Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с ОНР.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Практика работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.
Дети с ОНР, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_zakrepleniyu_upotrebleniya_predlogov.docx | 596.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов
детьми с ОНР.
Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.
Практика работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, вводятся графические схемы-карточки, которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.
Дети с ОНР, испытывают трудности, связанные с ориентацией в окружающем пространстве. Отсюда несформированность пространственных понятий и трудности формирования навыков правильного употребления предлогов. Отмечается следующая последовательность появления частей речи в развивающейся детской речи: существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, наречия, числительные, служебные слова.
Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и не производные.
Предлоги появляются позже всех знаменательных частей речи.
Для ознакомления детей с предложными конструкциями лучше использовать дидактические игры. Это самый эффективный метод воздействия на ребёнка, так как игра - основной вид их деятельности.
Работа над предлогами проводится поэтапно. Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: в, на, под, нужно учить детей выполнять действия с предметами. Например, « Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал».
Сложность работы над предлогами заключается в том, что предлог очень трудно выделить из спонтанной речи. Перед педагогом должен стоять вопрос: «Какова цель работы над предлогом?»
- Сформировать понимание пространственного значения предлога.
- .Сформировать представление о предлоге как об отдельно значимом слове
- Сформировать умение слышать предлог во фразе.
- Ввести предлог в спонтанную речь детей.
Сначала выясняем, какие предлоги ребенок понимает, как ориентируется в пространстве (на стол, под стол). Сразу увидим, что ребенок не понимает пространственного значения предлогов.
Система работы над предлогами.
1. Хорошо отрабатываем понимание пространственного значения предлогов, манипулируя с предметами в пространстве.
2. Плоскостное изображение предложных значений.
3. Потом строим развернутую фразу с предлогом, используя картинку.
4. Употребление предлога по представлению
Работа над предлогом дает возможность повторить изученные предложные формы и идти дальше.
Так как детям с ОНР легче строить высказывание с наглядной опорой, предлагаем составлять предложения с использованием разнообразных наглядных пособий.
В старшей группе детей учат:
— понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около; правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
— дифференцировать предлоги: на — в, на — под, кот; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам. На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» используем термин «маленькое слово».
В подготовительной группе проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:— понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;— правильно употреблять их с существительными и прилагательными; дифференцировать предлоги: из—с, над—под, из-под—из, из-за—из; анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т. д.);— составлять схему предложения с предлогом в схеме. На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог». Большое внимание на всех занятиях уделяется демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных, громко и чётко выделенных интонационно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи
Представленный материал позволяет в игровой форме выполнять тренировочные упражнения для закрепления в речи детей с тяжелыми нарушениями речи наиболее часто употребляемых предлогов....
Методические рекомендации по закреплению лексических категорий (логопедических тем)
Методические рекомендации содержат серии заданий и упражнений по отработке и закреплению лексических тем для дошкольников....
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г...
Презентация по закреплению употребления предлога "НА"
В игровой презентации ребенок сможет зактерпить произношение предлога "на"...
Презентация по закреплению употребления предлога "НА" 2 часть
В игровой форме предлагаем закрепить четкое произношение предлога "На"...
Понимание и употребление предлогов детьми дошкольного возраста (проект, элементы)
В процессе логопедической работы по развитию пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность пространственного восприятия и пространственных представлений в онтоге...
Закрепление употребления предлогов в активной речи дошкольников
Разные виды упражнений по закреплению употребления предлогов в активной речи дошкольников...