Наглядное моделирование – перспективное направление познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ( из опыта работы)
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В  выступлении обобщен опыт работы воспитателя компенсирующего вида по использованию технологии моделирования в процессе познавательно-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_naglyadnoe_modelirovanie.docx48.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад компенсирующего вида  №16  «Ёлочка»

городского округа Ступино

Московской области

Выступление

«Наглядное моделирование –

перспективное направление

познавательно-речевого развития  детей

с тяжелыми нарушениями речи»

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель

Хвощинская Н.Л.

2020 год

Слайд 1. Титульный лист.

      Познавательно-речевое развитие является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики, направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

     Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.

Слайд 2.  Основные задачи познавательно-речевого развития детей

в соответствии с ФГОС.

  • Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
  • Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
  • Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
  • Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
  • Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявлению самостоятельности в познавательно-речевой деятельности.
  • Поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Слайд 3. Реализация задач познавательно-речевой деятельности в детском саду компенсирующего вида для детей с ТНР. 

     Реализация задач познавательно-речевой деятельности особенно актуальна в  работе с детьми, посещающими наш детский сад компенсирующего вида для детей с ТНР. В тесном сотрудничестве педагогов нашего детского сада проводится систематическая и углубленная работа в данном направлении.

Слайд 4. Технология моделирования.

    Практика  моей педагогической деятельности показала, что одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познавательно-речевой деятельности дошкольников, является моделирование.

     Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. То есть, в основе технологии моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком, стилизованным изображение предмета, графической моделью, буквой.

     Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что для решения детьми какой-либо задачи, используются схемы, модели, которые в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи тех или иных объектов, делая их видимыми.

     Это особенно важно для дошкольников, поскольку их умственные задачи решаются с преобладающей ролью внешних факторов. Зрительный материал усваивается лучше словесного.  

      Моделирование способствует эффективному решению задач познавательно-речевого развития дошкольников.

Слайд 5. Задачи технологии моделирования.

  • Активизация развития мыслительной и речевой деятельности;
  • совершенствование наглядно-образного мышления;
  • формирование предпосылок развития логического мышления;
  • развитие памяти.

Слайд 6. Актуальность  технологии моделирования.

  • Поддерживает интерес к занятию, помогает преодолеть быструю утомляемость у детей с ТНР;
  • облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
  • систематизирует знания.

Слайд 7. Работа с наглядной пространственной моделью.

     Использую приемы моделирования в различных видах деятельности с детьми,  в процессе проведения ООД.

Например, во время конструктивно-модельной деятельности с детьми, на занятиях и в самостоятельных строительных играх дети создают постройки по предложенному чертежу.  Такие задания учат анализировать, рассуждать, взаимодействовать, развивают воображение, упражняют детей в ориентировке в пространстве.

Слайд 8. Работа с планом-схемой.

    Поиск предметов с использованием плана-схемы группы помогает развитию ориентировки в пространстве не только относительно себя, но и относительно других предметов. Работа с планом-схемой развивает мышление, повышает заинтересованность детей в выполнении задания.

Слайд 9. Схемы физических упражнений.

     В процессе выполнения физических упражнений предлагаю схемы с разнообразными положениями фигуры человека. Дети упражняются в использовании зеркального отражения, озвучивая свое положение. Это очень затруднительно для многих детей, но они стараются! Развиваются зрительное восприятие, внимание. А в результате неоднократного повторения подобных заданий у детей появляется  устойчивый, положительный результат.

Слайд 10. Использование модели – круги Эйлера.

      Часто в процессе ООД в старшей и подготовительной группе использую модель - круги Эйлера. Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Используя круги Эйлера, дошкольникам важно продемонстрировать все варианты расположения множеств относительно друг друга.

     Использую эти модели для формирования и  закрепления обобщающих понятий и  классификационных отношений между ними.

Слайд 11. Использование системы ТРИЗ – «ММЧ».

Эффективным методом, позволяющим максимально развивать познавательный интерес и стимулировать речевую активность, является ТРИЗ-технологии.  Я использую прием – «Моделирование Маленькими  Человечками». Сущность ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества МЧ. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному.

Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Человечки газообразных веществ находятся в постоянном  движении.

Воспитатель называет предмет или агрегатное состояние воды, а дети со сверстниками воспроизводят эту модель, занимая соответствующее положение, относительно друг друга.

Слайд 12. ТРИЗ – «Согласование». 

     Аналогичные задачи решаются при использовании ещё одного из приемов ТРИЗ  –  «Согласование». Прием ТРИЗ – согласование  побуждает детей думать, рассуждать, наглядно демонстрировать результат своей мыслительной деятельности.

     Ребенку дается карточка с изображением предмета, явления природы, и он с помощью модели «Маленькие Человечки» рисует графическую схему и озвучивает выполненное задание.

Слайд 13. Прием ТРИЗ - «Чудесная лесенка».

Использую в своей работе с детьми Прием ТРИЗ - «Чудесная лесенка» - это схема алгоритм, при помощи которой дети получают знания не только о любой системе, предмете и явлении, но и самостоятельно создают развернутые рассказы.

     Детям дается опора, план для составления рассказа о любых системах, предметах, явлениях. План этот представляет выбранный объект как систему, позволяет создавать полные, очень интересные рассказы.

     Использование данного приема развивает познавательные интересы,  связную речь детей, дает возможность превращать изучение любой темы в увлекательное «мыслительное конструирование», снимает психологическую инерцию.

Слайд 14.  Рассказы-описания, рассказы из личного опыта.

Использую наглядные модели и при составлении рассказов на описание, рассказов  из коллективного и личного опыта. В данном случае использую модели,  представляющие собой опорные стилизованные картинки, схемы соответствующие основным частям рассказа.

Изображение на картинках помогает детям легко справляться с заданием, строить свои высказывания последовательно, связно, пользоваться распространенными предложениями. У детей складывается определенный алгоритм построения рассказа.

Естественно, прием наглядного моделирования на занятиях  использую не постоянно. Это может ограничивать творчество детей. Здесь важно найти разумное сочетание всех методов и приемов обучения детей.

 

Слайд 15.  Пособие Н.Е.Арбековой.

     Начиная со средней группы для реализации задач познавательно-речевого развития и коррекции речи детей используем пособия Н. Е. Арбековой. Они удобны тем, что охватывают работу практически по  всем лексическим темам, рекомендованым программой, по которой мы работаем (под ред. Н. В. Нищевой).

     По каждой лексической теме автор предлагает не только модель для составления описательного рассказа, но и разнообразные интересные дидактические игры, загадки, стихи и рассказы.

Слайд 16.  Рассказы- описания. Интернет – помощник.

     Использую ресурсы интернета, использую готовые модели. Эти модели более красочные, разнообразные. Это помогает разнообразить работу по развитию связной речи.

Слайд 17. Использование моделирования при пересказе.

  В старших группах применяю различного типа модели, схемы и  при пересказах. Задаваемые после прочтения рассказа, сказки  вопросы, позволяют отметить, что использование моделей повышают уровень восприятия содержания рассказа, сказки.   Дети лучше понимают  смысл произведения, без затруднения пересказывают после двукратного повторения, при этом сохраняется логическая последовательность содержания рассказа, увеличивается возможность детей передать образность языка.

Слайд 18.  Заучивание стихотворений, книжки-малышки.

      Определенную трудность вызывает у детей с ТНР и разучивание стихотворений. А использование моделей в виде контурных рисунков (уменьшенное воспроизведение предметов и явлений живой и неживой природы), стилизованных моделей « ключевых слов» значительно повышает продуктивность запоминания, а также увеличивает долговременность запоминания.

     В практике своей работы часто использую при заучивании стихотворений такой прием, как «изготовление книжки и запись в нее стихотворения».

На самом первом из занятий, такого типа, объясняю детям, что сегодня они будут создавать «Книжку – малышку». В книжке много страничек. В книжке мы будем делать рисунки. Каждая страничка-рисунок будет о чем-то рассказывать, чтобы потом книжку можно было «читать». Далее изготавливаем первую книжку. Уместить всю работу по изготовлению такого пособия в рамки одного занятия по разучиванию стихотворения очень сложно, поэтому,  сначала делаем схематичные зарисовки, а дальнейшую работу по оформлению выполняем в процессе самостоятельной деятельности детей.

Слайд 19.  Заучивание стихотворения «Апрель»!

(Мастер- класс  «Изготовление «Книжки- малышки»)

Сегодня я предлагаю Вам изготовить такие «Книжки- малышки».

Сначала надо поделить лист формата А4 на 8 частей. При этом сгибается лист 1 раз пополам по длинной стороне листа; хорошо проглаживаем  и разворачиваем.

А теперь складываем лист два раза пополам по короткой стороне листа; и хорошо прогладить, развернуть и разрезать лист по этим линиям.

У нас получилось 4 листа, вкладываем листы один в один и соединяем

степлером.  

Основа готова! Заполняем содержание.

Первая страничка – обложка.

Давайте с вами сегодня «запишем» в книжку стихотворение  С. Маршака «Апрель».

Слайд 20. Заключение.

«Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором  - педагогом!    Ищите, творите!» - Г.К. Селевко.

(Геннадий Константинович Селевко).

(Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...

Перспективное планирование коррекционной работы в средней группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи) на 2013-2014 учебный год.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)Развитие словаря1.  Расширение пассивного словарного запаса и активиза­ция в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим ...

Детский сад для детей с тяжелыми нарушениями речи (из опыта работы руководителя ДОУ)

Детство – это самая удивительная, прекрасная и незабываемая пора в становлении человека. Ребенок рождается, растет и воспитывается в младенческом возрасте в семье, затем наступает детство, появляется ...

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик»

Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитиюв средней группекомпенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик&raq...

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Статья «Как развивать мелкую моторику у детей в детском саду с ОВЗ (тяжелым нарушением речи)» (из опыта работы учителя - логопеда).

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно – практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельности передвижения, ставят ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в...