Музыкотерапия в коррекционной логопедической работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
статья по логопедии по теме

Макаренкова  Елена Михайловна

В статье рассказывается о необходимости проводить корреционную логопедическую работу с использованием музыкального материала.,который помогает успешно решать непростые задачи, стоящие перед логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykoterapiya_v_korrektsionnoy_i_lechebnoy_pedagogogike.doc27.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогогике.

Музыкотерапия –это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека знали еще в Древней Греции и других странах.

Медиками установлено, что приятные эмоции , вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга. Улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

Ученые заметили, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется.

Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

В дошкольном  возрасте успокаивающий или возбуждающий эффект музыки достигается путем музыкального оформления различных игровых ситуаций, сопровождения традиционных

коррекционных занятий логопеда с детьми.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, тиков, заикания. Нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания .

С детьми дошкольного возраста она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, при выполнении дыхательной гимнастики, при воспроизведении заданного ритма, как в ускоряющемся, так и в замедленном темпе.

Музыка используется так же при выполнении детьми самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

Громкость звучания должна быть строго дозированной.Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим.

Использование музыкотерапии при речевых нарушениях оказалось весьма оправданным и эффективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.

Музыкотерапия использует наряду с традиционными методами воздействия и нестандартные, которые определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Музыкотерапия включает следующие виды деятельности:

-прослушивание музыкальных произведений

-прослушивание голосов природы, пения птиц и т.д.

-выполнение ритмических движений под музыку(включающие общую, мелкую и артикуляционную моторики),сочетание  музыки и изодеятельности.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление в коррекционной работе логопеда способствует :

-улучшению общего эмоционального состояния детей

-улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координированность, плавность, улучшается серийная организация движений, развиваются ощущения, восприятие, представления, происходит стимулирование речевой функции, нормализуются тембр, темп, ритм, выразительность интонации.

Музыкотерапию необходимо использовать в коррекционной логопедической работе с детьми.

Рекомендации:

-использовать для прослушивания, чтобы добиться нужного терапевтического эффекта, можно только то произведение, которое нравится всем детям.

-лучше использовать музыкальные произведения, которые знакомы детям. Они не должны привлекать внимания детей своей новизной, отвлекать от главного, будь-то выполнение артикуляционной гимнастики, рисование или какой-либо другой вид деятельности.

-продолжительность прослушивания не должна превышать более 10-ти минут. Как правило это только одно музыкальное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Материалы  презентации  раскрывают  основные  направления и  виды  современной арт-терапии, используемые  в работе  с детьми  с тяжелым нарушением речи....

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)

Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)»

Данная программа разработана для обучающихся с ТНР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....