Главные вкладки

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    Овчинникова Дарья Вячеславовна

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов

    детьми с тяжелыми нарушениями речи

    Из опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида

     № 465 г.о. Самара  Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dashin_doklad.docx24.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов

    детьми с тяжелыми нарушениями речи

    Из опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида

     № 465 г.о. Самара  Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

    При нормальном речевом развитии  предлоги довольно рано появляются в речи детей.

    В 2года 2мес - 2года 6мес появляются  предлоги  «У» и «ИЗ» с родительным падежом существительных. ( У мамы, из сумки),  предлог «с» с творительным падежом в значении совместного действия (с мамой), предлог «на» - предложный падеж со значением места (на окне, на столе)

    В 2,5-3 года усваивается винительный падеж с предлогом «под» (под книгу, под камень), родительный падеж с предлогом «через», «из», «для», «после».

    От 3-4 лет усваивается  родительный падеж  с предлогом «до» (обозначает предел действия-до леса), и предлог «вместо».

    К 4 годам ребенок практически овладел всеми предлогами, кроме сложных «из-за», «из-под».

    Сложность работы над предлогами заключается  в том, что предлог очень трудно выделить из спонтанной речи. Перед  педагогом  должен стоять вопрос: «Какова цель работы над предлогом?»

    • Сформировать понимание пространственного значения предлога.
    • .Сформировать представление о предлоге как об отдельно значимом слове
    • Сформировать умение слышать предлог во фразе.
    • Ввести предлог в спонтанную речь детей.

    Сначала выясняем, какие предлоги  ребенок понимает, как ориентируется в пространстве (на стол, под стол).  Сразу увидим, что ребенок  не понимает пространственного значения предлогов.

                                     Система работы над предлогами.

    1. Хорошо отрабатываем  понимание пространственного значения предлогов, манипулируя с предметами в пространстве.

    2. Плоскостное изображение предложных значений.

    3. Потом строим развернутую фразу с предлогом, используя картинку.

    4. Употребление предлога по представлению

    Работа над предлогом дает возможность повторить изученные предложные формы и идти дальше.

    Начинаем работу с предлога  « НА», хотя он есть у большинства детей. При работе с этим предлогом формируется понятие о предлогах, как о маленьких  отдельных словах.

    Предлагаем начать с игрушек, где отсутствует  во фразе предлог

    У детей в руках  кубик, даем задание; положи кубик стол. Выясняем, что инструкцию нельзя выполнить, так как не сказано важное маленькое слово НА. Без этого слова непонятно задание, слово надо уважать. Затем предлагается положить кубик на что-нибудь - на стол, на стул. Выясняем, что  НА  обозначает нахождение  на поверхность чего-либо. Показываем  плоскостное изображение предметов: картинки, где кошка на шкафу, чашка на буфете. После этого  распространяем  предложения  с ответом на вопросы: куда и где? При этом берем 2 предложения конструкции винительного  и предложного  падежа. Поставили на стол и стоит на столеположили на полку и лежит на полке. Далее можно использовать следующее  пособие: выставляются картинки:  яблоня, рябина, дуб, ель (как назвать одним словом?) А теперь скажите, что НА чем растет?

    На яблоне яблоки, на дубе желуди и т.д. Плоды размещаются на соответствующем дереве. Можно усложнить работу и разместить плоды неправильно, задается вопрос: «Что неправильно, где какие плоды растут?»

    По представлению дети употребляют предлог в следующей ситуации: составьте предложения, чтобы вы могли  сказать,  что НА чем?

                стол -  тарелка

                гнездо - дерево

                птица - крыша

                стул - мальчик

    ( Тарелка на столе, гнездо на дереве).

    Более сложное задание: нарисуйте яблоко и блюдо так, чтобы можно было употребить предлог НА.

    Следует взять и другие значения предлога НА,  для этого надо знать глагольное управление.

    - Значение ехать на чем-либо.

    Предъявляются картинки с изображением  различного вида транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, лошадь с телегой, велосипед, поезд, катер, самолет, вертолет. Все слова проговариваются. Дается обобщение: водный, воздушный, наземный транспорт. А теперь каждый скажет, на каком транспорте он поедет, фиксируется внимание на предлоге НА.

     Мы  употребляем  термин «предлог», кто-то из детей  запомнит, в то же время можно назвать и маленьким словом (тут же говорим маленькое слово НА, оно называется  предлог).

    Глагол смотреть на кого? на что? 

    Игра на внимание.  На кого я смотрю? На что я смотрю?

    Картинка «В зоопарке» На кого смотрит мальчик? Он смотрит   на слона, на лису, на медведя.

    Играть на чем? Лексическая тема музыкальные инструменты ( пианино, рояль и т.д.) Как назвать человека, который играет на музыкальных инструментах? Музыкант. На чем играет музыкант?  На скрипке играет скрипач, на пианино играет пианист .Необходимо  ввести эти слова хотя бы в пассив .

     Далее изучается предлог  -В-.

    Этот предлог в связи с тем, что  он часто оглушается, в речи мало слышен, большинством детей опускается, поэтому требует тщательной работы.

    1. Начинаем со значения предлога –В- - нахождение внутри чего-либо. Один из видов работы с использованием натуральной наглядности. Посмотрите, как Незнайка разложил предметы: сумка дамская со свеклой, конфетница с яблоками, ваза для цветов с конфетами, корзинка с кошельком. Скажите, где что лежит? А как надо правильно  разложить? После манипулирования с  натуральными предметами  проводим другие упражнения.

     Фланелеграф «Цветы». Ваза из бумаги с прорезями и цветы: роза, ромашка, тюльпан и т.д. Куда я поставила ромашку? (в вазу) Где стоит ромашка? (в вазе)

    Фланелеграф «Кто где живет?» Животные домашние и дикие, их жилище. (Белка живет в дупле, свинья живет в хлеву).

    Развивающий вид работы. Назови пары картинок и скажи, что в чем  и кто в чем может быть?

                                 Чашка-ложка

                                  Книжный шкаф - книжки

                                  Платье - шифоньер

                                   Автобус - мужчина

    Второе занятие уточняет значение предлога –В-, указывает  на направленность действия. Вопрос куда идут? Где были?

    Картинки: школьница с портфелем, женщина с хозяйственной сумкой, с рюкзаком и т.д.

    Игра: Где мы были, что мы видели? Предъявляем 6 больших картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни и города. Детям раздаются вперемешку по 4-5 маленьких карточек, которые соотнесены с лексическими темами: белка, еж, заяц, гриб, земляника, лодка, кувшинка, рыба, рак, трамвай, здание, троллейбус, василек, ромашка, кузнечики, бабочка, слон, верблюд, обезьяна, крокодил, корова, лошадь, трактор, коза. Рассмотри свои картинки и подумай, где ты мог быть, чтобы увидеть то, что у тебя на картинках? Где ты был и что ты видел?

    Я был в лесу и видел там белку и лису.

    Предлог -В- употребляется с  глаголом « играть» . По картинкам, личным впечатлениям  ребенок рассказывает, во что играют дети? ( в футбол, в волейбол)

    Следует провести занятие на дифференциацию предлогов В-НА

    1. Чебурашка прячется от детей, когда они закрывают глаза, на стул, в коробку, на подоконник, в шкаф,на шкаф и т.д. Дети отвечают, что Чебурашка спрятался в шкаф, а затем забрался на шкаф

    2. Дети отвечают на вопрос, что где растет? (Грибы, цветы полевые, садовые, лесные). Где растут помидоры, огурцы, яблоки, груши? ( В саду, на огороде).  По большой сюжетной картине  «Огород» выясняют, что растет на земле,  что в земле?

    Предлог -ИЗ-

    Начинаем изучать так же с манипулирования  различными предметами. Сначала отрабатываем  значение предлога вынуть, взять изнутри чего-либо. Раздаются различные геометрические фигуры   из бумаги, которые разложены в конвертики, коробочки, в пакетики. Откуда ты взял треугольник, квадрат и т.д.? Дети многократно повторяют предложения с предлогом ИЗ.

    Пособие «Айболит и звери». Откуда эти животные прибыли к  Айболиту? Кит приплыл из океана, Обезьянка прибыла из Африки. Лягушка прискакала из болота. Олень пришел из леса.

     Картинка с изображением жилища животных. Животные проснулись и покинули свои жилища. Кто откуда вышел, вылез?

    (Медведь вылез из берлоги)

    Второе значение предлога  -ИЗ-   - из чего сделан предмет?

    А)  Из чего сделан  предмет?

    Предъявляем деревянную ложку, стеклянную банку, железный половник и т.д. Из чего сделана ложка, банка, половник? (из дерева, из стекла)

    Ответь на вопросы: из чего сделан сыр? Пекут хлеб? Варят варенье? Шьют обувь?

    Б) Из каких частей состоит машина? Кресло?  и т.д.

    Дифференциация предлогов -В-ИЗ-

    Здесь нужно повторить приставочные глаголы, составляя предложения по демонстрации действий, по картинкам.

    Влетает в клетку - вылетает из клетки

    Входят в дом        - выходят из дома

    Въезжает в гараж  - выезжает из гаража

    Фланелеграф. Вперемешку картинки: учебники, ручка, пенал, портфель, молоко, сметана, холодильник, полка, шифоньер, пальто, куртка.  Скажи, где что лежит, откуда это достаем?

    ( сметану достаем из холодильника, ручка лежит в пенале)

    Игра «Упрямый ребенок»  Я скажу предложение со словом -В-, а ты скажешь наоборот, со словом -ИЗ-

    Люди едут в автобусе (Люди выходят из автобуса)

    Люди вышли из автобуса (Люди вошли в автобус)

    Скворец влетел в клетку (Скворец вылетел из клетки)

    Игра «Незнайка»

    Незнайка говорит неправильно, путает маленькие слова -В- и -ИЗ- .   Исправь ошибку

    Собака спит из конуре (Собака спит в конуре)

                 

      Предлог С (со)

    Первоначально изучается в значении совместности действия. Рассматриваются картинки, где мама с дочкой, папа с сыном, бабушка с внучкой. Скажи, кто с кем идет?

    Картинки, где изображены люди, несущие  разные предметы.  Плотник с топором, женщина с букетом, с сумкой и т.д. Кто с чем идет?

    На  наборном полотне  разнообразные картинки с изображением  кондитерских  изделий.

    Задается вопрос: «С чем девочка может пить чай?» (девочка может пить чай с печеньем) Постоянно обращаем внимание на предлог -С-.

    Повторяется тема «Детеныши диких и домашних животных»

    С кем пойдет гулять мама лошадь (детеныш)?

    Лошадь с жеребенком, коза с козленком и т.д.

    С кем встретились герои сказок? Маша с медведем, Красная Шапочка с волком, лиса с колобком, Ваня с гусями-лебедями

    Игра: Сказочный магазин (лесной магазин).  Звери пришли в магазин, с чем они выйдут из магазина?

    Лиса с гусем, медведь с медом, еж с яблоком

    Необходимо провести дифференциацию предложных форм творительного падежа (с кем? с чем?) с беспредложной формой (кем? чем?) Для этого предъявляются парные картинки.

    Идет с чем? С удочкой. Ловит чем? Удочкой.

    Стоит с чем? С веником. Подметает чем? Веником

    Мальчик с чем? С молотком.  Забивает чем? Молотком

    Идет с сачком. Ловит сачком. Идет с топором. Рубит топором

    Далее изучаем предлог -С- в значении откуда? С чего? (взять, упасть, снять с чего-либо).  Этот предлог изучается в паре   НА-С. Проводим связь, что лежало НА столе, а  взяли со стола.

    Затем даются более сложные задания. Положи предмет так, чтобы красный кубик можно было снять  с синего. Коробку с книги.  Каждый раз сравнивается значение предлогов   НА и С.

     Дается задание построить предложения по картинке.

    Ваза упала со стола. Чайник упал со стола. Полотенце упало с веревки.

    Фланелеграф. Откуда упали эти плоды?  Сначала повторяем названия деревьев, потом плодов. Что где росло? Что и откуда упало? (сосна, яблоня, дуб, береза, шишка, яблоко, сережки, желудь)

    Яблоко упало с яблони. Шишка упала с сосны.

    Фланелеграф. Цветы.

    Летала оса и села НА ромашку. Посидела она НА ромашке  и взлетела с  ромашки.

     По аналогии составляем предложения, называя все цветы.  

    Предлоги  У, ВОЗЛЕ, ОКОЛО берутся вместе. Они имеют общее значение, но предлог  -У- еще имеет значение принадлежности  -У  КОГО?-

    Повторяется тема «Животные и их детеныши»  (У лисы лисенок. У белки бельчонок).

     С предлогом -У- мы отрабатываем лексическую тему  «Части тела животных».Обращаем внимание на тот словарь, который не актуализирован у детей. Показываем часть тела и спрашиваем: Что у коровы? Вымя, рога. У лошади? Грива, хвост, Что у рака? и т.д.

    Отгадай, кто к нам пришел:

    У него рога, ноги, копыта (козел)

               Ноги, копыта, грива? (конь)

                Копыта, пятачок, хвостик? (поросенок)

    Воспитатели группы  под руководством учителя-логопеда постоянно пополняют методическую копилку упражнений, которые способствуют закреплению предлогов в речи ребенка с нарушениями речи.  Составляются дидактические игры, подбираются соответствующие предметные и сюжетные  картинки, подбирается наглядность для фланелеграфа. В настоящее время работу над предлогами  я стараюсь представить в форме презентаций, такая подача материала вызывает интерес у дошкольников, легче актуализируется словарь, поставленные речевые функции закрепляются в более короткие сроки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи

    Представленный материал позволяет в игровой форме выполнять тренировочные упражнения для закрепления в речи детей с тяжелыми  нарушениями речи наиболее часто употребляемых предлогов....

    «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя на базе логопедической группы».

    Пояснительная записка к программе «Степ-аэробика – как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), в системе взаимодействия учителя-логопед...

    Детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы руководителя ДОУ)

    Детство – это самая удивительная, прекрасная и незабываемая пора в становлении человека. Ребенок рождается, растет и воспитывается в младенческом возрасте в семье, затем наступает детство, появляется ...

    Конспект занятия "Насекомые" для детей 4-5 лет с тяжелым нарушением речи. Составила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №67 компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга.

    Большая, красивая "бабочка" рассказала историю о "Веселом цветочке", у которого сильный ветер сорвал все лепестки. Теперь он стал грустным. Дети решили помочь цветочку и  отпр...

    Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет (старшая группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)

    Рабочая программа деятельности воспитателей с детьми 5-6 лет(старшей группа компенсирующей направленности с детьми с тяжелыми нарушениями речи)...

    Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)

    В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи....

    Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).

    Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...