Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Власенко Наталья Павловна

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_robototehniki_v_protsesse_korrektsii.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи.

Подготовила: воспитатель МКДОУ д/с №411г. Новосибирска

высшей кв. категории Власенко Наталья Павловна

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как лего-конструирование и образовательная робототехника.

Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей;

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;

- позволяет формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

 В связи с этим  с октября 2017 года мы ввели новый вид деятельности по программе «Путешествие с Громозекой» для детей  дошкольного возраста в рамках дополнительного образования. Данная программа  разработана на основе методических рекомендаций Е. В. Фешиной, Л. Г.Комаровой, а также методических рекомендаций ГЦИ «Эгида».

Наше дошкольное учреждение посещают дети с тяжелыми речевыми нарушениями. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть повышенным агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми очень часто проявляется сильная привязанность к кому-либо. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы, у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия (различных видов), более позднее формирование логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

Все это требует более тщательного подбора методов психологической коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.

Известно, что большинство детей с удовольствием играют с Лего. Ведь такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Конструктор помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Обучающей базой является наборы конструкторов Лего «Простые механизмы». 

 Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут. Ребята работают в подгруппах по 6 человек. Занимаясь конструированием, наши воспитанники изучают принципы работы простых механизмов, схемы сборки «умных игрушек», учатся работать руками. При этом мы поощряем детей проговаривать названия деталей, называть способы их соединения. Дети описывают свои модели и их назначение, по ходу конструирования отвечают на вопросы сверстников и педагога. После сборки обсуждаем назначение той или иной конструкции и как она может помочь человеку в решении тех или иных задач.

В конце совместной деятельности дети получают раскраски по данной теме и задание составить рассказ о раскрашенном предмете, например: «Придумай название своей бабочке и в какое путешествие она отправилась» или небольшое стихотворение для заучивания.  Дети на следующем занятии с удовольствием рассказывают и демонстрируют свои рисунки. А это, в свою очередь, способствует обогащению словаря по лексической теме, развитию фразовой и связной речи.

    Работая с детьми ОВЗ, мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Робототехника позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь даже трудные задачи решаются легче,  если ребенок увлечен занимательным делом.

Небольшой опыт работы показал, что робототехника дает широкие возможности для развития ребенка с речевыми нарушениями  как личности.

Занятия по робототехнике оказывают на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, побуждают к высказыванию, помогают воспроизводить полученные знания и представления в своем воображении, способствуют развитию воображения (можно изменить игрушку, добавляя детали). В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать в паре, в группе, происходит развитие творческих способностей.

Внедрение курса по робототехнике только началось. Предстоит доработка методических и дидактических материалов, модернизированние программы по робототехнике «Путешествие с Громозекой», с учетом психологических особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Но мы понимаем, что направление «Образовательная робототехника» в дошкольном образовании имеет большие перспективы развития.

Мы убедились, что робототехника снимает у детей-логопатов эмоциональное напряжение, развивает мелкую моторику рук, оказывает существенное влияние на развитие познавательной и речевой деятельности, понимание причинно – следственных связей, побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Именно ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Взаимосвязьучителя-логопеда и музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.

Взаимосвязьучителя-логопеда  и  музыкального руководителя в процессе коррекционной работы с детьми с нарушением речи в условия ДОУ.Значение музыкальных занятий для детей с нарушением речи....

мастер-класса «Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование театрализованных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи...

Использование пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми, имеющих нарушения речи

Наблюдения за детьми, посещающих коррекционные группы детского сада показали, что у большинства отмечается отставание в развитии тонких движений пальцев рук. Им трудно правильно удерживать карандаш, р...

«Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является  всестороннее и гармоничное развитие ребёнка. В настоящее время достичь этой цели  стало возможно через...

«Использование образовательного конструктора в процессе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи»

         Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в со...