Методические рекомендации по закреплению лексических категорий (логопедических тем)
методическая разработка на тему

Сафьяненко Алена Константиновна

Методические рекомендации содержат  серии  заданий и  упражнений по отработке и закреплению лексических тем для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rekomendatsii_vesna.docx15.12 КБ
Файл metod.rek_.semya_.docx13.23 КБ
Файл metod.rek_._professii.docx14.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей

по закреплению с детьми дошкольного возраста

лексической темы «ВЕСНА»

Составитель:

учитель-логопед

Сафьяненко А.К.

  1. Вспомнить и назвать времена года. Уточнить последовательность смены времён года. Спросить у ребёнка, знает ли он, какое время года сейчас? Попросить назвать предшествующее весне и последующее за весной время года.
  2. Понаблюдать вместе с ребёнком за весенними изменениями в природе.
  3. Повторить и закрепить названия весенних месяцев.
  4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Назови как можно больше слов признаков и слов-действий:
  • Весна (какая?) – ранняя, тёплая, долгожданная.
  • Солнце (какое?) - …
  • Почки (какие?) - …
  • Листья (какие?) - …
  • Солнце весной (что делает?) – греет, припекает, ласкает, согревает.
  • Листья на деревьях (что делает?) - …
  • Ручьи (что делают?) - …
  1. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.
  • Зимой снег чистый, а весной - …
  • Зимой дни холодные, а весной -…
  • Зимой солнце тусклое, а весной - …
  • Зимой погода часто пасмурная, а весной - …
  1. Назови цветы, которые весной появляются первыми. Как ты думаешь, почему их называют первоцветами?
  2. Рассказать ребёнку, для кого делают скворечники, как и из чего их делают.
  3. Выучить загадку, отгадать:

Домик этот без окон,

Только вход есть и балкон.

В дом забраться нелегко,

Он над нами высоко.

Ни ступенек, ни крыльца…

Для какого ж он жильца?



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации  

по закреплению с детьми старшего дошкольного возраста

лексической темы «СЕМЬЯ»

Составитель:

учитель-логопед

Сафьяненко А.К.

  1. Поговорить с ребёнком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты

живёшь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов твоей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье?

  1. Предложить ребёнку назвать

фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.

  1. Предложить ребёнку закончить предложение:

Мама, папа, брат, сестра – это …

  1. Отгадать загадки на тему «Кто я?»:

У меня есть мама и папа. Кто я?  (дочь, сын)

У меня есть бабушка и дедушка. Кто я?  (внук, внучка)

У меня есть тётя и дядя. Кто я?  (племянник, племянница)

Я мальчик, кем я прихожусь сестре?  (брат)

Я девочка, кем я прихожусь брату?  (сестра)

  1. Расскажи про обязанности каждого члена семьи. Кто какую работу выполняет дома?
  2. Поиграть в дидактическую игру: «Подбери признак». Нужно подобрать как можно больше подходящих слов:

Мама (какая?) - …..

Бабушка (какая?) - ….

Дедушка (какой?) - …

Папа (какой?) - …

Я сам (сама) какой (какая)? - …

  1. Образуй родственные слова по образцу.

Образец: платок мамы – мамин платок.

Слова: инструмент папы, фартук бабушки, шляпа дедушки.

  1. Поиграть в дидактическую игру: «Покажи где…»:  мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы . «Семья»

  1. Нарисуй «фотографию» своей семьи.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по закреплению с детьми старшего дошкольного возраста лексической темы «ПРОФЕССИИ»

Составитель:

учитель-логопед

Сафьяненко А.К.

  1. Найти и вместе с ребёнком рассмотреть картинки. Познакомить его с названиями профессий. Закрепить в словаре обобщающее слово «профессии».
  2. Расскажи, кем работают и чем занимаются на работе твои родители. Назови профессии людей, которые трудятся в детском саду.
  3. Упражнение: «Угадай профессию». Послушай слова-действия, подбери к ним нужную профессию:
  • Лечит людей (кто?) - …
  • Водит машины, автобусы (кто?) - …
  • Учит детей в школе (кто?) - …
  • Воспитывает детей в детском саду (кто?) - …
  • Продаёт товары (кто?) - …
  • Строит дома (кто?) - …
  • Кто работает с фотоаппаратом?
  • Кто работает кистью?
  • Кто работает за компьютером?
  1. Упражнение: «Нелепицы». Послушай предложения. Исправь ошибки.
  • Сапожник шьёт одежду, а портной шьёт обувь.
  • Продавец выдаёт книги, а библиотекарь продаёт книги.
  • Садовник выращивает цыплят, а птичница выращивает цветы.
  • Учитель лечит больного, а врач учит учеников.
  • Музыкант играет в хоккей, а хоккеист играет на пианино.
  1. Выучить стихотворение наизусть, ещё раз повторить профессии:

Разные профессии

Самолётом правит лётчик,

Трактор водит тракторист,

Электричку – машинист.

Стены выкрасил маляр,

 Доску выстрогал столяр,

В доме свет провёл монтёр,

В шахте трудится шахтёр,

В жаркой кузнеце – кузнец,

За прилавком – продавец.

Кто всё знает – молодец!

                                    (А.Шибаев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематический план(примерный) и рекомендации по закреплению лексических тем родителям и воспитателям.

Используемые мною формы взаимодействия с родителями и частично с воспитателями  в процессе изучения лексических тем в коррекционной группе(5-7 лет). Рекомендации по закреплению л...

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи

Представленный материал позволяет в игровой форме выполнять тренировочные упражнения для закрепления в речи детей с тяжелыми  нарушениями речи наиболее часто употребляемых предлогов....

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

Картотека логопедических домашних рекомендаций по закреплению лексических тем.

Картотека логопедических домашних рекомендаций по закреплению лексических тем....

Рекомендации по закреплению лексической темы "Животные южных и северных стран"

Материал для закрепления у детей с тяжелыми нарушениями речи знаний по данной лексической теме во второй половине дня  воспитателями логопедических групп, для повторения дома с родителями....

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с ОНР.

               Практика  работы (с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР  испытывают трудности в освоении предложно-пад...

Рекомендации для закрепления лексической темы "Хлеб.Зерно.Весенние сельскохозяйственные работы"

Задания для закрепления изученной темы дома содержат упражнения на развитие лексико-грамматических категорий, накопления пассивного и активного словаря. Задания для развития пространственного и логиче...