обращается за помощью к педагогу. Принимает помощь практическую, словесную, направляющую, организующую, обучающую. Адекватная эмоциональная реакция на одобрение и порицание. Подчиняется требованиям взрослых, целеустремлен, старается довести начатое дело до конца.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ

на сентябрь-декабрь 2021 года

Ф.И.ребенка  Дмитрий  Д.                                                                                         Возраст 5 лет 11 месяцев

Дошкольное учреждение  СП ДС «Лучик»                                                            Группа подготовительная «Б»    

Заключение ПМПК Задержанное психическое развитие, ТНР

Нарушение

Задачи коррекционной работы

Результат

начало

конец

Мелкая моторика

Развитие и совершенствование мелкой моторики руки

O

O

Внимание

Развитие внимания и его особенностей (сосредоточенности, концентрации, объема)

O

O

Слуховая память

Развитие слуховой памяти

O

O

Наглядно-образное мышление

Формирование соотношения между словом и образом, обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов, овладение действиями замещения.

O

O

Словесно-логическое мышление

Формирование умений выполнять классификацию, систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.

O

O

Несформированность количественных представлений

Формирование элементарных математических представлений: соотнесение числа и количества, образование числа и его состав, прямой и обратный счет, решение практических задач в пределах 10.

O

O

Несформированность временных представлений

Формирование временных представлений (дни недели, времена года, месяцы года, части суток)

O

O

Недоразвитие связной речи

Обогащение и активизация словаря, развитие связной речи.

O

O

Низкая учебная мотивация

Повышение познавательной активности, формирование учебной

мотивации.

O

O

Отсутствие эмоциональной синтонии (неспособность откликаться на эмоцион.состояние другого человека)

Развитие способности выражать и понимать эмоции других.

O

O

Застенчивость

Развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, его значимости в коллективе.

O

O

Педагог-психолог Кудашкина Н.А.______________________

Красный - низкий уровень развития        Желтый – средний уровень развития    Зеленый – высокий уровень развития

Коррекция нарушений  мелкой моторики руки.

  1. «Маленький художник»

Цель: развитие мелкой моторики.

 Рисование фигуры человека на песке разными пальцами.

  1.  «Печенье из манки»

Цель: развитие мелкой моторики.

Посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги, предварительно намазанных клеем.

  1. «Маленький гончар»

Цель: развитие мелкой моторики.

Обрывание бумаги по контуру чашки и раскрашивание ее.

  1. «Чей колодец глубже?» —

Цель: развитие мелкой моторики.

Выкладывание «колодца» из спичек.

  1. «Красивая одежда»

Цель: развитие мелкой моторики.

Обводка трафаретов одежды и заполнение объема клочками бумаги по методу цветной мозаики.

  1. Волшебные картинки»

      Цель: развитие  графических навыков, творческого мышления.

      Оборудование набор из 4 карточек с незавершенным схематическим изображением обуви.

      Взрослый предлагает ребенку дорисовать картинки, чтобы получилось целостное изображение обуви.

Коррекция внимания.

  1. «Сравни автомобили».  

 Цель: развитие внимания.

Ребенку предлагают рассмотреть  картинки и найти как можно больше отличий в изображениях («Логика. Сравниваем предметы» Семакина Е.).

  1. «Запомни и зарисуй».

Цель: развитие внимания, памяти.  

Ребенку предлагаются карточки, по очереди, с расставленными в них точками. Время показа одной карточки – 1-2 сек. Ребенку необходимо посмотреть на карточку и запомнить расположение точек. Зарисовать у себя на готовом бланке. Время на зарисовывание не более 15 сек.

  1. Упражнение "Что изменилось?".

Цель: развитие наблюдательности. 

Разложите на столе перед детьми  10 предметов, попросите их отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что же изменилось.

  1. Игра «Волшебный круг».

Цель: развитие навыка сосредоточения.
Психолог предлагает ребенку направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает его внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку... и, наконец, в точку.

     

5.«Найди пару»

   Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.

  Оборудование: картинка с изображением трех пар различных по окраске варежек. Ребенок должен подобрать пару каждой варежке.

6.Упражнение "Выполни по образцу" 

Цель: тренировка концентрации внимания.

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий. При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок.

Коррекция связной  речи.

1.«Закончи предложение». 

Цель: развитие речи, мышления.

Дети сидят в кружок. Психолог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. (У человека две ноги, а у собаки… Собака лает, а кошка…  Птицы живут в гнездах, а люди…  Ночью темно, а днем… Зимой идет снег, а летом…Трава зеленая, а небо… Из шерсти вяжут, а из ткани…

2.«Комплименты».

Цель: развитие речи.

Дети  должны сказать как можно больше хороших, красивых слов о нашей родине. (Называют по очереди, кто первый остановиться, тот и проиграл)

3. «Я знаю 3 названия»

Цель: развитие речи.

Это коллективная игра — детей рассаживаем в кружок и они, передавая мяч по кругу, произносят: Я… знаю...3… названия… деревьев… береза — раз!.. осина — два! и т.д. Кто не может продолжить — выбывает.

4.«Найди лишнюю картинку»

Цель: формирование связной речи, отработка причинно-следственных связей.

На наборном полотне устанавливают 3 сюжетные картинки,  объединенные единой темой, а также одну лишнюю. Предлагается найти лишнюю, восстановить последовательность событий и  составить рассказ.

  1. «Что сначала, что потом?»

Цель:  формирование связной речи, отработка причинно-следственных связей.

Ребенку предлагается посмотреть на любую картинку из серии картинок и придумать начало и конец своего рассказа по этой картинке.

Коррекция слуховой памяти.

1.«Путаница».

Цель: развитие слуховой памяти, речи.

Психолог говорит ребенку, что он услышит 5 рассказов. В каждом рассказе только одна правильная фраза, а остальные – перепутаница. Нужно запомнить правильную фразу, чтобы составить правильный рассказ.

  1. У реки стоит ДОМ. Около ДОМА растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ  сидит ПАРОХОД.  По реке ПТИЦА плывет и гудит: «Плыву!» А на небе ДЕРЕВО сияет и всем улыбается.
  2. У ДОМА  стоит река.  Около ДОМА растет ДЕРЕВО. На ДЕРЕВЕ СИДИТ пароход.   По реке СОЛНЦЕ  плывет и гудит: «Плыву!». А на небе ПТИЦА сияет и всем улыбается.
  3. 3. У реки стоит Солнце. Около СОЛНЦА растет ДОМ. По реке плывет ДЕРЕВО и гудит. На ДЕРЕВЕ сидит ПТИЦА. А на небе ПАРОХОД сияет и всем улыбается.
  4. У реки стоит ПТИЦА. Около ПТИЦЫ растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке ПАРОХОД плывет и гудит.  А на небе ДОМ сияет и всем улыбается.
  5. У реки стоит ПАРОХОД. Около ПАРОХОДА растет ПТИЦА. На ПТИЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке плывет ДОМ и гудит. А на небе СОЛНЦЕ сияет и всем улыбается.

2. Слуховая тренировка «Найди лишнее».

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления.

Из предложенных слов необходимо убрать лишнее.

Грибы.

Сыроежка, моховик, малина, боровик.

Рыжик, повилика, поганка, земляника.

Груздь, масленок, шампиньон, опенок.

Подберезовик, глухарь, подосиновик, пескарь.

Лисичка, волнушка, смородина, петрушка

3.«Запомни стихотворение»

Цель: развитие слуховой и образной памяти.

Ребенку предлагается послушать 3 раза и запомнить стихотворение 

Старый двор, берёзки молодые,

Хоровод кудрявых тополей,

Это все страна моя Россия,

Милый образ Родины моей.

4. «Игра в слова»

Цель: развитие слуховой долговременной памяти, формирование обобщенных представлений.

Педагог называет ребенку несколько слов: слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь.

Ребенок должен повторить запомнившиеся ему слова. Затем педагог просит разделить на группы эти слова и повторить все слова еще раз.

5.«Игра со стихами»

Цель: развитие слуховой и образной памяти, связной речи, графических навыков.

Педагог читает стихотворение один раз:

Бобер

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора,

Валит он в лесу осину –

Строит в заводи плотину!

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

(Н.Костарев)

Задание1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает?

Задание2. Можешь ли ты нарисовать то, о чем говорится в стихотворении? Нарисуй!

Задание3. Когда рисунок будет закончен, спросите ребенка:

-что ты нарисовал?

- что бобер делает?

- зачем бобер строит плотину?

- почему ты нарисовал бобра и его плотину так, а не иначе?

Задание4. Выучите с ребенком это стихотворение.

Коррекция наглядно-образного мышления.

1.«В зоопарке»

Цель: формирование умений находить предмет по словесному описанию, закрепление представлений об окружающем мире.

Оборудование: трафареты, изображающих животных: зайца, кролика, жирафа; прямоугольники, изображающие клетки; игрушки: заяц, крокодил, жираф.

Педагог предлагает детям помочь «поселить» животных в клетках зоопарка,  он говорит: «В зоопарке свободны три клетки, они разные по размеру: одна – маленькая, низкая; другая – большая и очень высокая; третья – большая и очень длинная. В зоопарк привезли животных: крокодила, зайца и жирафа. Помогите поселить этих животных в удобные для них клетки. Расскажите, какое животное в какую клетку надо «поселить».

2.«Игрушки-половинки»

Цель: формирование умений находить предмет по словесному описанию.

Оборудование: на каждого ребенка  - сборно-разборная игрушка: гриб, машинка, молоток, самолет, зонтик, удочка, лопатка; мешочки на каждого играющего.

Детям раздают в мешочках одну половинку игрушки и предлагают отгадать игрушку на ощупь, не называя вслух. Затем надо о ней рассказать так, чтобы другой ребенок, у которого окажется вторая половинка от этой игрушки, догадался и показал свою половинку. После этого дети соединяют обе половинки и делают целую игрушку.

3.«Дождик»

Цель: формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

Оборудование: 4 сюжетные картинки, на 3-х из них сюжеты, не соответствующие содержанию рассказа, но имеющие некоторые эпизоды, напоминающие его.

Педагог предлагает прослушать рассказ, подобрать картинку к рассказу.

4.«Из чего сделано?»

Цель: формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.

Оборудование: поднос, коробка с набором предметов, сделанных из разного материала: деревянные, резиновые, пластмассовые, металлические, стеклянные.

Педагог проводит беседу с детьми, в которой уточняет знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из разных материалов, просит вспомнить, какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Затем педагог предлагает детям пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические положить на поднос, сделанный из металла; деревянные – на деревянную дощечку, пластмассовые – на пластмассовый поднос и т.д.

5.«Что где растет?»

Цель: формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов.

Оборудование: большие карты с изображением леса, поля, огорода и сада, по краям карты – шесть пустых клеток для картинок; маленькие картинки с изображением различных растений (деревья, кустарники, грибы, шишки, ягоды, фрукты, овощи и т.д.)

Дети получают по большой карте с разными пейзажами. Педагог показывает одну из маленьких картинок и спрашивает: «Что это? Где растет?». Ребенок, у которого есть на большой карте это растение, называет его и говорит, где оно растет и т.д. В конце игры педагог предлагает обобщить знания о том, что где растет: «Назовите, что растет в лесу. А что растет в поле? А что растет в саду? Что растет в огороде?».

Коррекция словесно-логического мышления

1.«Четвертый  лишний» 

 Цель: развитие умения классифицировать,  обобщать.

Оборудование: набор из четырех предметных картинок, относящихся к теме  «Части тела и лица», одна из которых принадлежит к другой классификационной группе.

Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. Ребенку  предлагаются 4 картинки, одна из которых лишняя. Он должен определить, какая из них лишняя и почему.

2.«Что было сначала, а что потом?»

Цель: формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

«Букет для мамы» - разложить картинки последовательно.

3.«Поезд».

Цель: развитие логического мышления.

Оборудование: 5 картинок на каждого ребенка одинакового размера.

Каждая картинка – это вагончик. Все картинки должны быть разными. Вы говорите: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Вы будете класть картинки по одной. И так по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики-картинки тоже должны быть скреплены. Вот как это делается. Кладем картинку, на которой нарисована ложка. За ней можно положить, например, картинку, на которой изображена тарелка. Мы скрепили их потому, что ложка и тарелка – это посуда. После тарелки кладем картинку, на которой изображена ваза для цветов, потому что она сделана с тарелкой из одного материала – фарфора и т.д.

4.«Отгадайте предмет по его частям». 

Цель: развитие логического мышления.

Педагог называет 4 слова, относящиеся к  какому-либо предмету. Ребенок угадывает это слово.

  1. Хвост, жабры, чешуя, плавники.
  2. Палуба, каюты, корма, якорь.
  3. Маятник, стрелки, циферблат.
  4. Колесо, спицы, руль.

  1. «Что ярче светит?»

Цель: учить раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.

Оборудование: наборы карточек с изображением следующих приборов для освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце; на оборотной стороне – полоски соответствующей длины.

Игры на формирование количественных представлений

1.«Думай и считай» – на столе 3 яблока, 1 из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?

Цель: развитие элементарных математических представлений,

2.«Цветы для мамы»

Цель: развитие элементарных математических представлений, мелкой моторики руки.

Ребенку  предлагается картинка, с изображением мишки с букетом цветов  (12 цветов), нужно сосчитать и раскрасить цветы.

3.«Яблоки».

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, элементарных математических представлений.

Инструкция: «В альбоме нарисуйте семь яблок. Среднее яблоко – самое большое, пятое – красного цвета, последнее – с листочком». (Инструкция повторяется не более двух раз).

4.«Задача»

Цель: развитие элементарных математических представлений,

Во дворе гуляло четверо детей, половина мальчиков, а другая половина девочек. Сколько было мальчиков?

В случае затруднения педагог предлагает ребенку решить задачу с использованием палочек.

5. «Цветные паровозики»

Цель: упражнять в знании числового ряда от 1 до 10, закрепить знание основных цветов и их оттенков.

Оборудование: цифры от 1 до 10, десять цветных паровозиков на магнитах.

Педагог загадывает загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.

После того, как ребенок отгадает загадку, цветные паровозики в произвольном порядке выставляются на доске. Под каждым паровозиком – цифра. Педагог объясняет, что «в путь далекий» паровозики довезут вас в том случае, если дети их правильно посчитают. Считают паровозики по порядку, называя только цвет. Цветные паровозики несколько раз меняются местами.

Задание: посчитать паровозики от 1 до 6, от 3 до 9, от 10 до 5, от 8 до 2, между числами 3 и 8, после 6, назвать цвет первого и последнего паровозиков.

Коррекция временных представлений.

  1. Игра «Назови соседей».

Цель: развитие временных представлений.

Ребёнку предлагается назвать соседей частей суток.  Например, назови соседей утра. (У части суток − утра соседи − ночь   и день, потому что до утра − ночь, а после   утра − день.)  И т. д.

2. Дидактическая игра "4 времени года"

Цель: развитие временных представлений.

Ребенку предлагаются 4 маленьких карточки с символическим изображением каждого времени года и большие иллюстрации времен года. Ему необходимо выбрать иллюстрации с временем года, символ которого он получил и подробно рассказать о нём.

3.Игра « Вчера, сегодня, завтра».

 Цель: развитие временных представлений.

Игра проводится в кругу с мячом. Ведущий бросает мяч и начинает предложение: «Мы рисовали…» Ребёнок, поймавший мяч, завершает фразу, отвечая на вопрос «когда?»

Примерные фразы:

- Мы пойдём в бассейн…(сегодня).

- Мы будем рисовать …(завтра)

- Музыкальное занятие было… (вчера).

- Все дети спят … (ночью).

4.«Какое слово подходит?» 

Цель: развитие временных представлений.

Педагог задаёт ребенку разные вопросы, например: «Месяц зимы − (перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц)  − октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».

Ребенок отвечают: «Февраль».

Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).

Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).

Время года …(март, апрель, вечер, зима).

Части суток… (лето, май, апрель, ночь).

5.Игра «Назови пропущенное слово». 

Цель: развитие временных представлений.

Педагог произносит предложение, ребенок должен его правильно продолжить.

- Если мы завтракаем утром, то обедаем …

- Днём ты обедаешь, а вечером …

- Если сейчас утро, то после утра будет …

- Если сейчас день, то после будет …

- Если сейчас день, то что было до этого …

Коррекция эмоциональной сферы.

  1. «Похвалики»

Цель: повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе.

Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие, ребенок должен «озвучить» карточку. Причем начав словами «Однажды я…». Например: «Однажды я помог товарищу в саду».

  1. «За что меня любит мама»

Цель: повышение значимости каждого ребенка в глазах окружающих его детей.

Все дети сидят в кругу . каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей, чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка.

  1. «Подарок на всех «Цветик-семицветик»»

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

  1. «Рыбалка»

Цель: позволить детям чувствовать себя в коллективе свободней и раскованней.

Из группы детей выбирается «рыбак». А остальные дети – «рыбки». Все дети разбегаются по сигналу во все стороны, а «рыбак» должен поймать кого-нибудь. Пойманный ребенок становится помощником «рыбака»  и теперь они вместе, держась за руки, ловят «рыбок». Постепенно эта цепочка становится все длиннее, а «рыбок» становится все меньше. Игра заканчивается тогда, когда остается один непойманный ребенок. Он и становится победителем.

5.«Ладонь в ладонь»

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони стоящего рядом. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья и т.д.

В этой игре пару могут составлять взрослые и ребенок.

Игры на развитие способности понимать эмоции других, возможности к самовыражению.

1.«У осеннего дождя свое лицо».

Цель: формировать практическое владение выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой – средствами человеческого общения), распознавать эмоциональное состояние других людей.

Дети по очереди показывают лицо летнего и осеннего дождя.

Для этого они отвечают на вопросы и показывают

1) какое у тебя настроение и выражение лица, когда собираются тучи

2) когда идет дождь, ливень

3) когда гремит гром

4) когда сверкает молния

5)когда дует осенний ветер

6)когда рассеиваются тучи

6)когда снова светит солнце

  1. «Узнавание эмоций»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении; формирование моральных представлений, коррекция поведения.

Каждый ребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию. Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда..», «Я злюсь, когда…» и.т.д.)

  1. «Оживлялки»

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов,  остальные дети должны угадать, какую картинку он показывает.

  1. «Заколдованный ребенок»

Цель: обучение элементам техники выразительных движений.

Ребенок заколдован. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

  1. «Лисичка подслушивает»

Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции, внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок, и подслушивает, о чем они говорят.

Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

Игры на повышение познавательной активности, формирование учебной мотивации.

  1. «Кто где живет»

Цель: развития произвольности и школьных навыков

Дети садятся в круг. Каждый из них изображает какого-либо зверя, для наглядности может надеть маску или значок и выясняет, где этот зверек обитает в природе (в лесу, в поле, на дереве, в дупле, норе и т. д.).

Ведущий обращается к детям и называет место своего пребывания и пункт назначения. Например: «Ой, я, кажется, заблудился! Кто бы мне помог в этом дубовом лесу найти дорогу к полю? Но нет, никто здесь, видно, не живет». Выскакивает лесной кабанчик: «Я, я здесь живу! Дорогу показать могу!» — и ведет к кому-либо живущему в поле, например, мышке. Затем сюжет повторяется. Главное для путешественника — не забывать благодарить провожатого.

  1. «Первоклассник»

Цель: развития произвольности и школьных навыков

В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно.

3.«Сосед, подними руку»

Цель: развитие произвольности, привычки соблюдать правила и внимание к товарищам.

Играющие,  сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.

4.Игра "Маленький жук".

Цель: развитие умений ориентироваться на листе бумаги, внимания, самоконтроля.

Инструкция: "Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

5.«Лесная школа»

Цель: развивает произвольность поведения, учебной мотивации.

Необходимо собрать небольшую группу из двух-трех-четырех человек. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) — мудрая Сова. Играя в первый раз лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте дети! Меня зовут Сова — Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня — очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: «Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так — кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство — каждый ученик должен встать и назвать себя, вначале издавая «звериное» приветствие.

Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее» — они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. «А теперь давайте договоримся о самом главном слове — оно должно быть всем понятно, это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другою, давайте произнесем это волшебное слово».

Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы спим пять часов!» Медведь: «Мы спим четыре месяца!» Сова: «Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь — это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?» — обращается к тому, кто еще не отвечал (например, к зайцу), и т. д.

Используется вместо отметок призы — листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

Рабочая программа педагога-психолога для работы в группах для детей с ЗПР

Рабочая программа педагога-психолога для работы в группах для детей с ЗПР...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Осуществление коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития

Рост числа детей с задержкой речевого развития является серьезной проблемой, и для ее преодоления необходимо применение разнообразных и эффективных методов и приемов стимуляции речевой активности дете...

Осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком ОНР III Лексическая тема: Профессии. Инструменты. Итоговое занятие.

Осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком ОНР IIIЛексическая тема: Профессии. Инструменты. Итоговое занятие....