Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.
консультация
Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«СКАЗКА»
"Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"
(Доклад на педсовет)
Подготовила: Просекова Т.Г.
Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.
Группы комбинированного типа – это такие группы дошкольного образовательного учреждения, которые, наряду со здоровыми детьми, посещают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В группах комбинированной направленности реализуются две программы. Для детей с ОВЗ разрабатывается на основе основной образовательной программы дошкольного образования адаптированная образовательная программа (инклюзивное образование) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Остальные дети группы комбинированной направленности обучаются по основной образовательной программе дошкольного образования.
Целью коррекционного обучения в группах комбинированной направленности является коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития.
Воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи (в соответствии с возрастом) с помощью специальных логопедических приемов и методов; подготовка воспитанников к обучению грамоте.
Основными задачами групп комбинированной направленности для детей с нарушениями речи являются:
- осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- предупреждение нарушений устной и письменной речи;
- развитие у детей произвольного внимания к звуковой стороне речи;
- воспитание стремления детей преодолеть недостатки речи, сохранить эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде.
Особенности детей ОВЗ:
- недоразвитие всех компонентов речи;
-несформированность коммуникативных навыков;
- повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов;
- отставание в становлении речи.
Эффективность коррекционно – развивающей работы в группе комбинированной направленности во многом зависит от совместной работы учителя – логопеда, педагога – психолога, воспитателя.
Реализация поставленных задач (психолого-педагогическое сопровождение) проводится по 3 направлениям:
- коррекционно – развивающая деятельность;
- формирование единого образовательного пространства;
- работа с родителями.
Учитывая образовательные потребности и особенности развития воспитанников, были созданы условия личностного развития детей данной категории:
- на подгрупповых занятиях используются разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие - путешествие; занятие – игра;
- в свободной деятельности используются многофункциональные средства обучения: рамки – вкладыши, дидактические игры, проблемные ситуации, задания на смекалку;
- исследовательская деятельность органично вписывается в систему образовательной работы детского сада( );
- участие в конкурсах играет важную роль в развитии и дальнейшем становлении личности ребенка. Ребенок учится общению с другими детьми, приобретает навыки коммуникации;
- тематические развлечения ( …..) создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых;
- утренник является неотъемлемой частью всей общеобразовательной работы, проводимой в детском саду.
- гражданско- патриотическое воспитание. Ежегодное участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы способствует воспитанию гражданско- патриотических чувств у детей.
- индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития и направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
Функциональные особенности ребенка мы развиваем с использованием следующих методик:
- Артикуляционная гимнастика ( с элементами дыхательной и голосовой). выполняется в течении дня 3-5 раз.
- Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3 - 5 раз в день.
- корригирующая мини- гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы. Выполняется ежедневно после сна.
- Вечерние индивидуальные занятия воспитателя с детьми по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение, по индивидуальным тетрадям детей.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Работа с родителями.
Родителям оказывается помощь консультативного характера в ходе проведения индивидуальных бесед, родительских собраний совместно со специалистами ДОУ. Также имеются рабочие тетради по лексическим темам по закреплению изученного материала.
Вывод:
Проводимая работа по представленным направлениям позволяет корректировать и развивать особенности детей категории ОВЗ.
В группах компенсирующей направленности для детей имеющих нарушение речи оборудованы логопедические уголки.
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал:
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши.)
- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации);
- индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода интеллект-карт в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, в условиях группы компенсирующей направленности.»
Представление опыта работы....
СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями р...
Совместное комплексно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в группе комбинированной направленности
В статье дается обоснование необходимости совместного планирования коррекционно-развивающей работы всех специалистов в группе комбинированной направленности, где наряду с детьми с нормальным речевым р...
Работа учителя-логопеда с детьми с тяжелым нарушениями речи в условиях введения и реализации ФГОС ДО (Формирование экспрессивного словаря в играх-экспериментах)
Сегодняшний день, наше государство и общество требует, чтобы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставл...
Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"
Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности
Организация коррекционной работы с детьми с нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
в статье отмечено, что использование ТРИЗ-технологии (система коллективных игр, занятий) в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующей направленности позволяет специал...