Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.
консультация

Просекова Татьяна Геннадьевна

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

«СКАЗКА»

 "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"

(Доклад на педсовет) 

Подготовила: Просекова Т.Г.

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.

Группы комбинированного типа – это такие группы дошкольного образовательного учреждения, которые, наряду со здоровыми детьми, посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В группах комбинированной направленности реализуются две программы. Для детей с ОВЗ разрабатывается на основе основной образовательной программы дошкольного образования адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.

Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития.

Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.

Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:

- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- предупреждение нарушений устной и письменной речи;

- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;

-  воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.

Особенности детей ОВЗ:

- недоразвитие всех компонентов речи;

-несформированность коммуникативных навыков;

- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;

- отставание в становлении речи.

Эффективность коррекционно – развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от совместной работы учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя.

Реализация поставленных задач (психолого-педагогическое сопровождение) проводится по 3 направлениям:

- коррекционно – развивающая деятельность;

- формирование единого образовательного пространства;

- работа с родителями.

Учитывая образовательные потребности и особенности развития воспитанников, были созданы условия личностного развития детей данной категории:

- на подгрупповых занятиях используются разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие  - путешествие; занятие – игра;

- в свободной деятельности используются многофункциональные средства обучения: рамки – вкладыши, дидактические игры, проблемные ситуации, задания на смекалку;

- исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада(   );

- участие в конкурсах играет важную роль в развитии и дальнейшем становлении личности ребенка. Ребенок учится общению с другими детьми, приобретает навыки коммуникации;

- тематические развлечения ( …..) создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых;

- утренник является неотъемлемой частью всей общеобразовательной работы, проводимой в детском саду.

-  гражданско- патриотическое воспитание. Ежегодное участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы способствует воспитанию гражданско- патриотических чувств у детей.

- индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития и направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

Функциональные особенности ребенка мы развиваем с использованием следующих методик:

  • Артикуляционная гимнастика ( с элементами дыхательной и голосовой). выполняется  в течении дня  3-5 раз.
  • Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 - 5 раз в день.
  • корригирующая мини- гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
  • Вечерние индивидуальные занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение, по индивидуальным тетрадям детей.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  • Работа с родителями.    

Родителям оказывается помощь консультативного характера в ходе проведения индивидуальных бесед, родительских собраний совместно со специалистами ДОУ. Также имеются рабочие тетради по лексическим темам по закреплению изученного материала.

Вывод:

Проводимая работа по представленным направлениям позволяет корректировать и развивать особенности детей категории ОВЗ.

В группах компенсирующей направленности для детей имеющих нарушение речи оборудованы логопедические уголки.

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал:

  • пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши.)
  • пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  • материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации);
  • индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  • игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
  • игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  • материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"

Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями р...

Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности

В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...

Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)

Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности

Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...