Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
методическая разработка по логопедии

Балян Гаянэ Борисовна
  1. Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.
  2. Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.
  3. Перспективное планирование работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx74.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

Методическая  разработка по теме:

«Взаимодействие учителя – логопеда  с родителями  как условие

эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми

нарушениями речи».

                                                                                           

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение
  2. Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.
  3. Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.
  4. Перспективное планирование работы с родителями.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

Приложения

Приложение 1 Консультация – анкетирование для родителей: «Определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей».

Приложение 2  Консультация для родителей «Роль родителей в развитии речи детей».

Приложение 3  Семинар – практикум: «Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики».

Приложение 4  Практическое занятие «Игры и упражнения для развития дыхания».    

Приложение 5 Памятка для родителей: «Факторы успешного речевого развития».

1.ВВЕДЕНИЕ

         Инклюзивное образование – это образование, которое каждому, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими  возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным. И  если  для  родителей нормально развивающегося  ребенка  детский сад – это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать  что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может быть местом, где их ребенок  сможет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться  к жизни, так как построение коррекционно - развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную  направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными  психофизическими возможностями каждого ребенка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность,  осознание себя частью общества, предоставляет возможности  для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи  и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.

В ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус, скоординированная  деятельность всех участников образовательного процесса; обеспечивается информационно – методическое сопровождение семей детей с ОВЗ.

   2.ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,  ИМЕЮЩИМИ  ОВЗ.

            Для сбалансированной работы по инклюзивному образованию я использую  следующие  принципы:

        Принцип индивидуального подхода предполагает подбор таких методов и средств обучения, в которых будут учтены индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Индивидуальные программы развития дошкольника разрабатываются на основе диагностики его функционального состояния и предусматривают выработку индивидуальной стратегии развития.

        Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Предоставление условий для самостоятельной активности ребенка является одним из важнейших условий успешности инклюзивного образования. Реализация данного принципа помогает предотвратить появление «выученной беспомощности» – феномена, когда ребенок не прикладывает собственных усилий для улучшения своего состояния, а ожидает внешней инициативы.

        Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

        Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется образовательный план работы как с конкретным ребенком, так и с группой в целом.

       Принцип вариативности в организации процессов воспитания и обучения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения.

       Принцип партнерского взаимодействия с семьей. В рамках данного принципа главной задачей специалиста (педагога) является установление доверительных партнерских отношений с родителями или близкими ребенка, внимательного отношения к запросам родителей и др.    

 Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.


3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути: как воспитывать, чему учить, как учить. Сотрудничество семьи и педагога является необходимым условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ,  мною была определена  общая цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком.

2. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень  их компетентности    в вопросах речевого развития.

3. Установить партнерские отношения с родителями дошкольников.

4.Повысить компетентность родителей в области коррекционной помощи детям.

5. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

6. Разработать и внедрить наглядные пособия для коррекционного процесса.

Появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.

Родители ребенка, столкнувшись в своей жизни с подобной ситуацией, испытывают множество трудностей.

Среди причин невысокой результативности коррекционной работы с семьей, можно назвать и личностные установки родителей, которые препятствуют установлению гармоничного контакта с ребенком и окружающим миром.

К подобным неосознаваемым установкам могут быть отнесены:

1. Неприятие личности ребенка;

2. Неконструктивные формы взаимоотношений с ним;

3. Страх ответственности;

4. Отказ от понимания существования проблем в развитии ребенка, их частичное или полное отрицание;

5. Нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.

Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

Концепция взаимодействия ДОУ и семьи

1. Семья – центр жизни ребенка.

2. Семья держит в своих руках важнейшие рычаги самочувствия ребенка и его развития.

3. Семья – величина постоянная, тогда как педагоги, воспитатели и детские учреждения приходят и уходят.

4. Каждый родитель – эксперт по своему ребенку, его первый воспитатель и педагог.

5. Педагоги – профессиональные консультанты, помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования, которое с отдачей ребенка в детский сад не перестает быть их собственным делом.

Задачами консультативно – просветительской и профилактической работы с родителями являются:

1. Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

2. Профилактика перегрузок, выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха в образовательном учреждении и дома;

3. Оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

4. Выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

5. Подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.

       При изучении семьи и установлении контактов с ее членами используются следующие методы: анкетирование, опрос, беседа с членами семьи, наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное), метод создания педагогических ситуаций, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребенок», фиксация дня ребенка.

       Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы педагогом используются следующие организационные формы: индивидуальное консультирование по обращениям, по итогам обследования; обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно – развивающих заданий, игр и упражнений); этапное консультирование (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений о ребенке, получение «обратной связи»).

      В зависимости от цели, консультирование проводится в виде беседы, беседы с использованием анкетирования, как обучение приемам коррекционной работы, оформления рекомендаций.

     Самой оптимальной формой коррекционно – воспитательной работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя: индивидуальное консультирование. Задача первого этапа работы – создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используют беседу.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставятся следующие цели: подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка; разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта; обсуждение проблем родителей, их отношение к трудностям ребенка; планирование последующих бесед с целью обсуждения динамики продвижения ребенка в условиях коррекционного воздействия. На этапе коррекционной работы меняются задачи и формы индивидуального воздействия в ходе консультирования. Основным на этом этапе является – формирование у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их дефектологических знаний; привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребенком. Наиболее эффективными среди форм индивидуального воздействия считаются: совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы; анализ возможных причин незначительного продвижения в работе и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка; индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, выполнение артикуляционной гимнастики, упражнений для развития речевого общения, формирования звукопроизношения), просмотр занятий педагога с ребенком, режимных моментов; привлечение членов семьи к различным формам совместной с детьми и педагогом деятельности (подготовка спектаклей для ребенка (с его участием), спортивные развлечения, организация интеграционных мероприятий и совместное участие в них).

     Стимулом к активному участию родителей в педагогическом процессе является создание библиотеки игр и упражнений, в которой представлена демонстрация удачных результатов деятельности родителей; фотоальбом с запечатлевшими в нем моментами деятельности ребенка (родителей), художественное  творчество родителей с детьми – пособие, изготовленное в семье для занятий с ребенком; выставки работ имеют важное психологическое действие на ребенка и взрослых; проведение совместного с ребенком (для ребенка) театра, праздников, интеграционных мероприятий, способствующих развитию коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала, повышения самооценки осознания необходимости занятий со взрослыми.

      Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Для повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей и создание оптимальной среды для взаимодействия учителя – логопеда с семьей  как условие повышения эффективности  коррекции речевых нарушений у детей, мною был разработан перспективный план по работе с родителями. В нем совокупность  тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка: «Школа здоровья», «Игра – это серьезно», «Научите меня говорить правильно», «Родительский университет», «Мастерская добрых дел; ручная умелость», обязательная подготовка наглядного материала и его использование в работе.

                       

4.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

I. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.

    Сентябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

Мини – лекция с проведением практической работы: «Здоровьесберегающее пространство дома»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Роль родителей в развитии речи детей»

(знакомство с упражнениями, обучение выполнению упражнений по развитию артикуляционной моторики)

4

«Родительский университет»

Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего развития детей» (поделки из овощей и фруктов «Дары осени»)

6

Наглядность

«Уголок для родителей»:

– оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»;

– оформление ширмы «Азбука здоровья»;

– оформление папки «Артикуляционная гимнастика»;

– оформление папки «Мелкая моторика»

            Октябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Какие игрушки нужны вашему ребенку?»

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «В гостях у веселого язычка» (обучение выполнению упражнений для развития артикуляционного аппарата)

4

«Родительский университет»

Консультация «Самообслуживание и его значимость для ребенка»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы

6

Наглядность

– дополнения в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста – все о здоровье»;

– оформление папки «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

              Ноябрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

Беседа: «Гигиенические требования к одежде и обуви»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие: «Игры и упражнения для развития дыхания»

4

«Родительский университет»

Консультация: «Познание окружающего вместе с малышом»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный вернисаж: «А ну – ка, пальчик, удиви!» (пальчиковый театр на руках детей и родителей»

6

Наглядность

– оформление ширмы «Комплекс упражнений для глаз»;

– дополнение в папку «Речевое дыхание»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

II. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

          Декабрь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

Беседа: «Немного о режиме»

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Семейный Новый год»; семейное развлечение (интеграция в общество) «В лесу родилась елочка»; участие родителей в проведении недели зимних игр;

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Азбука общения с малышом»

обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»

4

«Родительский университет»

Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семинар – практикум: «Мастерская Деда Мороза» (изготовление поделок к новому году)

6

Наглядность

– Создание папки «НЕ БОЛЕЙ – ка»

– оформление стенда «Зимушка – зима»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

           Январь

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

Праздник здоровья: «Спорт, игра, дружба»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей

4

«Родительский университет»

Практикум: «По дороге к знаниям – решение педагогических ситуаций» (по дороге в детский сад и обратно, прогулка в магазин)

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Кормушка своими руками»

(дома с папой)

6

Наглядность

– оформление ширмы «Игры для здоровья»;

– дополнение в папку «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного               возраста»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

            Февраль

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

Блиц – турнир: «Чтобы ребенок рос здоровым и крепким»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Папа в жизни ребенка». Семейное развлечение «Наши мальчики»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация – практикум: «Я расскажу тебе сказку, дружок» - обучение рассказыванию, пересказу/показу с использованием жестов, мимики (рассказ – обыгрывание – чтение)

4

«Родительский университет»

Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Печенье для папы» (в технике «мукасольки»)

6

Наглядность

– изготовление папки «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– дополнение в папку «Игры для здоровья»;

– оформление фотовыставки «Мой папа – солдат»

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

III. Консультация по результатам проведения промежуточной диагностики в рамках реализуемой программы.

                Март

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

Консультация: «Мама, папа, я – спортивная семья»

2

«Игра – это серьезно»

Выставка – информация: «Мамины руки». Семейное развлечение : «Любимые, милые, родные»

3

«Научите меня говорить правильно»

Практическое занятие «Речевое развитие детей в общении со сверстниками (с другими детьми). Обмен опытом

4

«Родительский университет»

Консультация – практикум: «Воспитание самостоятельности у детей»

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Практическая работа: «Коврик для мамы» (изготовление поделок с использованием пластилина, крупы)

6

Наглядность

– оформление выставки «Самые обаятельные и привлекательные»

– оформление стенда «Весна»

– обновление папки «Составляющие здоровья»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

            Апрель

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья

Семинар – практикум: «Организация здорового образа жизни в семье»

2

«Игра – это серьезно»

Практическое занятие: «Игротека в кругу семьи»

3

«Научите меня говорить правильно»

Консультация: «Взрослые и дети»

4

«Родительский университет»

Беседа: «Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

«Детская книга» – совместное изготовление ребенком и родителями самодельной книги

6

Наглядность

– выставка детских книг, дидактических пособий, игр;

– дополнение в папку «Все о здоровье»;

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»;

– дополнение в папку «Мелкая моторика»

                 Май

Тема

Форма работы

1

«Школа здоровья»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние здоровья детей)

2

«Игра – это серьезно»

Консультация – практикум: «Движение – это жизнь» (подвижные игры)

3

«Научите меня говорить правильно»

«Чему мы научились за год» – итог (состояние речевого развития детей)

4

«Родительский университет»

«Безопасность наших детей» - система работы по ОБЖ

5

«Мастерская добрых дел; ручная умелость»

Семейный кукольный театр: «Три медведя»

6

Наглядность

– оформление стенда «Здравствуй, лето!»;

– дополнение в папку «Основы безопасности жизнедеятельности»;

– обновление папки «Все о здоровье» (подвижные игры);

– дополнение в папку «Артикуляционная гимнастика»

– задания на лето

– выставка детских работ

IV. Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Система направленной работы с родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной оценки состояния своего ребенка должна быть частью комплексной программы коррекционного воздействия на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Использование данных форм работы с родителями позволит лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дельнейшем, повысит уровень психического и речевого развития ребенка, повысит активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.

Ожидаемый результат

Появление интереса родителей к работе ДОУ.

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах.

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам, в «службу доверия».

Проявление интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ.

Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

     Об эффективности моей работы с родителями свидетельствуют следующие  результаты:

- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать ДОУ;
- использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях ;

- положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворенность собственной деятельностью;
- качественно организованная система повышения квалификации.

                                       

Мониторинг  

 выявление уровня родительской  компетентности в вопросах речевого  

                                           развития детей

               Критерии оценки уровня  компетентности родителей.

                                                                                   

1. Точное понимание целей коррекционно-логопедической работы по

устранению ОНР.

2. Наличие устойчивого внутреннего мотива взаимодействия со

специалистами коррекционно-логопедического процесса.

3. Наличие определенного минимума теоретических знаний о нормальном

ходе речевого развития ребенка.

4. Понимание основных специальных терминов, часто используемых

логопедом в общении с родителями.

5. Осознанное стремление к самостоятельному пополнению запаса

специальных знаний и умений.

На начало учебного года

На конец учебного года

6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  3. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996
  4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Они ждут нашей помощи. М., 1991.
  5.  Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
  6. Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.
  1. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Пер с англ. М., 1997.
  2. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1999.
  3. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с. (Коррекционная педагогика) 
  4. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. — М., 1999.
  5. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
  6. Фромм М. Азбука для родителей. — Л., 1991.
  7. Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация – анкетирование для родителей: «Определение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей»

                                        «Речевое развитие ребенка»

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

1. Фамилия, имя ребенка ................................................................................................................................

Ф.И.О. родителя ................................................................................................................................

2. Дата рождения ребёнка ................................................................................................................................

3. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребёнка?

................................................................................................................................

4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)

................................................................................................................................

5. Знакомы ли вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет)

................................................................................................................................

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?

................................................................................................................................................................................................................................................................

7. Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, воспитатели, учителя, логопед)

................................................................................................................................................................................................................................................................

8. Проводилось ли ранее логопедическое обследование вашего ребенка?

................................................................................................................................

9. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз)

................................................................................................................................

10. Проводились ли занятия с логопедом (с какого возраста, сколько времени, результаты занятий)

................................................................................................................................................................................................................................................................

11. Как вы оцениваете работу логопеда, довольны или недовольны результатами

................................................................................................................................

12. Как вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от учителя, воспитателя)

................................................................................................................................................................................................................................................................

13. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):

- формирование правильного звукопроизношения;

- развитие фонематических процессов;

- работа над слоговой структурой слова;

- развитие лексики;

- развитие грамматического строя речи;

-развитие связной речи;

- развитие мелкой моторики:

-развитие артикуляционной моторики;

-развитие психических процессов.

- коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)

14. Как вы думаете, над чем работает учитель-логопед в общеобразовательной школе:

- формирование правильного звукопроизношения

- коррекция нарушений письменной речи (письмо и чтение)

15. Знакомы ли Вы с понятием «Фонематический слух» (нет, да, что означает данное понятие?)

................................................................................................................................................................................................................................................................

16. Знакомы ли Вы с понятиями «Дисграфия», «Дислексия» (нет, да, что означает данные понятия?)

................................................................................................................................................................................................................................................................

17. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)

................................................................................................................................

18. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемые к учащимся, посещающим логопедические занятия.

................................................................................................................................

19. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу).

................................................................................................................................................................................................................................................................

20. Ваши вопросы и предложения. ................................................................................................................................

................................................................................................................................................................................................................................................................

................................................................................................................................................................................................................................................................

................................................................................................................................


Дата ............................................. Подпись родителя: ..............................................






Благодарим за сотрудничество!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей «Роль родителей в развитии речи детей».

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет  дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше  вы  научите  ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

На что же следует обращать внимание в организации домашних занятий? Как правильно помочь ребенку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика»«ляля» и т. д.), сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными иди ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Семинар – практикум: «Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики».

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.

Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются»), упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика»), упражнения с опорой на картинный материал.

Упражнение «Лягушки улыбаются».

Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу  ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем
А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону: губы хоботом тяну…
Даже если я устану, их тянуть не перестану.
Буду долго так держать, свои губы укреплять.
Мои губы – трубочка – превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу: Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

Речевые упражнения для закрепления звуков раннего онтогенеза

Задержка речевого развития – это не только бедный, примитивный словарь, грубое нарушение слоговой структуры, звуконаполняемости, но и нарушение, а чаще всего и отсутствие даже тех звуков русского языка, произношение которых не требует тонких дифференцированных движений органов артикуляции. Дети с нормальным речевым развитием легко справляются с воспроизведением этих звуков. Конечно, говорить о точной схеме появления речевых звуков у ребенка раннего возраста нельзя, поскольку процесс звукопроизношения проходит индивидуально. Однако некоторые закономерности все же существуют.

Многие дети раннего возраста правильно и четко произносят звуки:

— гласные А, О, У, И;
— согласные М, Н, П, Т, Д, Б, Ф, В, К, Г, Х (и их мягкие варианты)
— дифтонги йА, йУ, йО, йЭ.

Поэтому необходимо в стихах и играх закреплять (или вызывать) звуки раннего онтогенеза, вызывая их правильное произношение с активной артикуляцией. Безусловно, процесс работы со звуком должен происходить только при желании малыша играть. Необходимо использовать весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками и т.д.

Упражнение «Мы шагаем по мосту»

Ту-ту–ту, ту–ту–ту мы шагаем по мосту.
Та–та–та, та-та-та, ах какая высота.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты не боимся высоты.
Ат-ат-ат, ат-ат-ат я шагаю как солдат.

Упражнение «Машина»

Би-би-би – гудит машина
«Моторчик» — кулачки быстро крутятся вокруг друг друга
Тук-тук-тук – мотор стучит -кулачки стучат друг по другу поочередно
Едем, едем, едем, едем – «Моторчик»
Он так громко говорит. «Кулачки»
Шины трутся о дорогу. Потирать ладошки
Шу-шу-шу они шуршат.
Быстро крутятся колеса. - согнутые в локтях руки двигаются вперед-назад
Та-та-та – вперед спешат. - топают ногами

Игры по развитию общей моторики

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Речевое развитие начинается с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. До трех лет ребенок должен научиться правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с сопроводительным текстом, управлять мышечным напряжением, организовывать движения в соответствии с ритмом звучания игрушек, хлопками, звукоподражаниями, сопровождающими движениями.

В процессе движения ребенок естественно, без напряжения усваивает колоссальный объем информации об окружающем мире. Мышечная радость – основа возможности восприятия и переработки этой информации. В процессе движений, сопровождаемых словами, решаются задачи речевого развития малыша: развивается импрессивная речь, расширяется активный словарь, формируются грамматические формы слов.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством воспитания правильной речи при нормальном ее развитии и в случаях патологического формирования речевых функций.

Упражнение

1,2,3,4,5 – в лес отправились гулять.
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем.
Может быть, мы под листочком сладку ягодку найдем.
На носочки дети встали, по дорожке побежали.
И на каблучках пойдем, через лужи перейдем.
Где ты прячешься, грибок? Полезай-ка в кузовок.

Упражнение

Мы идем по кругу, посмотри.
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок.
А потом, как аист, встали — и молчок!
Подвижные игры с речевым сопровождением

Дети раннего возраста еще очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Малыши с удовольствием повторяют слова, интонацию и движения за взрослым, предвкушая знакомый финал.

Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Логоритмические игры с самомассажем

Лягушата.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки-тростинки.
Ножками затопали, ручками захлопали.
Постучим ладошкой по ручкам немножко.
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам.
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»
Хлоп, ладошка!
Вот у нас игра какая! Хлоп, ладошка, хлоп, другая!
Правою ладошкой шлеп мы по правой ножке.
А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай.
А потом, потом, потом левой правую побьем.
Вверх ладошки! Хлоп, хлоп.
По коленкам шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай. По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной! Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!

Игры-подражания с речевым сопровождением.

Как уже отмечалось, основой обучения детей раннего возраста является стремление малышей к подражанию действиям взрослого. Подражание движениям, мимике, интонации способствуют освоению просодических компонентов речи. Просодия – общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраса. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота.

Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6 – 7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на не реагируют. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Поэтому развитию просодических компонентов речи необходимо уделять особое внимание. Наиболее эффективно, с нашей точки зрения, это происходит в играх – подражаниях, где наряду с развитием импрессивной и экспрессивной речи, расширением активного словаря, формированием грамматических форм слов особенно чувствуется интонация, тембр и т.п., что способствует усвоению просодических свойств языка.

Упражнение «Птичий двор»

Наши уточки с утра –«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Кхо-кхо, кхо-ко-ко-ко-ко!»
А наш Петя-петушок ранним-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

Упражнение «Соседи»

Над нашей квартирой собака живет
Лает собака и спать не дает: -Ав-ав-ав.
А над собакою кошка живет
Мяукает кошка и спать не дает: -Мяу.
Ну а над кошкою мышка живет.
Мышка вздыхает и спать не дает: -Ш-ш-ш-.
Ночью по крыше злой дождик стучит.
Только поэтому мышка не спит Ш-ш
И кошка не спит, Мяу.
И собака не спит. Ав – ав. И не спит весь дом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практическое занятие «Игры и упражнения для развития дыхания».

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного

воздействия детей с речевыми нарушениями. Цель дыхательных упражнений

– способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания,

продолжительности выдоха, его силы и постепенности. У большинства детей

наблюдается слабое поверхностное дыхание. А для произнесения многих

звуков необходимо наличие сильной направленной воздушной струи,

поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала

физиологического (неречевого), а затем на его основе речевого дыхания.

Развитие физиологического дыхания

                                    « Срываем яблоки»

Дети тянутся на носочках вверх – вдох через нос,

«кладем яблоки в корзину» - выдох через рот.

                                          «Задуй свечу»

Взрослый по очереди подносит детям зажженную свечу. По сигналу «тихий

ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но

не гасло. По сигналу «сильный ветер» дети стараются на одном выдохе

задуть свечу. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с

«огоньком» из тонкой красной бумаги.

                                             «Пилка дров»

Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют

пилку дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

                                    «Погреться на морозе»

Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через

рот, как бы согревая руки.

                                           «Надуй игрушку»

Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары,

набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие

игрушки.

                                        «Листья шелестят»

Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков

и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» дети плавно дуют

на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.

                                    «Покатай карандаш»

Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по

столу круглый карандаш.

                                      «Бабочки»

Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками,

вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к

«полянке». Взрослый предупреждает, что дуть на бабочку можно только при

одном выдохе. По сигналу «красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек

красного цвета и т.д.

                                         «Чайник закипел»

У каждого ребенка пузырек с узким горлышком диаметром 1 – 1,5 см. По

сигналу «у Саши чайник закипел» один из детей (Саша) дует в отверстие

пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа

касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

                                     «Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или

вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно

подуть на них по сигналу «снежинки летят».

                                        «Загони мяч в ворота»

Взрослый показывает детям, как нужно подуть на «мяч», чтобы загнать его в

игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение.

Побеждает тот, кто сумел отправить «мяч» в ворота с одного выдоха.

                                    «Попутный ветер»

Взрослый предлагает детям посоревноваться – чей бумажный кораблик

«доплывет» до противоположного края стола. Взрослый демонстрирует

детям различные приемы дутья. Можно дуть, не торопясь, сложив губы, как

для произнесения звука «Ф», - тогда кораблик поплывет плавно спокойно. А

можно изобразить резкий порыв ветра. Для этого губы следует сложить, как

для произнесения звука «П», и подуть быстро и сильно – бумажный кораблик

стремительно продвинется вперед или потерпит крушение в «бурном» море.

                                                      «Фокус»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, сдуть ватку с ладони 

(или с кончика носа)

                                                 «Лопнула шина»

Ребенок изображает разведенными в стороны руками «шину». Делается

легкий вдох, а затем медленный выдох с произнесением звука «Ш-Ш-Ш».

Руки в процессе выдоха скрещиваются так, что левая рука лежит на правом

плече, а правая рука – на левом плече. При этом слегка сжимается грудная

клетка.

                                             «Накачиваем шину»

Нужно накачать лопнувшую шину. Сжав руки в кулаки, ребенок поднимает

их перед собой, как бы держа воображаемый насос. Медленно наклоняясь

вперед, ребенок на выдохе произносит «С-С-С».

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 

Памятка для родителей: «Факторы успешного речевого развития».

 Эмоциональное общение  с ребенком с момента рождения.

  Создавать условия для общения с другими детьми.

  Речь взрослого – пример для подражания.

  Развивать мелкую моторику руки, это ведет к развитию речи ребенка.

  Совместные игры взрослого и ребенка.

  Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

  Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его «почему».

  Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

  Рассказывание стихов руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие выс...

Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...

Проектная деятельность в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Использование современных технологий  - ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в коррекционной логопедической работе и вовлечение родителей и детей в совместную деятельность  повышают результаты корр...