Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности
статья по логопедии (старшая группа)

Кузнецова Маргарита Борисовна

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым развитием находятся дети с общим недоразвитием речи. Кроме того, предлагаются несколько вариантов совместного плана на неделю в соответствии с лексической темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovmestnoe_kompleksno-tematicheskoe_planirovanie._statya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР в группе комбинированной направленности.

Профессор Р.Е. Левина, изучая наиболее тяжелые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех  языковых структур и связной речи. Кроме того, у данной категории детей  часто нарушено формирование психических процессов и, как правило,  имеется вторичное нарушение интеллекта. Такое системное нарушение получило название «общее недоразвитие речи» (ОНР).  В соответствии с классификацией Т. Б. Филичевой выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР. В нашем дошкольном учреждении чаще всего приходится осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР III и IV уровней речевого развития. У дошкольников с третьим и четвертым уровнем речевого развития  в активном словаре представлены простые нераспространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического  и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Имеются некоторые признаки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойким, также у достаточного количества детей  наблюдается искажение или отсутствие звуков разных групп. Слова со сложной слоговой структурой произносятся более устойчиво.   Понимание речи приближено к норме.

        Основной целью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, тем более, что, работать нам приходится  в условиях пребывания воспитанников в группах комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым развитием находятся дети с ОНР.  Известно, что основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с адаптированной образовательной программой для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) является комплексно-тематический подход, обеспечивающий, концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение позволяет организовывать успешное накопление и актуализацию словаря у дошкольников с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Лексический материал для  работы с детьми с ОНР отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых  и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает  развитие его мыслительный деятельности и умственной активности.

         Эффективность коррекционно-развивающей с детьми с ОНР во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов: воспитателей, музыкального руководителя, педагога-психолога и инструктора по физическому воспитанию.  Комплексный подход в решении коррекционных задач способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, предусматривает сочетание логопедических, психологических и педагогических мероприятий.

   Наиболее тесная связь прослеживается в работе учителя-логопеда и воспитателей. Как и в группах компенсирующей направленности, в комбинированных группах основу взаимодействия этих специалистов составляет совместное перспективное планирование работы на текущий период (учебный год), соответствие еженедельных лексических тем, участие в интегрированной образовательной деятельности, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: лексический материал по данной теме, подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика и индивидуальная работа. Логопед и музыкальный руководитель взаимодействуют по нескольким параметрам, основные – музыка, речь, движение. Кроме того, важными моментами совместной деятельности являются развитие правильного дыхания, просодических компонентов, голоса, координация движений с музыкой и речью. Педагог-психолог включается в работу с детьми с ОНР, занимаясь коррекцией основных психических процессов, снятием состояния тревожности, дыхательной гимнастикой, пантомимикой и  выполнением мимических упражнений. Совместная работа с инструктором по физическому воспитанию осуществляется в нескольких аспектах: развитие речевого дыхания, развитие общей моторики, развитие ручной и пальчиковой моторики, развитие чувства ритма, использование на физкультурных занятиях различных речевых игр, речи, сопряженной с движением. Все указанные направления в работе специалистов ДОО проводятся с учетом лексической темы текущей недели, что позволяет расширить лексический  запас воспитанников, обеспечить  понимание обращенной речи в полном объеме и дает возможность точно  формулировать самостоятельные высказывания детей.  В группах комбинированной направленности важным условием является необходимость выделить «сферы влияния» каждого специалиста. Польза сотрудничества всех специалистов проявится не только в четкой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

        Исходя из необходимости и целесообразности совместной деятельности всех специалистов ДОО, нами проводятся интегрированные занятия, праздники и досуги с участием учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию. На интегрированных занятиях и праздниках дети учатся общаться друг с другом и с взрослыми, что способствует формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Кроме того, в качестве основной формы взаимодействия специалистов в ДОО, имеющей группы комбинированной направленности, нами был составлен совместный комплексно-тематический план коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР старшего дошкольного возраста на учебный год, в котором все специалисты реализуют свои воспитательные, образовательные и коррекционные задачи в рамках одной лексической темы, меняющейся каждую неделю. Предлагаю  несколько вариантов планирования совместной работы специалистов на основе общей лексической темы.

Совместное  комплексно-тематическое планирование специалистов ГБДОУ ЦРР-д/сад№24 коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (старшая группа).

Октябрь (1-я неделя)

                                        Осень. Деревья.

Лексический материал.  Существительные: осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, листопад, деревья (береза, клен, дуб), урожай; прилагательные: хмурый, дождливый, ненастный, пасмурный, ясный (день), холодный (ветер, низкое (небо), теплые (края), красные, мелкие, коричневые, разноцветные (листья), осенняя (одежда); глаголы:  идти, дуть, желтеть, опадать, моросить, улетать, вянуть, мокнуть.

Логопед. Формирование лексико-грамматических категорий: развитие общего внимания и понимание связной речи. Связная речь: ответы на вопросы полными предложениями  и называние примет осени по картинкам. Мелкая моторика: обводка (листья), раскрашивание и ощупывание («Чудесный мешочек»). Д/игра «Угадай, с какого дерева лист».

Воспитатели. Экскурсия (парк, сквер, участок другой группы) и беседы по результатам наблюдений. Используются алгоритмы для составления описательных рассказов и мнемотаблицы. Рекомендованы: дидактическая игра «Старик-годовик», «4 времени года». Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Осенний ковер», «Осенний букет».

Художественная литература:  Н. Сладков «Осень на пороге», В. Зотов «Дуб», «Клен» (из серии «Лесная мозаика»). Моторика: пальчиковая гимнастика «Осенние листья», речь с движением «Дождик» (картотека).

Смежные темы: птицы, насекомые, животные, времена года, неживая природа, одежда.

Совместная работа специалистов.

Музыкальный руководитель. Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик на прогулку": учить согласовывать движения рук с текстом. Музыкальная игра "Деревья!": обучать легкому бегу врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, учить менять движения с изменением музыки, повторение названий деревьев. Песня "Осень"- муз. Е. Кишко: учить протягивать ударные слоги, правильно произносить гласные в словах (ветЕр, дуЕт, лЕтят, кружАт, желтЫе).

Педагог-психолог.  Из набора картинок выбрать картинки, относящиеся к осени, игра «4-й лишний», таблица распределения внимания. Развитие речевого слуха, восприятие интонации, фантазии ребенка: игра «Облачко и тучка». Развитие зрительно-моторной координации: задание «Найди и обведи листья»  (клен, береза, дуб).

Инструктор по физической культуре. Подвижная игра: «Гром»: развитие основных движений - бег и прыжки, физических способностей, быстроты. Упражнения на восстановление дыхания. Пальчиковая игра: «Деревья».

Декабрь (2-я неделя)

Зимующие птицы.

Лексический материал: Существительные: ворона, сорока, воробей, голубь, сова, дятел, кукушка, снегирь, синица. Прилагательные:  зимующие, перелетные, городские, лесные. Глаголы: зимовать, вить (гнезда), высиживать (птенцов), уничтожать, ухать, петь.

Логопед. Формирование лексико-грамматических категорий: обучение согласованию слов в предложении в роде, числе и падеже, согласование существительных с числительными «один», «два», «три», «четыре», «пять»; обучение образованию формы единственного и множественного числа существительных, Связная речь: составление рассказов-описаний по графической схеме (мнемотаблице), составление сравнительных рассказов, выделение общих признаков. Мелкая моторика: обводка, раскрашивание, изображение в шуме. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?»

Воспитатели. Рассматривание иллюстраций с узнаванием, запоминанием названий птиц. Составление описательного рассказа по графической схеме. Экскурсия в парк с родителями «Покорми птиц». Составление описательного рассказа из личного опыта. Рекомендованы:  Дидактическая игра и настольно-печатные игры на классификацию птиц. Моторика: Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей…», координация речи с движением «Снегири».

Художественная литература: В.Зотов  «Снегирь», «Клест-еловик» (из книги «Лесная мозаика»), М. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц?» (пересказ).

Смежные темы: зима, валеология, охрана природы.

Совместная работа специалистов.

Музыкальный руководитель. Распевка "Кукушка": упражнять в чистом интонировании терции. Музыкальное упражнение для релаксации "Сова": учить детей спокойно петь и расслабляться, закрыв глаза. Танец "Снегири": учить детей эмоционально передавать образ птиц, в соответствии с музыкальным произведением. Игра с пением «Ворон» - обр. Тиличеевой: двигаться в соответствии с плясовым характером песни, согласование движений с музыкой и пением.

Педагог-психолог. Этюды на эмоции: «Веселый воробей», «Быстрый дятел» и т.д., узнавание по показу. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания:  ритмическое упражнение «Снегири», пластический этюд «У кормушки», игра «Кто лишний?»,  игра «Приглашаем птиц в гости», лабиринт «Где живут птицы?»

Инструктор по физической культуре. Подвижная игра: «Птицелов» знание своей роли, правильное произношение речевого материала; пальчиковая игра «Птичья кормушка».

Апрель (3-я неделя)

        Комнатные растения.

Лексический материал: существительные: кактус, бегония и ее вид, пеларгония (герань) и ее виды, фуксия., традесканция, узамбарская фиалка (семполия), сансевиерия (щучий хвост), алое (столетник), кактус,  фикус, корень, стебель, лист, тепло, свет, влага, прилагательные: влаголюбивый, засухоустойчивый, вечнозеленый, гладкий, шершавый, колючий, толстый., тонкий, широкий, узкий.; глаголы: сажать, поливать, протирать (листья), рыхлить, завянуть.

Логопед. Формирование лексико-грамматических категорий: предлог «к», глаголы-антонимы. Связная речь: описания-сравнения 2-х комнатных растений, рассказы по моделям (о корне, стебле, листе). Мелкая моторика: раскрашивание, работа с карандашом.

Воспитатели: рассматривание комнатных растений в группе: названия, виды. Части растений (корень, стебель, лист). Комнатные растения как часть живой природы (забота). Сформировать представления о различных условиях жизнедеятельности растений (влаголюбивые, засухоустойчивые). Польза для человека. Правила ухода: полив, рыхление. Коллективный труд. Опыты: влияние тепла, света и воды на жизнедеятельность комнатных растений. Сравнение растений. Рассказы по моделям, по графическим схемам. Дидактическая игра «Елочка в гостях у комнатных растений». Моторика: речь с движением «На окне в горшочках», пальчиковая гимнастика «Фиалка».  Художественная литература: С. Аксаков «Аленький цветочек».

Смежные темы: времена года, растения, охрана природы.

Совместная работа специалистов.

Музыкальный руководитель. Музыкальная распевка «В нашей группе на окне!» Н.В. Нищевой: автоматизация йотированных звуков. Музыкальная игра «Найди себе пару»  латвийская народная  мелодия: ориентировка в пространстве. Распевка «Колокольчик»: уметь различать звучание двух колокольчиков (по высоте звука).

Педагог-психолог. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания:  игра «Покажи растение, которое я назову», игра «С какого растения листок», игра «Кактус», игра «Доскажи словечко» (тюльпан, гвоздика, мак), игра «Найти два одинаковых цветка». разрезанные картинки, логические упражнения. Пантомимика: «цветок», «растение», «завял цветок», «хочет пить».

Инструктор по физической культуре. Подвижная игра: «Кто быстрее посадит цветочек?», пальчиковая игра: « Наши алые цветы».  Дыхательное упражнение: «Ароматные цветы» (вдох через нос – длительный ротовой выдох).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Материалы  презентации  раскрывают  основные  направления и  виды  современной арт-терапии, используемые  в работе  с детьми  с тяжелым нарушением речи....

Коррекционно-развивающая программа для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена с учетом ФГОС дляработы с детьми ОВЗ...

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)

Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа....