СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
статья по развитию речи (младшая группа)

Потапенко Мария Николаевна

Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Потапенко Мария Николаевна воспитатель ГБДОУ Василеостровского района детский сад комбинированного вида № 51

Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи. В специализированных дошкольных учреждениях, комплектующих группы детей с общим недоразвитием речи (ОНР), особенно важно своевременно использовать потенциальные возможности детей данной категории, максимально скорректировать недостатки в их развитии, преодолеть возможные трудности в дальнейшем школьном обучении. Дети с ОНР, при первично сохранном интеллекте, не могут самостоятельно овладевать учебными навыками. Более того, процесс обучения детей с общим недоразвитием речи имеет ряд особенностей, зависит от многих факторов, в частности, от тяжести и структуры речевого дефекта, от индивидуально-типологических особенностей. [1,с.21]

Помимо недоразвития всех компонентов устной речи – фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи, для детей с ОНР характерно недоразвитие процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: нарушение внимания и памяти, артикуляционной и пальцевой моторики, недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Коррекционно-образовательную деятельность в группах с ОНР ведут учитель-логопед и два воспитателя. Характерологические особенности воспитанников проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Воспитатели групп для детей с тяжелыми нарушениями речи сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям, обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых не возможна социализация и полноценное воспитание. [3,с.23]

Дети с ОНР к пяти годам, как правило, неправильно произносят от 10 до 20 звуков, а также не различают на слух близкие по звучанию: мягкие – твердые, звонкие – глухие звуки и т.п. Большинству из них недоступно произнесение слов со сложной слоговой структурой, например, водопроводчик, перекресток и т.п. В старшем дошкольном возрасте у них отсутствует готовность к звуковому анализу и синтезу, кроме того, словарь их беден. Рассказы таких детей схематичны, примитивны, лишены эпитетов и сравнений. Часты неточности в согласовании слов, пропуски или замены предлогов. Другими словами – нарушение всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Отсюда и название данного дефекта – ОНР. [2,с.203]

Нарушение артикуляционной моторики проявляется в ограниченности, неточности или слабости их движений. Артикуляция звуков речи происходит, когда перечисленные подвижные органы образуют смычки между собой или с неподвижными зубами и небом. Нарушение артикуляции приводит к их дефектному произношению, а часто и общей невнятности, смазанности речи.

Характерологические особенности детей с ОНР заметны любому воспитателю. Это проявляется на занятии, в игровой и бытовой деятельности. На занятиях часть детей быстро утомляется, начинает вертеться, разговаривать, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад, задания не воспринимают, а иногда и не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, излишне подвижны, трудно управляемы. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интерес к играм. Встречаются ребята с навязчивым чувством страха, повышенной впечатлительностью. Педагогам знакомы проявления негативизма, повышенной агрессивности или ранимости, обидчивости некоторых малышей. [2,с.17]

Воспитатели групп детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание, учитывая вышесказанное, в работе воспитателя логопедической группы основные направления работы – это коррекционно-воспитательное и образовательное. Другими словами, воспитатель помогает логопеду в исправлении нарушений речи и процессов, тесно связанных с ним, и осуществляет ряд образовательных задач, предусмотренных программой детского сада. Однако необходимо помнить, что из двух направлений коррекционно-воспитательное является более значимым, ведущим. Учитывая то, что для введения в самостоятельную речь слова ребенку необходимо не только многократно услышать новое слово, но и от 20 до 100 раз (в зависимости от степени и специфики речевого дефекта и особенностей протекания психических процессов) повторить новое слово, воспитателю необходимо добиваться многократного повторения новых слов каждым ребенком. Для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы требуется соблюдать единый речевой режим в течение всего дня, что означает:

  • - непрерывный контроль за речью каждого ребенка,
  • - неукоснительное соблюдение требований логопеда,
  • - исправление речевых ошибок каждого ребенка,
  • - работу по единой лексико-грамматической теме в течение недели,
  • - отработку речевых клише в процессе всех режимных моментов,
  • -систематическую работу над произношением и речью в целом по заданию логопеда. [1,с.63]

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем учителя - логопеда. Воспитатель в логопедической группе является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений, это и главная и специфическая функция. К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:

  • - закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
  • - максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
  • - систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей,
  • - развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
  • - совершенствование словесно-логического мышления,
  • - развитие артикуляционной и мелкой моторики. [2,с.123]

Индивидуальные занятия по заданию логопеда воспитатель проводит во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записывает в специальной тетради. Воспитатель успевает за час позаниматься лишь с 4-5 детьми. Важно, чтобы в это время все остальные дети были заняты тихими играми и не отвлекали занимающихся. Лучше всего для этой цели подходят настольные игры. А если воспитатель учитывает при распределении игр индивидуальные особенности ребят, то такая игра одновременно дает обучающий эффект. Например, для ребенка с нарушениями моторики воспитатель приготовит мозаику, нанизывание бус и т.д.

Занятия с детьми желательно проводить в специально оборудованном в группе логопедическом уголке. Занимаясь с ребенком важно помнить, что проговаривание фонетического материала происходит с выделением голосом закрепляемого звука. Педагог не должен пропускать ни одной фонетической ошибки в речи детей. Речевой материал следует проговаривать громко, четко, постепенно добиваясь правильности.

Занятия по развитию речи в логопедической группе существенно отличается от аналогичных занятий в массовом детском саду. Все виды работ на занятиях по развитию речи проводятся в рамках 3 – 4 лексических тем. Виды работ планируются с учетом обще дидактического принципа: от простого к сложному. Нецелесообразно в начале обучения требовать пересказов объемных текстов, составления рассказов-описаний. Начинать нужно с рассматривания объектов, картин, пересказов коротких текстов. Не проводится коллективное заучивание стихов из-за неправильного звукопроизношения. Требуется и уточнение значительно большего количества понятий. На занятиях необходимо обеспечение всех видов работы с наглядностью, исключение составляют игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения.

Работая с детьми на протяжении всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые понятия и слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь. Однако не вся словарная работа осуществляется воспитателем, он, как правило, ограничивается обиходно-бытовой лексикой. Учитывая то, что для закрепления в словаре одного нового слова, ребенку необходимо не только многократно услышать это слово, но и от 20 до 100 раз (в зависимости от степени нарушения речи, его специфики, особенностей протекания психических процессов) самостоятельно повторить его, воспитателю следует стимулировать собственную речь каждого ребенка. Не следует для таких упражнений стремиться собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4 – 5 детей. Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики, которая проводится после аналогичной работы логопеда и осуществляется в течение полутора-двух месяцев ежедневно, и развитие моторики пальцев рук. Опыт показывает, что достаточно 3 – 5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, перед обедом или ужином, что значительно улучшает произношение детей. Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы по возможности без помощи взрослого, поиграть на музыкальных инструментах с кнопками, собрать рассыпанные бусинки, мелкие предметы и т.д. полезно, чтобы в группе был оборудован уголок с перечисленными и другими предметами.

Работа с родителями. Эта работа осуществляется в большем объеме, чем логопедом, поэтому вместе с обычными целями, воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями: разъяснение заданий логопеда в тетради, объяснение терминов, название некоторых звуков и пр. Особенно тщательно эта работа проводится в начале обучения. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления материала, который записан в тетради, так как необходимо овладение этими знаниями, чтобы продвинуться дальше.

Другая специфическая форма работы – собрания и открытые занятия. Полезно объединять эти формы работы. На собраниях целесообразно проводить небольшие консультации для родителей, которые должны быть короткими, четкими, с конкретным необходимым для родителей материалом. [3, с.23]

Список литературы:

  1. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. /Под редакцией профессора С.С. Ляпидевского и кандидата педагогических наук В.И. Селиверстова. – М.: Просвещение, 1968.
  2. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2007.