ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
статья по коррекционной педагогике на тему

 Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого и психического развития дошкольников с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ  ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Гришина И. Ю.

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида   № 110»

г. о. Самара

В условиях введения обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного  подхода к организации коррекционной работы  с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетным направлением деятельности МБДОУ «Детский сад № 110» г. о. Самара является речевое развитие детей. Почти двадцать лет в детском саду успешно функционируют специализированные группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционно-развивающая работа дошкольного учреждения направлена на обучение и воспитание детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи, посещающих группы компенсирующей направленности. В ДОУ организована система комплексной помощи детям с речевым недоразвитием в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии воспитанников  и их социальную адаптацию.

Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации  воспитательно-образовательного процесса, что является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации и обеспечения  полноценного участия в жизни общества.

Цель коррекционной работы: обеспечить  системный подход к полноценному личностному развитию и устранению  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи.  

 Модель коррекционной деятельности дошкольного учреждения представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно–развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого и психического развития дошкольников с ОНР.

•        диагностическая работа направлена на своевременное выявление детей с общим  недоразвитием речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

•        коррекционно-развивающая работа включает специализированную помощь в освоении обучения и коррекцию недостатков речи, способствует формированию коммуникативных, личностных, познавательных и др. навыков;

•        консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР, создание психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

•        информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, их родителями и педагогами ДОУ.

Коррекционно-развивающее направление работы  ДОУ включает выбор оптимальных для развития ребёнка с ОНР коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями. Педагогами и специалистами проводится эффективная индивидуальная и групповая коррекционно–развивающая деятельность по преодолению нарушений развития и трудностей обучения, коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально–волевой и личностной сфер ребёнка, психокоррекцию его поведения, социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Для реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья  в ДОУ создана комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие успешного речевого развития ребёнка с ОНР. При построении системы коррекционной работы  в   группах компенсирующей направленности  для детей с ОНР деятельность специалистов ДОУ основывается на общих педагогических принципах не обособленно, а дополняя и углубляя воздействие каждого. В ДОУ разработано и внедрено планирование работы  педагогов ДОУ в процессе комплексного сопровождения детей с ОНР (5-6 и 6-7 летнего возраста). Прослеживается тесное взаимодействие и сотрудничество специалистов ДОУ: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию с воспитателями в целях повышения эффективности коррекционного воспитательно-образовательного процесса.

Особую значимость приобретает проблема организации предметно-развивающей среды в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная деятельность старших дошкольников с нарушениями речи (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна и составляет до 5/6 всего времени пребывания в детском саду. В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда обогащает эмоционально-практическое взаимодействие ребёнка со сверстниками и педагогом, включает в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности у дошкольников с ОВЗ.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционная зона компенсирующей группы. Она представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных или подгрупповых игр. Материал, содержащийся в коррекционной зоне, имеет многофункциональный характер, подобран в порядке нарастающей сложности и направлен на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. В группах создана насыщенная, трансформируемая, полифункциональная предметно-развивающая и образовательная среда, которая является основой для организации разностороннего развития каждого ребенка (с учетом гендерного подхода, источником знаний и социального опыта, обеспечивая комфортное пребывание ребенка в группе, и в полной мере соответствует современным требованиям к организации образовательного процесса и принципам его построения).

В процессе коррекционно-развивающей работы результативно осуществляются проекты «Наглядное моделирование», Кубигород», «Мнемотехника», «Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР», разработана богатая картотека игр по развитию сенсо-моторной сферы дошкольников с речевой патологией.

В дошкольном учреждении систематически реализуются здоровьесберегающие, игровые технологии, проектно-исследовательская деятельность, находят применение возможности ИКТ и интерактивной доски, современные коррекционные технологии, технологии ТРИЗ,  технологии мастерских, личностно-ориентированные технологии, используются ресурсы пескографии, песочной терапии и др., что дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Практика использования ресурсов песочной терапии и пескографии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ показала, что эти средства предоставляют уникальную возможность значительно оптимизировать развитие ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и дают максимальный воспитательный, развивающий и обучающий эффект. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением пескографа позволяет существенно повысить мотивацию детей, эффективно решать задачи формирования социального опыта у дошкольников, развивать творческий потенциал самостоятельной личности.

В дошкольном учреждении создана медиатека образовательных и игровых ресурсов,  электронных дидактических пособий и демонстрационных презентаций (интерактивные обучающие программы, создание проектов в специальных графических программах, разработка НОД с использованием презентаций сети Интернет, применение специализированных компьютерных программ в ДОУ и родителями в домашних условиях и т.д.).

В МБДОУ «Детский сад № 110»  ведется качественная подготовка детей к школе. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов школ, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовки соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам. Моделирование, как наглядно-практический метод, широко используется для формирования представлений о единицах речи и обучения грамоте дошкольников.

Информационно-просветительское направление коррекционной работы  ДОУ включает различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные  практикумы, информационные стенды, печатные материалы, презентации и др.), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, родителям, педагогам ДОУ, вопросов, связанных с особенностями воспитательно-образовательного и коррекционного процессов.  

МБДОУ № 110 является площадкой для подготовки будущих специалистов в области логопедии и специальной психологии. На протяжении нескольких лет регулярно осуществляет активное и плодотворное сотрудничество в организации и проведении логопедической практики студентов факультета специального образования ФГБОУ ВПО ПГСГА г. Самара.

Овладение эффективными современными образовательными технологиями, предметно-технологическая компетентность педагогов ДОУ определяет их способность к педагогической инновационной деятельности. Уровень педагогического мастерства зависит от технологической компетентности и основывается на целесообразности, творчестве, оптимальности, продуктивности.

Высококвалифицированный  педагогический коллектив принимает активное участие в районных, городских, областных, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, семинарах и др. мероприятиях. Методические разработки педагогов коррекционных групп ДОУ представлены на международных образовательных порталах, сетевых журналах и др. Интернет-проектах.

С 17 по 19 апреля 2015 г. в Санкт-Петербурге проводился Всероссийский образовательный форум «Проблемы и перспективы современного образования в России»        в целях поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений по созданию и внедрению эффективного коррекционного обучения в коррекционных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья, выявления, поддержки и поощрения, творчески работающих коллективов образовательных организаций, распространения инновационного опыта в системе коррекционного образования.

Для оценки деятельности образовательного учреждения использовалась «Система рейтингования образовательной организации», разработанная экспертным Советом конкурса. МБДОУ «Детский сад № 110»  признан лауреатом Всероссийского конкурса «Лучшее коррекционное образовательное учреждение-2015» и награжден памятной медалью и дипломом оргкомитета, экспертного Совета конкурса, органов управления образованием.

Целеустремленность, профессионализм, инициативность, творчество, энтузиазм педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад № 110» г. о. Самара является залогом успешности, дальнейшего развития и распространения инновационной деятельности в системе коррекционного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об организации коррекционного сопровождения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в условиях детского сада компенсирующего вида.

Из опыта работы заведующего муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением детским садом компенсирующего вида № 465 городского округа Самара Овчинниковой Татьяны Викторовны....

Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом....

Консультация с презентацией "ТРИЗ в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Описание методов ТРИЗ технологии в системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Комплексный подход к системе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Материал о всзаимосвязи и преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-образовательной работе с детьми с ТНР (ОНР)...

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Использование робототехники в процессе коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Необходимость изменить в ДОУ организацию образовательного процесса диктуется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и планируемых результатов к структуре основной общеоб...