Из опыта работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Социально значимой задачей в работе воспитателя является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями речи.
Работа с детьми с ТНР дошкольного возраста заставляет задуматься над путями совершенствования содержания и методов обучения для повышения эффективности подготовки детей к обучению в школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Для работы с детьми с ТНР дошкольного возраста использую различные методы для исправления недостатков речи: проводятся упражнения на релаксацию, дыхательные упражнения. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Для развития мелкой моторики, использую материал Марии Монтессори (перебирание фасоли и гороха, материал на сортировку, материал из практической зоны и др.), различные массажеры для рук, выкладывание из цветных палочек, пуговиц, нанизывание предметов на веревочку, пальчиковые игры.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности создаю доброжелательную обстановку, сглаживаю отрицательные проявления в поведении детей, связанные с переживанием за свой дефект ( неловкость, скованность), вселяю в ребенка уверенность в свои силы в преодолении речевых трудностей.
Очень часто именно режимные моменты наиболее благоприятны для поддержания инициативной речи детей. Раздевалка, умывальная комната, спальня, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня многократно активизирую и закрепляю новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь.
Идет обогащение и активизация словаря, ребенок упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.
В индивидуальной работе с детьми применяю технологию проблемного диалога, которая побуждает воспитанников к самостоятельному или совместному формулированию темы, осознанию противоречий — «Какая будет тема?», «Чего мы не знаем?», «Так бывает или нет? Почему?», «Правильно ли я говорю (делаю)?», «Что оказалось лишним и по каким причинам?», «Что не соответствует?».
Использование заданий на исключение 4-го лишнего предмета и продолжение ряда формируют у ребенка операции анализа услышанных звуков на слух, умение доказать выбранный ответ.
При выполнении упражнений «Отгадай загадку», «Закончи стихотворение» ребенок учится подбирать подходящие в рифму слова, соответствующие логическому смыслу произведения. Свой ответ ребенок должен обосновать, используя слова — подсказки из услышанного (загадки, стихотворения).
Использую технологию развития критического мышления «Так бывает или нет» (построение предложений с нарушенной логической последовательностью), «Исправь предложение», «Найди пару», «Соседи», закрепляя навык использования в речи сложных предложений, помогая дошкольнику устанавливать связи между словами и предметами.
Важно помнить успех коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя. Каждый решает свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г...

СТАТЬЯ "РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
Социально значимой задачей в работе воспитателя дошкольных учреждений комбинированного вида является подготовка детей к успешному обучению в школе, особенно это касается детей с тяжелыми нарушениями р...

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"
Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...

Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа.
Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа....

Консультация для воспитателей "Организация и содержание работы воспитателя с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи"
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевые нарушения ослабляют у детей коммуникативную, планирующую и знаковую фу...

Инновационный проект «Мой веселый, звонкий мяч!» для коррекционной работы психолога с детьми с тяжелым нарушением речи.
Бурное развитие информационных технологий, доступность компьютерных устройств, изменения в сферах коммуникаций негативно сказываются на образе жизни взрослых и детей. Образ жизни становится менее акти...

Использование тактильно – кинестетической стимуляции при автоматизации и дифференциации звуков в работе логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
При коррекции речевых нарушений очень часто традиционные подходы оказываются не эффективными, и это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных приёмов в коррекционной работе.За основу взята мето...
